ZpTown

Власти ищут средства на ремонт частных электросетей в карманах простых граждан, а не у собственников

Украинские облэнерго, находящиеся в руках у олигархов, износились и срочно требуют ремонта. Так нам говорят с экранов телевизоров и СМИ. То есть олигархи убедили НКРЭКУ и правительство в том, что им нужно еще «бабла» на обновление своих активов.

Действительно, как оказалось, действовавшие тарифы, оказывается, не учитывали необходимости проведения технического обслуживания и ремонтов (ТОиР) электросетей (речь идет об изношенности «низковольтных» электросетей, доставки электроэнергии от высоковольтных подстанций облэнерго в квартиры каждого из нас. Не знаю, будет ли возбуждено уголовное дело против того, кто умышленно (или ошибочно) не учел в формировании тарифа ТОиР сетей или против тех, кто, получая заложенные в стоимость тарифа средства на этот самый ТОиР, использовал их не по назначению — нецелевое использование средств.

Факт остается фактом — взлетят тарифы на электроэнергию, что повлечет за собой автоматический рост цен на товары и услуги и, как следствие, обнищание еще какой-то части населения. Но, как нам говорят, сегодня компании не имеют достаточных средств не только для проведения модернизации инфраструктуры, но даже для выполнения всех видов плановых ремонтных работ.

Глава совета Всеукраинской энергетической ассамблеи (BEA) Иван Плачков, пояснил, что удорожание электроэнергии для бытовых потребителей лишь оттягивается во времени, однако в дальнейшем цена будет расти – из-за износа инфраструктуры, необходимости ее ремонта, а также повышения себестоимости производства. Назвав отечественный энергетический комплекс «ретроэнергетикой», Плачков также сравнил его с американскими автомобилями 50-60-х годов, которыми до сих пор пользуются на Кубе – «их ремонтируют, они едут, но при этом сжигают огромное количество топлива».

«У нас энергетика неэффективная и самая энергозатратная в мире. Чтобы выработать 1 МВт, потребляется энергоресурсов в два раза больше относительно нормального среднеевропейского показателя. Затраты угля на ТЭС достигают 400 грн./кВт⋅ч – невиданный показатель», – поясняет Плачков.

Тем не менее, как известно, «зеленая» энергетика сильно влияет на стоимость электроэнергии в сторону ее увеличения. И это связано с тем, что когда-то для ее развития власти набросили на себя, а вместе с собой и на простых людей, антиконституционную «удавку», необоснованно завысив «зеленый» тариф и привязав его к курсу евро. С тех пор вся сгенерированная «зеленая» электроэнергия обязана быть выкуплена по дорогому тарифу, после чего ее объем, выраженный в гривнах, смешивается с более дешевыми киловаттами – атомными и гидро, а после этого формируется цена, по которой нам и «втюкивают» эту энергию для бытовых нужд.

Понятно, что после такого «ноу-хау» ветро- и солнечные электростанции начали появляться в Украине как грибы после теплого дождя — это верный путь к финансовому успеху собственников ВЭС и СЭС. А для потребителей — гарантия постоянного роста тарифа на ближайшие 10 лет, тем более, что “зеленый” тариф “привязан” к иностранной валюте “евро”. Но дело в том, что цена «зеленой» электроэнергии экономически не обоснована. Она почти дармовая — уголь, нефть, газ покупать не нужно — эта энергия возобновляется самой природой. Требуемые затраты – только на оборудование, монтаж, дешевые ТОиРы (так как оборудование новое, неизношенное) и зарплату персонала. Это говорит о том, что фактическая себестоимость «зеленой» электроэнергии на порядок должна быть ниже той, что производят ТЭС, ГЭС и, возможно, АЭС. Но, как я уже писал выше, власти заключили соцобязательства, тем самым, затянув на себе петлю, поэтому не могут в одностороннем порядке изменить их условия. А бизнес, конечно, не «ведется» на все просьбы властей снизить тарифы или уменьшить срок действия кабального меморандума – ему это невыгодно.

Между тем, власти могли бы вполне законно снизить «зеленые» тарифы, не нарушая пунктов соглашения.

Вижу два способа.

Оба основаны на ст. 13 Конституции, согласно которой, все ресурсы принадлежат народу Украины.

Первый — не миксовать «зеленую» электроэнергию с произведенной другими способами при продаже населению. В этом случае цена может взлететь для промышленности, а вместе с этим поднимется стоимость товаров и услуг. Поэтому способ неприемлем, так как ценовой бумеранг вернется к простым украинцам.

Второй, считаю его более правильным — ввести рентную плату на народные ресурсы (в данном случае, солнечная энергия и атмосферный воздух (его поток называется ветром)), «привязав» ее к тарифу «зеленой» электроэнергии. То есть, величина тарифа останется той, что в меморандуме, но олигархи начнут платить за пользование народным ресурсом, а не брать его бесплатно. Причем, оплата, как и сам тариф будут зависеть от курса евро: чем он выше, тем больше тариф (это условие из меморандума) и тем выше рента (база для этого налога – количество проданных киловатт-часов). Полученные таким образом налоги направлять на компенсацию тарифов на электроэнергию для населения, природоохранные мероприятия, развитие энергетики и электросетей (госсектор). Здесь было бы правильно привлечь к ответственности тех, кто ранее решил, что воздух и солнечная энергия для олигархов бесплатны и отдавал народные ресурсы воротилам бизнеса задаром.

Ну, и наконец, было бы интересно провести инвентаризацию использования промышленностью всех ресурсов, описанных в Конституции. Они должны покупаться у народа Украины, который право их администрировать, согласно Основному закону, передал избранной власти страны. Например, ранее я писал, что атмосферный воздух вообще берут абсолютно бесплатно для нужд металлургии, химии и других видов промышленной деятельности.

Еще один аспект проблемы — продажа электроэнергии по классам напряжения. Известно, что электросети условно поделены на низковольтные и высоковольтные. Тариф на распределение (доставку) электроэнергии сильно зависит от этого (класс напряжения). Например, сегодня Запорожьеоблэнерго (далее, ЗОЭ) оказывает услугу распределения по следующим тарифам: 1 класс (свыше 27,5 КВ) — 94,44 грн./МВт-час, а по 2 классу (до 27,5 КВ) — 843,90 грн./МВТ-час. Как видно, разница почти на порядок. Связано это как раз с затратами на ТОиР сетей: в низковольтных они больше, ведь туда могут влезть самозванные «электрики», нанести вред, да и количество таких сетей огромное.

Когда разница в тарифах большая, всегда найдутся те, кто захочет на этом заработать. В основном — пути незаконные. Вот, некоторые из них:

1. «Серый» — вроде законный, но непонятно, кто разрешил государственным чиновникам так делать? Итак, взять в аренду подстанцию или ее ячейку, на которую приходит ЛЭП с напряжением более 27,5 КВ (так сделали Завод ферросплавов (ПС Ф2), Запорожсталь (ПС М2) и пр.), после чего оплачивать уже не по тарифу 2 класса, а по первому классу! Стоимость аренды намного ниже разницы в цене на распределение электроэнергии между 1-м и 2-м классами напряжения при большом потреблении электроэнергии. Здесь было бы все законно, если бы поставщик был частным собственником: договор аренды — добровольное решение двух сторон (ГКУ). Но ЗОЭ имеет 60% государственных акций, а значит, его руководство должно мыслить державными категориями. Кто и на каком основании разрешил ЗОЭ заключить договор аренды, чтобы перевести больших потребителей на более низкий тариф, тем самым обойти Постановление НКРЭКУ от 13.08.1998 № 1052 о классах напряжения. Это приносит государству ежемесячные убытки, исчисляемые миллионами гривен.

Запорожцы помнят публичную “возню” в начале 2010-х вокруг желания владельцев Завода ферросплавов взять в аренду подстанцию Ф-2, находящуюся в собственности ЗОЭ, предприятия с большинством государственных акций. Подключили трудовой коллектив, задерживая работникам зарплату. В результате сопротивление госорганов было сломлено – подстанцию передали в аренду ЗЗФ. Хотя непонятно было одно, почему было принято такое решение, поддержать частный бизнес за счет налогоплательщиков? В этой ситуации был выход: ЗФЗ в те годы принадлежал успешному Приватбанку Игоря Коломойского. Поэтому пару десятков миллионов гривен могли найти на строительство новой подстанции с тем, чтобы продолжить работу по действующим в Украине правилам – платить за распределение по 1 классу. Но госорганы (а это, наверняка, конкретные фамилии) поступили вопреки интересам налогоплательщиков и разрешили аренду.

Аналогичная ситуация была и с Запорожсталью, но только это было сделано позже и без лишнего шума.

2. «Черный» — незаконный. Одно предприятие (с первым классом напряжения) продает электроэнергию своему аффилированному предприятию, подключенному к его подстанции линиями электропередач со вторым классом напряжения (маленькие заводики запитаны напряжением ниже 27,5 КВ), по договорному тарифу, который выше или равен тарифу первого класса (по которому первое предприятие покупает распределение у ЗОЭ), но ниже тарифа второго. Это приводит к конкурентным преимуществам на рынке производимой данным аффилированным предприятием продукции. Государство же теряет приличные суммы на разнице в тарифах разных классов напряжения при оплате за распределение электроэнергии.

Такие правоотношения, например, между Запорожсталью и ЗЛМЗ с 2016 года, момента образования второго предприятия. Потребляемые ЗЛМЗ природный газ и электроэнергия включаются в коммунальные расходы договора аренды движимого и недвижимого имущества, хотя Законом о ЖКХ, действовавшим до 2018 года, эти виды энергии не должны были включаться в указанные расходы. Согласно действовавшим тогда на рынке правилам, Запорожсталь должна была заключить с ЗОЭ договор на совместное использование технологических электросетей, которыми передается электроэнергия для ЗЛМЗ. Договора между ЗОЭ и ЗЛМЗ нет и до сих пор. Не было его и до 1 января 2019 года, момента, когда в Украине вступил в действие закон о рынке электроэнергии. Поэтому энергопоставляющая компания за более, чем трехлетний период понесла миллионные убытки, так как получала от Запорожстали оплату по первому классу напряжения за весь объем поставленной электроэнергии, хотя должна была заключить договор с ЗЛМЗ и брать за распределение электроэнергии по второму классу напряжения – а это 1-1,4 ГВт в месяц (в зависимости от времени года). Разница в тарифах, действующих сегодня, указана выше в статье.

Такой обман выявить просто: базу ЕГРПОУ предприятий региона, где действует ЗОЭ, необходимо сравнить с базой ЕГРПОУ предприятий, которые заключили договоры на распределение электроэнергии с этим оператором, после чего проверить, за счет какого ресурса работают те предприятия, которые не попали во вторую базу. После наложения штрафов и получения компенсации за фактическое воровство электроэнергии, а также правильного последующего подключения этих «хитросделанных» юрлиц, может выясниться, что тарифы на электроэнергию и поднимать населению не нужно. Аналогичные схемы наверняка работают по всей Украине.

Справка, данные SMIDA:

1. Акции ПАО «Запорожьеоблэнерго» на 4 кв. 2020г.

Фонд госимущества (государство) — 60.2475%
BIKONTIA ENTEPRISES LIMITEDКІПР 12.3077% — Константин Григоришин и Игорь Коломойский
КЕРЕЛІО КОММЕРШІАЛ ЛІМІТЕД (KERELIO COMMERCIAL LIMITED)КІПР 7.0897% — Оксана Марченко
ЛЕКС ПЕРФЕКТА ЛІМІТЕД (LEX PERFECTA LIMITED)КІПР 16.5226% — Игорь Суркис

2. Акции Запорожского завода ферросплавов на 4 кв. 2020г. Акции оффшоров Оксаны Марченко (декларация Виктора Медведчука):

— МАТРІМАКС ЛІМІТЕД (MATRIMAX LIMITED)КІПР 22.4486% акций,
— ТАПЕСТА ЛІМІТЕД (TAPESTA LIMITED)КІПР 18.8903% акций;
— СОЛТЕКС ЛІМІТЕД (SOLTEX LIMITED)КІПР 22.4486% акций;
— МАТРІМАКС ЛІМІТЕД (MATRIMAX LIMITED)КІПР 22.4486% акций.

Всего 86,2361% акций.

Еще 7.7508% принадлежат через компанию ХЕЛІФІЛД ХОЛДІНГЗ ЛІМІТЕД (HALEFIELD HOLDINGS LIMITED)БЕЛІЗ группе Приват Игоря Коломойского.

P.S.

Эта статья была опубликована на сайте 13 мая, а уже на следующий день сайт был взломан и простоял до сегодняшнего утра, 17 мая. Восстановить данные новостей за 13 и 14 мая, к сожалению, не удалось. Но статья, как видите, сохранилась.

Exit mobile version