С января 2019 года в Украине прекратил свое действие «ночной тариф» на электроэнергию, который позволял бизнесу экономить до 70% затрат на этот энергоресурс.
Такое изменение стало естественным следствием перехода страны к рынку электрической энергии, увеличению мощностей генерации в часы пик (солнечные электростанции), пишет UBR.ua. Однако оно может привести к весьма болезненным результатам: реформа неизбежно увеличит затраты бизнеса и обернется тотальным подорожанием их товаров и услуг. В первую очередь, говорят эксперты, это коснется производителей продуктов питания, электрометаллургической промышленности, производства сортовых и листовых марок стали.
Ранее облэнерго поставляли электроэнергию коммерческим потребителям по дифференцированному тарифу, который утверждала НКРЭКУ. Дешевле всего киловатт-час света обходился бизнесу ночью – с 11 вечера до 7 утра энергию они могли покупать за 30% от ее дневной стоимости. Логика такого дисконта проста: в этот период потребление резко снижается, и в энергосистеме возникают серьезные дисбалансы. А скидка стимулировала предприятия организовывать ночные смены, спасая энергетиков от технологических кризисов.
«На ночном тарифе строился бизнес многих предприятий, у которых есть круглосуточное производство. Те производства, которые работали в ночную смену, прежде всего хлебопекарни, испытают на себе отмену этого тарифа», – прокомментировал директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
С 1 января цена на электроэнергию определяется не установленным Нацкомиссией тарифом, а прямыми договоренностями между облэнерго и потребителями. В идеале новая цена электроэнергии на розничном рынке должна определяться условиями, которые есть на рынке оптовом, то есть нагрузкой сети. А тариф в таких условиях может меняться каждый час и зависит от источника происхождения электроэнергии. Например, если больше всего отдают в сеть атомные электростанции, то и отпускная цена для потребителей будет низкой. Если же основным производителем окажутся дорогие источники генерации, такие как ТЭС или СЭС, то и тариф будет выше. Но это в теории, в реальности же все зависит от договоренностей между поставщиком и потребителем.
В НКРЭКУ трагедии во вступивших в силу изменениях не видят, и призывают не паниковать – в связи с запуском рынка элетроэнергии в 2019 году отмена ограничителей со стороны Нацкомиссии была неизбежной. И строго формально тариф никто не отменял, он сам «ушел» в связи с переходом на рыночное ценообразование.
«Говорить об отмене ночного тарифа не совсем корректно. Введен почасовый учет электроэнергии, и теперь осуществляется почасовая ее продажа. Отныне потребители и поставщики договариваются сами о тарифах и условиях без вмешательства регулятора, ведь формат свободных рыночных отношений — это условие рынка электрической энергии. Поставщик вправе оставить льготные условия для потребителей и сделать цены даже ниже, чем были. Если он этого делать не будет, то в дальнейшем просто потеряет клиента, который может отказаться от его услуг и уйти к другому поставщику», – прокомментировали в НКРЭКУ.
Металлургические предприятия, генерирующие солидную часть валютной выручки страны, от новых правил не пострадают. Поскольку уже давно установили автоматизированную систему коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ), которая и ранее позволяла получать ресурс по фактическому тарифу. Хотя новые правила отнюдь не обязывают поставщика следовать данным этой системы, он всегда готов пойти навстречу крупному бизнесу, который обеспечивает значительную часть доходов.
«Предприятия «Интерпайп» покупают электроэнергию не у облэнерго, а у компании, которая ранее классифицировалась как «поставщик по нерегулируемому тарифу». Весь прошлый год мы уже добровольно работали по системе почасового определения стоимости электроэнергии, поэтому для нас с 1 января не изменилось ничего», – прокомментировал директор по корпоративным отношениям «Интерпайп» Дмитрий Кисилевский.
Но если крупные коммерческие потребители, затраты на электроэнергию которых доминируют в себестоимости производимой продукции, давно подготовились к реформе, для среднего и малого бизнеса она обернется серьезными затратами. К примеру, цена того же АСКУЭ стартует с 50-60 тыс. грн. А масштабная энергомодернизация, которую рекомендуют бизнесу энергетики, может стоить миллионы.
«Логичным шагом станет повышение энергоэффективности: организация системы энергоменеджмента, замена освещения на LED-светильники, установка собственных генераций и преобразователей частоты, модернизация или замена оборудования. Такие мероприятия помогут сэкономить и в дневное время. Чтобы понять, как именно предприятие может повысить энергоэффективность и уменьшить расходы не только на электроэнергию, необходимо сначала провести энергоаудит», – рекомендует менеджер по энергоэффективности ДТЭК ЭСКО Антон Ковалишин.
Впрочем, экономия в будущем потребует значительных вложений уже сейчас. К тому же, эффективность такой модернизации далеко не всегда значительна. Например, заменой лампочек в пекарне ощутимой экономии не добиться. Ведь основным потребителем здесь являются печи, КПД которых в силу технологических особенностей и без того весьма высок.
Да и защитить потребителя от произвола поставщика, если тот вдруг решит поднять тариф, энергомодернизация никак не поможет. Конечно, в крупных центрах поставщики под угрозой нашествия конкурентов вряд ли позволят себе распоясаться, но в глубинке, где такие риски в обозримой перспективе не просматриваются, подобное вполне возможно.
«Рынка электроэнергии фактически у нас еще нет, и ресурс в областях продают не три конкурирующих поставщика, а один. То есть все тот же монополист, который произвольно может рисовать любые цены. Под удар попадают хлебопекарни, производители молока и переработчики мяса, работающие в ночные смены – т. е. практически вся пищевая промышленность. И выход в этой ситуации один – повышать цены. Если себестоимость производства вырастет, никто работать в убыток не будет», – прокомментировал UBR.ua президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Впрочем, хлеб с прилавков, конечно, никуда не пропадет. Рабочий процесс не остановится.
«У нас в основном вся выпечка производится в ночную смену. И как бы не менялся тариф на электроэнергию, ночные смены будут продолжать работать, чтобы потребитель имел возможность получить горячую свежую продукцию утром, а не ночью», – прокомментировали на Фастовском хлебокомбинате.