9 марта российские войска нанесли самый крупный ракетный удар по Украине в 2023 году, но, скорее всего, эта атака послужила только целям российской государственной пропаганды.
Об этом сегодня написали аналитики ISW.
Украинские военные сообщили, что российские силы нанесли удар по критически важной инфраструктуре Украины 84 различными ракетами, в том числе 28 крылатыми ракетами Х-101/Х-555 и 20 крылатыми ракетами «Калибр», шестью противокорабельными ракетами Х-22, шестью гиперзвуковыми ракетами Х-47 «Кинжал», двумя сверхзвуковыми противокорабельными ракетами Х-31П, шестью управляемыми ракетами Х-59 и не менее 13 ракетами зенитно-ракетных комплексов С-300. Российские силы также атаковали Украину с помощью восьми беспилотников Shahed-136 иранского производства, которые, по мнению украинских официальных лиц, вероятно, стремились отвлечь внимание украинских систем ПВО перед ракетными ударами. Сообщается, что украинские силы сбили 34 из 48 крылатых ракет «Калибр» и Х-101/Х-555, а также четыре беспилотника «Шахед-136». Украинские официальные лица также отметили, что все восемь ракет Х-31П и Х-59 не достигли намеченных целей. Представитель ВВС Украины Юрий Игнат отметил, что у украинских сил не было возможности сбить некоторые российские ракеты, вероятно, имея в виду ракеты «Кинжал» и С-300. Министерство обороны России заявило, что российские силы нанесли «высокоточные ракетные удары большой дальности с воздуха, моря и наземного базирования» по украинской военной инфраструктуре, военно-промышленным комплексам и энергетической инфраструктуре, поддерживающей украинские вооруженные силы, в качестве возмездия за теракты, предполагаемое вторжение в Брянскую область 2 марта.
Украинские официальные лица, российские блогеры и кадры из социальных сетей указывают на то, что российские силы подавляющим большинством атаковали энергетическую инфраструктуру Украины. Глава украинского государственного оператора по передаче электроэнергии «Укрэнерго» Владимир Кудринский заявил, что российские ракетные удары в очередной раз были нацелены на украинскую энергетическую инфраструктуру, но в очередной раз не достигли постоянной цели России по уничтожению украинских энергоблоков.
Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил, что российские удары поразили восемь энергетических объектов, что привело к отключению электроэнергии в некоторых районах страны. Киевская городская военная администрация сообщила, что предварительные данные показали, что российские силы могли использовать ракеты «Кинжал» для нанесения удара по неустановленной инфраструктуре, а кадры в социальных сетях показали дым, поднимающийся из одной из киевских ТЭЦ. Российские милблогеры распространяли кадры и репортажи о последствиях ударов по энергетическим объектам в городах Киев, Днепр, Винница, Одесса, Кировоград, Харьков и др. ISW продолжает считать, что эти ракетные удары не подорвут волю Украины и не улучшат позиции России на передовой.
Кремль, вероятно, преднамеренно запустил ракеты, которые украинская система ПВО не может перехватить, чтобы добиться результатов в российском информационном пространстве, несмотря на сокращение запасов таких ракет. Игнат отметил, что Россия имеет до 50 ракет «Кинжал» и использовала некоторые ракеты, которые она не может заменить (10 процентов). Президент России Владимир Путин, вероятно, использовал эти ракеты в безрезультатных атаках, чтобы успокоить российские провоенные и ультранационалистические круги, которые подавляющим большинством призвали его отомстить за инцидент в Брянской области 2 марта. Российские блогеры и пропагандисты также раскритиковали российскую ракетную кампанию за то, что она не смогла заставить Украину «замерзнуть» зимой в конце февраля и начале марта перед весенним сезоном. Путин, вероятно, попытался компенсировать эти нарративы еще одним ракетным ударом, подобным тем, которые Россия провела осенью 2022 года, используя оставшиеся современные ракеты, чтобы гарантировать некоторый ущерб Украине. Однако российские блогеры не поддержали эти удары подавляющим большинством, отметив, что Кремлю необходимо коренным образом изменить свой подход к нацеливанию, учитывая, что Украина приспособилась к установленной схеме атак на свою энергетическую инфраструктуру.