Президент России Владимир Путин принимает участие в саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который проходит в Узбекистане.
Вчерашний день расставил практически все точки над i. По реакции большинства глав государств, принимающих участие в саммите, абсолютно понятно, что центром притяжения и силы в организации является Китай в лице Си Цзиньпина.
Путин, а вместе с ним и Россия находятся на периферии реальной повестки саммита. Уже то, что Путина у самолёта не встретил президент Узбекистана, который предпочел ему встречу Си Цзиньпина, говорит о многом. Долгожданная для Путина встреча с китайским лидером вообще закончилась ничем. Путин много жаловался Си Цзиньпину на свою нелегкую судьбу и многочисленные проблемы, обвиняя во всех грехах «общих врагов», но кроме дежурных слов сочувствия и понимания ничего в ответ не получил.
Несмотря на натянутую улыбку и ободряющие слова Лаврова, никаких изменений в «лучшую сторону» в российско-китайских отношениях в ближайшее время не будет. Китай ничем не поможет сверх того, что есть на сегодняшний день, да и то под вопросом. Кульминацией общения Путина и Си Цзиньпина на полях саммита стал вопрос лидера Китая Путину: «уверен ли российский президент, что все цели поставленные им перед специальной военной операцией на территории Украины будут достигнуты?». Когда Путин ответил утвердительно, Си Цзиньпин улыбнулся и с недоверием покачал головой.
Уже по итогам вчерашнего дня с уверенностью можно сказать, что на проекте ОДКБ поставлен большой крест, а архитектура системы безопасности «Среднеазиатского региона» будет сформирована на условиях, которые предложит Китай и возможно, при определенных условиях, Турция. Турция становится основным игроком, а также центром силы и влияния на Кавказе с перспективами уравновесить влияние Китая в Средней Азии. Россия рассматривается исключительно как «сырьевой придаток». Путин проиграл всё. Даже Лукашенко беззастенчиво клянчит деньги у Алиева и Эрдогана в присутствии Путина.