Назначенные Россией оккупационные власти в Луганской, Донецкой, Херсонской и Запорожской областях объявили 20 сентября, что они проведут «референдум» о присоединении регионов к России, “голосование” по которому состоится с 23 по 27 сентября. При этом, как заявил представитель запорожской оккупационной администрации Рогов, в состав России намерены включить и находящиеся под контролем украинских властей части указанных областей, не охваченные “голосованием”.
Кремль воспользуется сфальсифицированными результатами этих фиктивных референдумов для незаконной аннексии всех оккупированных Россией частей Украины и, вероятно, также объявит неоккупированные части Донецкой, Херсонской и Запорожской областей частью России.
Планы Кремля по аннексии в первую очередь нацелены на внутреннюю аудиторию; Путин, вероятно, надеется улучшить возможности России по формированию вооруженных сил, призвав россиян идти добровольцами на войну, чтобы «защитить» недавно заявленную российскую территорию. Путин и его советники, по-видимому, осознали, что нынешних российских сил недостаточно для завоевания Украины и что усилия по быстрому созданию крупных вооруженных сил путем добровольной мобилизации не удовлетворяют требованиям российских вооруженных сил. Таким образом, Путин, вероятно, устанавливает правовые и информационные условия для улучшения формирования российской армии, не прибегая к расширенной воинской повинности, изменив баланс кнута и пряника, который Кремль использует для стимулирования добровольной вербовки.
Путин может полагать, что он может апеллировать к русскому этнонационализму и защите якобы «русских народов» и претендовать на “иконно русские” земли для создания дополнительных добровольческих сил. Он может полагаться на усиленную риторику отчасти потому, что Кремль не может позволить себе служебные стимулы, такие как бонусы и льготы по трудоустройству, которые он уже пообещал российским новобранцам. Но Путин также добавляет новые и более суровые наказания, пытаясь сдержать риск краха российских воинских частей, воюющих в Украине, и уклонения от призыва в России. Кремль поторопился с принятием нового закона через Государственную Думу 20 сентября в обход обычных парламентских процедур. Этот закон кодифицирует резко ужесточенные наказания за дезертирство, отказ от приказов о призыве на военную службу и неповиновение. Он также криминализирует добровольную сдачу и делает сдачу преступлением, наказуемым десятью годами тюремного заключения. Примечательно, что закон не предписывает полномасштабную мобилизацию или более широкую воинскую повинность и не предусматривает какой-либо подготовки к таким действиям. Украина уже обратилась к российским военным, сообщив, что факт добровольной сдачи будет засекречиваться, а сообщать будут о захвате военнопленных, а не их сдаче, даже, если такой факт имел место.
ISW не обнаружил никаких доказательств того, что Кремль в ближайшее время намерен изменить свою практику призыва на военную службу. Новый кремлевский закон касается усиления принудительного добровольчества Кремля, или того, что чеченский лидер Рамзан Кадыров назвал «самомобилизацией».
Кремль предпринимает шаги для непосредственного увеличения численности сил за счет продолжения добровольной самомобилизации и расширения своих законных полномочий по отправке российских призывников, уже имеющих силы, для ведения боевых действий в Украине.
Незаконная аннексия Путиным оккупированной украинской территории расширит внутреннее юридическое определение «российской» территории в соответствии с российским законодательством, что позволит российским военным законно и открыто использовать призывников, уже состоящих в российской армии, для ведения боевых действий на аннексированном востоке и юге Украины. Российское руководство уже направило в Украину недоученных призывников, что является прямым нарушением российского законодательства, и столкнулось с негативной реакцией внутри страны. Полугодовой цикл призыва в России обычно дает около 130 000 призывников два раза в год. Следующий цикл проходит с 1 октября по 31 декабря. Российское законодательство обычно требует, чтобы призывники прошли не менее четырех месяцев обучения перед отправкой за границу, и президент России Владимир Путин неоднократно отрицал, что призывники будут отправлены в Украину. Аннексия могла предоставить ему юридическую лазейку, позволяющую открыто использовать призывников для участия в боевых действиях.
Назначенные Россией оккупационные власти в Херсонской и Запорожской областях объявили о формировании «добровольческих» отрядов для борьбы против Украины на стороне российских военных. Российские силы, вероятно, будут принуждать или физически заставлять по крайней мере некоторых украинских мужчин на оккупированных территориях воевать в составе этих подразделений, как они это сделали на территориях пророссийских Донецкой и Луганской “Народных Республик” (ДНР и ЛНР).
Российская Государственная Дума отдельно приняла новые стимулы для иностранных граждан воевать в российских вооруженных силах для получения российского гражданства и, вероятно, соответственно увеличит вербовку за границу. Этот новый закон, который депутаты также ускорили в обычном порядке 20 сентября, позволяет иностранным гражданам получить российское гражданство, подписав контракт и прослужив в российской армии в течение одного года. Российское законодательство ранее требовало трех лет службы для подачи заявления на получение гражданства.
Путин, вероятно, надеется, что активизация самомобилизации и подавление невольных российских сил позволят ему захватить остальную часть Донецка и защитить оккупированные Россией части Луганской, Херсонской и Запорожской областей. Он ошибается. У Путина нет ни времени, ни ресурсов, необходимых для создания эффективной боевой мощи. Но Путин, скорее всего, подождет, чтобы увидеть, увенчаются ли эти усилия успехом, прежде чем продолжить эскалацию или свалить вину за свои потери на выбранного им “козла отпущения”. Его наиболее вероятным “козлом отпущения” является министр обороны Сергей Шойгу и само ведомство Минобороны России. Сообщения о том, что Шойгу будет сопровождать Путина во время его выступления, объявленного, а затем отложенного с 20 на 21 сентября, предполагают, что Путин намеревался сделать Шойгу лицом нынешних усилий.
Президент России Владимир Путин, вероятно, также намерен сдерживать продолжающиеся контрнаступления Украины, аннексировав оккупированную территорию Украины и представив попытки Украины освободить оккупированную территорию как нападение на Россию. Российские официальные лица и пропагандисты, такие как заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев, 20 сентября выступили с расплывчатыми предупреждениями о том, что «вторжение на территорию России является преступлением; совершение этого преступления позволяет использовать все средства самообороны. Кремль, вероятно, намеревается этими расплывчатыми предупреждениями усугубить украинские и глобальные опасения по поводу ядерной эскалации. Однако Путин уже отказался применять какие-либо красные линии для конкретных территорий в ответ на нападения Украины на аннексированный Россией Крым, оккупированную территорию, которую он контролирует в течение восьми лет и объявляет российской.
Украинские и западные лидеры отреагировали на сообщения о предстоящих референдумах новыми заявлениями о приверженности восстановлению суверенитета Украины над оккупированной украинской территорией. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил 20 сентября, что «фиктивные «референдумы» ничего не изменят… Украина имеет полное право освобождать свои территории и будет продолжать освобождать их, что бы ни говорила Россия». Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг 20 сентября заявил, что «[фиктивные референдумы] только еще больше ухудшат ситуацию, и поэтому нам необходимо оказывать больше поддержки Украине». Советник США по национальной безопасности Джейк Салливан 20 сентября заявил, что Соединенные Штаты «никогда признают эту территорию ничем иным, кроме как частью Украины» и будет продолжать оказывать «историческую поддержку» Украине. Канцлер Германии Олаф Шольц 19 сентября подчеркнул, что «Украина имеет полное право защищать суверенитет и целостность своей территории и свою демократию». Президент Франции Эммануэль Макрон назвал бутафорские референдумы «пародией» и «провокацией».
Ключевые выводы
– Украинские контрнаступления – юг и восток Украины
– Главное усилие России – Восточная Украина (состоит из одного подчиненного и двух вспомогательных усилий)
Украинские контрнаступления (усилия Украины по освобождению оккупированных Россией территорий)
Восточная Украина: (линия Волчанск-Купянск-Изюм-Лиман)
20 сентября украинские силы, вероятно, продолжили наступательные операции вдоль линии Лиман-Ямполь-Белогоровка. Неназванный высокопоставленный представитель Министерства обороны США заявил, что украинские и российские силы ведут артиллерийские дуэли возле Лимана. Несколько российских источников утверждали, что украинские войска атакуют Лиман с северо-запада (в районе Святогорска — Яровая) и юга (по линии Щурово — Дубравное). Российский милблогер заявил, что украинские войска пытались атаковать Дробышево, примерно в 5 км к северо-западу от Лимана. Боевые кадры с геолокацией подтверждают заявления России и Украины о том, что украинские войска взяли под контроль Белогоровку Луганской области (примерно в 30 км к юго-востоку от Лимана). Российские источники также продолжают указывать на то, что украинские войска, вероятно, проводят наступательные операции через реку Оскол с намерением проникнуть в тыл России в оккупированной Луганской области.
Российские силы, вероятно, нацелены на украинскую гидротехническую инфраструктуру в Харьковской и Луганской областях, чтобы угрожать украинским позициям вдоль реки Северский Донец. Украинский Генштаб сообщил, что российские войска безуспешно пытались разрушить плотину на Печенежском водохранилище (35 км к востоку от Харькова). Заявление украинского Генштаба, вероятно, подтверждается кадрами из социальных сетей, на которых виден взрыв и большой столб дыма после удара после удара российских войск по плотине через реку Северский Донец к востоку от Харькова. Печенежское водохранилище находится чуть выше по течению реки Северский Донец, вдоль которой украинские войска, вероятно, установили понтонные мосты и другие альтернативные речные переходы на линии Татьяновка-Пришиб-Лиман-Ямполь. Российские силы, вероятно, стремились нацелиться на эту плотину, чтобы затопить реку Северский Донец и изолировать украинские войска переправившиеся через реку к югу от Лимана, с установленных позиций на правом берегу, а также не допустить перехода дополнительных украинских войск для атаки российских позиций на левом берегу.
Южная Украина: (Херсонская область)
19 и 20 сентября украинские силы продолжали попытки перервать российские наземные линии связи в Херсонской области, поскольку российские войска не прекращают попыток их восстановления. Украинские официальные лица сообщали о многочисленных ударах украинской авиации и артиллерии по сосредоточению российской живой силы и техники в Бериславском, Геническом, Каховском, Херсонском районах и других районах, а также по мостам, понтонным и баржевым (паромным) переправам. Южное оперативное командование Украины сообщило, что удары украинской артиллерии сорвали попытки России создать альтернативные переправы через Днепр в районе Новой Каховки и Казацкого (оба в 60 км к востоку от Херсона), и что один из ударов пришелся по российской барже с оружием, снаряжением, и персоналом. Анализ изображений в социальных сетях подтверждает, что россияне пытались установить альтернативный пункт пропуска возле Каховской плотины как минимум со 2 по 18 сентября.
Официальные украинские источники хранили оперативное молчание относительно украинских наземных атак в Херсонской области, а российские источники 20 сентября необычно мало освещали действия в этом районе. Пророссийские источники сообщили, что украинские силы перешли к обороне в районе Посад-Покровское (30 км к северо-западу г. Херсон) и на Александровском фронте (35 км к западу от г. Херсон) после неудачных попыток наступления. Российские источники также утверждали, что украинские силы готовились к проведению наступательных операций в районе Ольгино-Миролюбовка (к югу от границы Херсонской и Днепропетровской областей) в районе Архангельского и Любимовки, но у ISW нет независимых подтверждений ни одного из этих сообщений. Оперативное командование Украины «Юг» сообщило, что российские силы предприняли попытку атаки силами взвода в направлении Давыдов Брод — Белогорка (вдоль границы Херсонской и Николаевской областей у реки Ингулец), но были отброшены украинской артиллерией.
Пророссийские источники продолжают настаивать на возможной украинской операции против Кинбурнской косы в Херсонской области, хотя никаких доказательств того, что такая операция проводилась или планировалась, представлено не было. Однако российские силы продолжают атаковать Очаков, возможно, в ответ на предполагаемую украинскую операцию на Кинбурнской косе, а пророссийское издание заявило, что российские силы недавно уничтожили украинский штаб, ответственный за операции на «Кинбурнской косе».
Основные усилия России – Восточная Украина
Основные усилия подчиненных России — Донецкая область (цель России: полностью захватить Донецкую область, территорию, на которую претендуют прокси России на Донбассе)
20 сентября российские войска нанесли наземные удары по всей Донецкой области. Генштаб Украины сообщил, что украинские войска отразили попытки наступления российских войск южнее Бахмута в районе Курдюмовка (13 км к юго-западу от Бахмута), Николаевка Вторая (12 км к югу от Бахмута), Зайцево (8 км к юго-востоку от Бахмут) и Майорск (20 км к юго-западу от Бахмута). Российский милблогер утверждал, что 3-я бригада 1-го армейского корпуса (войска “Донецкой Народной Республики2) взяла под свой контроль Зайцево, хотя ISW не может самостоятельно проверить это утверждение. Российские войска дополнительно наносили удары по наземным целям к северо-востоку от Бахмута в районе Веселое (18 км к северо-востоку от Бахмута) и в Соледаре (10 км к северо-востоку от Бахмута).
Российские войска продолжали наземные атаки на северо-западной и юго-западной окраинах Донецка и пытались продвинуться в районе Первомайское-Невельское и в Марьинке. В Генштабе Украины также отметили, что российские войска предприняли попытку нанести ограниченный удар по наземным целям возле Новомихайловки, в 25 км к юго-западу от Донецка. Российские силы продолжали плановые авиационные и артиллерийские удары вдоль линии соприкосновения вокруг Бахмута, района Авдеевка-Донецк, западной части Донецкой области и восточной части Запорожской области.
Поддержка усилий – Южная ось (цель России: сохранить позиции на передовой и обезопасить тылы от украинских ударов)
20 сентября российские войска не наносили никаких подтвержденных наземных ударов западнее Гуляйполя и продолжали плановые артиллерийские обстрелы по всей Запорожской области. Российские источники продолжали обвинять украинские силы в обстреле Запорожской АЭС и окружающей инфраструктуры в Энергодаре. Российские силы продолжали наносить ракетно-артиллерийский удар по Николаевской и Днепропетровской областям и объектам инфраструктуры портового города Очаков.
Усилия по мобилизации и формированию сил (цель России: увеличение боевой мощи без проведения всеобщей мобилизации)
Российские силы продолжают сокращать свои возможности формирования сил, каннибализируя учебные элементы для ведения боевых действий в боевых порядках на Украине. Генштаб Украины сообщил, что российские военные формируют четыре новых пехотных батальона на базе 36-й российской мотострелковой бригады (29-я общевойсковая армия, Восточный военный округ) в Борзе Забайкальского края и что российские военные набирают профессорско-преподавательский состав из Российского Дальневосточного высшего общевойскового командного училища служить офицерами этих батальонов. Продолжающийся вывод российских вооруженных сил из российских учебных частей и академий военнослужащих, вывод профессорско-преподавательского состава на фронт еще больше ограничит их способность обучать новых призывников и пополнения.
Россия продолжает истощать свои силы, дислоцированные на базах за пределами страны, с тех пор, как в феврале началось полномасштабное вторжение России в Украину. Украинский Генштаб сообщил, что российское военно-политическое руководство приняло решение о выводе неуказанных подразделений российского 217-го десантно-штурмового полка (98-я десантно-штурмовая дивизия) из Сирийской Арабской Республики и подготовке их к переброске в Украину.
Кремль продолжает мобилизацию украинских граждан на оккупированном юге Украины. Назначенный Россией оккупационный глава оккупированной Запорожской области Евгений Балицкий объявил 20 сентября о планах сформировать Запорожский добровольческий батальон численностью 240 человек. Формирование нерегулярных, наспех обученных частей мало добавляет боевой мощи российским силам, воюющим в Украине.
По материалам Институт изучения войны (ISW), США