С 10 октября россия нанесла более 400 ударов по жилым домам и энергетической инфраструктуре Украины. С назначением командующим российскими силами вторжения в Украине сергея суровикина, характер военных действий изменился, получив явный террористический окрас.
По всей видимости – основная поставленная задача – вывести из строя инфраструктуру Украины и деморализовать население по мере приближения зимы. Задача путина – геноцид украинского народа и захват территорий Украины осталась неизменной.
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что страна потеряла 30% своих электростанций. Правительство начинает ограничивать поставки электроэнергии, обвиняя Россию в попытке «убийства замораживанием».
Российские удары часто просто направлены на то, чтобы посеять ужас. Но, похоже, они не повлияли на боеспособность Украины. Ведь украинская энергосеть – наследница советской. Впрочем, украинские Правила устройства электроустановок, принятые взамен долго действовавших до 2010-х советских, также требуют резервирования и обеспечения первой категории электроснабжения на важных энергопотребителей (включается резервный источник электропитания, когда отказал основной). В результате многие объекты автоматически, а некоторые вручную были переключены на другой трансформатор подстанции. Также зарезервированы и закольцованы линии электропередач. Все это делает эенергосистему страну достаточно живучей.
По состоянию на 19 октября российские официальные лица эвакуировали мирных жителей из оккупированного города Херсона, который находится в оперативном окружении на правом берегу реки Днепр, в ожидании украинского нападения. Генерал сергей суровикин, сразу после того, как занял пост главнокомандующего российскими войсками в Украине, признал, что ему, возможно, придется принимать “трудные решения“, которые могут относиться к выводу войск.
Западные страны заявляют, что преднамеренные нападения на гражданские объекты приравниваются к военным преступлениям. Они пообещали срочно оказать Украине дополнительную помощь, особенно комплектами противовоздушной обороны, и обсуждают новые санкции против Ирана, поставщика дронов и ракет России. Западные чиновники говорят, что России не хватает высокотехнологичных баллистических и крылатых ракет, а ее оружейные заводы, пострадавшие от западных санкций, изо всех сил пытаются производить достаточно новых. Как следствие, Россия должна полагаться на иранское оружие.
Собранный из коммерчески доступных компонентов, дрон Shahed-136 с треугольным крылом летит медленно и несет небольшую боеголовку — около 50 кг вместо обычных 450 кг и более для баллистических и крылатых ракет. Его характерный шум принес ему такие прозвище “мопед”. В отличие от причудливых барражирующих боеприпасов, которые Америка поставляет Украине, это скорее летающая бомба, нацеленная на фиксированные объекты с помощью комбинации механического наведения и коммерческой спутниковой навигации. Его можно сбить зенитными ракетами, самолетом и даже из стрелкового оружия. Его навигационный сигнал уязвим для помех.
Но он маленький, имеет мало металлических частей и летает низко, поэтому его трудно заметить радаром. Что еще более важно, он дешев — дешевле, чем ракета ПВО. Так что Шахед-136 можно посылать большими залпами с нескольких направлений, сокрушая ПВО.
Украина заявляет, что она уничтожила 60% ракет Шахед-136, которые до сих пор стреляла Россия, но многие из них все еще находят свои цели. Их боеголовки могут быть слишком малы, чтобы разрушить подобные крепости электростанции. Но они не атакуют сами тепловые электростанции – для этого применяют крылатые ракеты или ракеты модернизированных ЗРК С-300. Зато открытые распределительные устройства и трансформаторы подстанций они атакуют, оставляя на время без электроснабжения огромные районы.
Это делает защиту от дронов еще более актуальной. Но, как писалось выше, использование зенитных ракет дорого, их частое использование может привести к истощению запасов и пропустить тяжелые бомбардировщики, способные разрушать подстанции.
Военный эксперт Олег Жданов и советник ОП Алексей Арестович советуют увеличить количество зенитных пушек и пулеметов. Для этого не только просить их у союзников, но и снять с хранения старые зенитные вооружения, на которые есть боеприпасы. А это: зенитные орудия КС-19 (на хранении 183 шт.), 61-К (на хранении 102 шт.); ЗПУ-4 – счетверенный зенитный пулемет (на хранении неизвестное количество).
Филип Бридлав, бывший командующий НАТО, уверен в том, что необходимо улучшить интеграцию существующих датчиков (например, радаров) со стрелковыми устройствами (например, ракетами). Переносная зенитная ракета «Стингер» может легко подбить «Шахед-136», но единственными «сенсорами» солдата являются его глаза и уши. По словам генерала Бридлава, если бы он лучше знал, что и в каком направлении приближается, он мог бы расположиться так, чтобы выстрелить было намного лучше.
Интеграция военных систем — головная боль для западных сил в мирное время. На этот раз Украина стала полигоном для испытания натовского оружия в реальных боевых условиях.
Читайте также:
Анализ боевых действий в Украине, контрнаступления ВСУ и усилий по мобилизации в России за минувшие сутки 21.10.2022: ISW