Министр обороны России Сергей Шойгу заявил 24 августа, что российские войска замедляют общий темп своих наступательных операций в Украине, подтвердив при этом, что цели России в войне не изменились.
На встрече с министрами обороны государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Шойгу заявил, что российские войска будут снижать темпы наступательных операций в Украине, сознательно стремясь минимизировать потери среди гражданского населения [но сразу после этого заявления российские войска совершили обстрел станции Чаплино в Днепропетровской области, в результате которого погибли 23 человека, в том числе двое детей, – ZpTown]. Шойгу подтвердил, что операции в Украине идут по плану и что российские войска выполнят все свои задачи, поддержав оценку ISW о том, что максималистские стратегические цели России в войне в Украине не изменились. Минобороны России ранее делало аналогичные заявления в связи с темпами операций в Украине. [Однако такие заявления делаются, чтобы оправдать свою неспособность быстрых продвижений из-за кадрового и теперь снарядного “голода”, – ZpTown]
Заявление Шойгу также может представлять собой попытку Минобороны России установить информационные условия, чтобы объяснить и оправдать незначительные успехи, достигнутые российскими войсками в Украине за последние шесть недель. С тех пор, как российские силы возобновили наступательные операции после паузы 16 июля, российские войска получили около 450,84 кв.км. новой территории, что примерно равно площади Андорры. Российские войска потеряли примерно 45 000 кв.км. территории с 21 марта (предполагаемая дата самого глубокого продвижения российских войск в Украину), площадь больше, чем Дания. Как ранее оценивал ISW, российские войска не могут преобразовать ограниченные тактические успехи в более широкие оперативные успехи, и их наступательные операции на востоке Украины достигли кульминации. Заявление Шойгу, вероятно, является попыткой завуалировать эти недостатки.
Ключевые выводы
Основное усилие – Восточная Украина (в составе одного подчиненного и двух вспомогательных усилий)
Основное усилие – Восточная Украина
Подчиненные основные усилия — юг Харьковской, Донецкая, Луганская области (цель России: окружить украинские силы на востоке Украины и полностью захватить Донецкую и Луганскую области, территорию, на которую претендуют прокси России на Донбассе)
24 августа российские войска нанесли ограниченные наземные удары юго-западнее и юго-восточнее Изюма. Генштаб Украины сообщил, что российские войска безуспешно пытались продвинуться в направлении Новой Дмитровки (25 км к юго-западу от Изюма) и провели безуспешную попытку боевой разведки в районе н.п. Богородичное (25 км к юго-востоку от Изюма). Российские войска также продолжали артиллерийские удары по линии Изюм — Славянск и вблизи границы Харьковской и Донецкой областей.
24 августа российские войска не наносили подтвержденных наземных ударов по Северску и продолжали авиационные и артиллерийские удары по Северску и прилегающим населенным пунктам.
24 августа российские войска продолжали наземные атаки к северо-востоку и югу от Бахмута. Украинские и российские источники сообщали, что российские войска продолжали боевые действия в районе Соледар-Бахмутское, в 10 км к северо-востоку от Бахмута. Российские источники утверждали, что наемники группы Вагнера контролируют восточную часть улицы Патриса Лумумбы, которая проходит на запад от Покровского до Бахмута. Генштаб Украины также сообщил, что российские войска вели наступательные операции в районе н.п. Кодема (13 км к юго-востоку от Бахмута). Российские войска нанесли авиационные и артиллерийские удары по Бахмуту и окрестным населенным пунктам.
24 августа российские войска нанесли наземные удары для наступления с западной окраины Донецка. В Генштабе Украины заявили, что российские войска пытались провести наступательные действия в направлении Пески, Невельское и Победа, которые образуют линию вдоль западной окраины города Донецк. Российские источники сообщили, что войска России и “Донецкой Народной Республики” (ДНР) продолжают продвигаться на запад от позиций у Песков в направлении Невельского, Первомайского и Опытного и наносят артиллерийские удары для поддержки наземных атак в направлении Авдеевки.
24 августа российские силы провели ограниченные наземные атаки к юго-западу от Донецка. По сообщениям, российские войска пытались продвинуться в направлении Новомихайловка (25 км к юго-западу от Донецка), Павловка (45 км к юго-западу от Донецка) и Великая Новоселка (75 км к юго-западу от Донецка). Украинский Генштаб дополнительно сообщил, что российские силы обстреляли Угледар, вероятно, продолжая попытки перерезать наземные линии связи, которые проходят от Угледара до Марьинки и района Донецка.
Усилие поддержки № 1 – город Харьков (цель России: защитить наземные пути сообщения до Изюма и не допустить выхода украинских войск к границе с Россией)
Под Харьковом российские войска не проводили подтвержденных наземных атак, но продолжали обстрел прифронтовых населенных пунктов, включая Слатино, Русские Тишки, Верхний Салтов, Пришиб, Рубежное и Одноробовку. Местные харьковские власти сообщили, что российские войска нанесли удары по Докучаевскому — пригороду примерно в 23 км от центра Харькова — из ЗРК С-300, приспособленной для ударов по наземным целям. Российские войска продолжают наносить удары по промышленной базе Украины в Харькове. 23 августа российские войска нанесли ракетный удар по Харьковскому приборостроительному заводу имени Шевченко на юге Харькова.
Усилие поддержки № 2 – Южная ось (цель России: защита Херсонской и Запорожской областей от украинских контратак)
24 августа российские войска провели ограниченный наземный штурм на северо-западе Херсонской области, но подтвержденных территориальных завоеваний не добились. Генштаб Украины сообщил, что украинские силы отразили наступление российских войск в направлении Николаевки к югу от административной границы Херсонской и Днепропетровской областей. Российские силы продолжали наносить авиаудары в районе украинского плацдарма за рекой Ингулец, к северо-западу от города Херсон и вблизи административной границы Херсонской и Днепропетровской областей.
Украинские силы продолжали обстреливать российские наземные линии связи, а также позиции в Херсонской и Запорожской областях. Советник Херсонской областной администрации Сергей Хлань подтвердил, что 24 августа украинские силы нанесли удар по мосту через Днепр над шлюзом Каховской ГЭС. На кадрах с геолокацией также виден дым вокруг Каховского моста. Южное оперативное командование Украины сообщило, что украинская авиация нанесла удары по пунктам сосредоточения российской техники в Нововознесенском, Архангенском и Правдино, расположенных вдоль административной границы Херсонской области. На кадрах в социальных сетях также запечатлен украинский удар по российскому складу боеприпасов в Токмаке, примерно в 50 км к северо-востоку от Мелитополя.
24 августа российские силы продолжали обстреливать и запускать ракеты по Запорожской, Днепропетровской и Николаевской областям. Российские силы дважды запускали неуказанные ракеты по городу Запорожью, в результате чего была повреждена жилая инфраструктура. Южное оперативное командование Украины сообщило, что российские войска запустили ракеты ПВО С-300 в районе Березнеговатого (примерно в 20 км к северо-западу от украинского плацдарма за рекой Ингулец). Официальные лица Николаевской области также сообщили об обстрелах вблизи линии соприкосновения. Официальные лица Днепропетровской области сообщили, что российские войска обстреляли район Днепра двумя ракетами Х-22. Российские силы продолжали вести огонь из систем РСЗО «Град» и ствольной артиллерии по Никопольскому району и населенным пунктам Криворожского района из систем РСЗО «Ураган».
Назначенный Россией глава военно-гражданской администрации Запорожской области Владимир Рогов заявил, что 24 августа украинские силы обстреляли пляж Энергодара и промзону, но не представил визуальных доказательств. ISW не может самостоятельно идентифицировать претензию или сторону, ответственную за сообщение об обстреле. На кадрах, опубликованных в социальных сетях 23 августа, видно, что лесные пожары, как сообщается, охватили южные промышленные и жилые районы Энергодара в городе.
Усилия по мобилизации и формированию сил (цель России: увеличение боевой мощи без проведения всеобщей мобилизации)
Субъекты Российской Федерации (регионы) продолжали формировать новые добровольческие отряды для усиления войны России в Украине. Алтайский край объявил о формировании пяти добровольческих частей: батальонов «Калашников» и «Алтай», а также рот «Скурлатова» и «Катунь», взвода «Бия». Местные СМИ не уточнили, будут ли в Алтайском крае предлагать единовременные премии за зачисление, но отметили объявленную месячную зарплату в размере от 30 000 до 300 000 рублей (примерно от 500 до 5 000 долларов США). Местное издание Республики Татарстан «Бизнес Онлайн» заявило, что отнесение российскими властями таких добровольческих формирований к «батальонам» завышает фактическую численность новобранцев в каждом добровольческом отряде, который структурно больше соответствует мотострелковой роте. Издание отмечает, что ранее в России не было территориальных добровольческих отрядов, как это было принято в Донецкой и Луганской “Народных Республиках” (ДНР и ЛНР) с 2014 года, и что российские силы могут стать моделированием таких подразделений по образцу прокси-подразделений “ДНР” и “ЛНР”, таких как батальоны «Восток» и «Сомали».
Личный состав батальона варьируется в размерах в любой армии в зависимости от специализации батальона, но рекламируемые российские добровольческие подразделения невелики, а сообщаемые уровни заполнения еще ниже. Большинство «батальонов» (и даже некоторые «полки») скорее всего будут иметь размер усиленных рот. Также следует отметить, что эти специальные добровольческие батальоны не описываются как батальонные тактические группы (БТГ) и не имеют структуры, подобной БТГ. Непонятно, как они применяются на поле боя, если только не собираются как конструктор “Лего” друг с другом или с остатками уже развернутых БТГ. Понятно, что добровольческий «батальон» не имеет ничего общего с условной боевой мощью батальонной тактической группы, вторгшейся в Украину в феврале, даже если не принимать во внимание неопытность и возраст многих добровольцев и очень ограниченную подготовку, которую они получают перед развертыванием для боевых действий. «Бизнес Онлайн» также сообщил, что набор в добровольческие отряды в течение лета сократился и что местные российские чиновники активизируют рекламную деятельность в некоторых регионах. Издание утверждало, что в начале призывной кампании в начале июня в Республике Татарстан было всего 10-15 заинтересованных новобранцев, а к концу кампании их число, как сообщается, увеличилось втрое. Сообщение издания подтвердило оценку ISW о том, что в августе субъекты федерации начали повышать единовременные бонусы за призыв для повышения уровня набора. Издание добавило, что российские субъекты федерации также начали рекламировать военные контракты в общественном транспорте и другие вербовочные кампании «за кулисами», но отметили, что спонсируемые Кремлем источники не распространяли такую рекламу.
Кремль, вероятно, пытается оградить жителей Москвы от кампании по призыву в армию, что может привести к некоторой социальной напряженности. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков опроверг информацию о формировании в Москве добровольческого полка «Собянинский полк» 13 июля, вскоре после того, как российское оппозиционное издание «Медуза» сообщило, что военкоматы Москвы начали набор в полк трудовых мигрантов и жителей разных регионов России. «Бизнес Online» отмечает, что после опровержения Пескова все дискуссии в прокремлевских СМИ о «собянинском полку» прекратились. Внезапное изменение в репортажах может свидетельствовать о том, что Москва прекратила вербовку в «Собянинский полк», чтобы избежать критики вербовочной кампании со стороны населения российской столицы. Очевидное отсутствие добровольческого отряда в Москве также может вызвать некоторую критику со стороны других союзных республик.
Деятельность на оккупированных Россией территориях (цель России: укрепить административный контроль над оккупированными территориями, установить условия для потенциальной аннексии Российской Федерации или какого-либо другого политического устройства в будущем по выбору Москвы)
Поддерживаемые Россией оккупационные власти продолжали сталкиваться с различными вызовами. В результате атаки украинских партизан с применением самодельных взрывных устройств (СВУ) 24 августа был убит назначенный Россией глава Михайловки Запорожской области, что, вероятно, является частью более широкой кампании украинских партизан, направленных против конкретных пророссийских администраторов, которые пытаются продвигать интеграцию оккупированных регионов в российскую систему. Украинский центр сопротивления также сообщил, что российские силы в оккупированной Луганской области разогнали митинг, организованный женами, матерями и родственниками силовиков “Луганской Народной Республики” (ЛНР), захваченных украинскими войсками. Грабительские мобилизационные процессы в “ЛНР” и сообщения о том, что Кремль считает боевиков “ДНР” и “ЛНР” наименее приоритетными в обмене пленными, вероятно, усугубляют социальные трения в “ЛНР” и затрудняют последовательное управление оккупационными режимами.
Поддерживаемые Россией прокси-лидеры продолжают принимать меры по контролю за законодательной и административной интеграцией оккупированных территорий в соответствующие российские системы. Глава “ДНР” Денис Пушилин 24 августа встретился с депутатом Госдумы РФ Вячеславом Володиным, чтобы обсудить активизацию работы по гармонизации законодательных институтов “ДНР” с российскими законодательными процессами. Гармонизация законодательного процесса в “ДНР” с российским, вероятно, позволит Кремлю усилить юридический контроль и надзор за внутренними юридическими и бюрократическими делами прокси-республик. Глава “ЛНР” Леонид Пасечник встретился с делегацией партии «Единая Россия», чтобы обсудить оказание «Единой Россией» «всесторонней помощи» Донбассу, включая образовательную поддержку. Пасечник также подтвердил, что российские власти занимаются депортацией детей с оккупированных территорий Украины в Россию, и заявил, что его администрация планирует выявлять детей, «нуждающихся в психологической помощи», и переводить их в Кисловодск для «реабилитации». Как ранее сообщал ISW, российские власти, вероятно, используют воспитательные лагеря и психологическую реабилитацию, чтобы облегчить депортацию детей в Россию в рамках более широкой кампании по замещению населения.
Институт изучения войны (ISW), США
Ранее:
Анализ боевых действий в Украине и усилий по мобилизации в России за минувшие сутки 23.08.2022: ISW