Согласно сообщениям, 1 июня подразделения общероссийского проукраинского Российского добровольческого корпуса (РДК) и Легиона «Свобода России» (ЛСР) провели очередной рейд в Белгородской области.
Ситуацию проанализировали аналитики Института изучения войны (ISW).
ЛСР и РДК нанесли удары по российским позициям в районе населенного пункта Новая Таволжанка (3,5 км от российско-украинской государственной границы), а также Шебекино Белгородской области (7 км от российско-украинской границы). РДК заявил, что начался «второй этап» его операции, и опубликовал кадры, на которых якобы запечатлено участие личного состава РДК в бою на окраине Шебекино.
Министерство обороны России заявило, что сотрудники пограничной службы России и Федеральной службы безопасности (ФСБ) помешали двум мотострелковым ротам, усиленным танками, которые пытались «вторгнуться» на российскую территорию в районе Шебекино и Новой Таволжанки. Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков заявил, что «врагов на территории Белгородской области не было» во время попытки рейдов, хотя на кадрах с геолокацией видно, что якобы сотрудники ЛСР действуют на территории России.
Известный российский блогер утверждал, что 20 российских пограничников и 20 призывников, а также российская авиация и артиллерия отразили попытку личного состава РДК и ЛРС, которые пытались провести рейд в районе Шебекино. Другие российские милблогеры утверждали, что формирования, проводившие рейды в районе Шебекино и Новой Таволжанки, были размером примерно с роту и имели танки, а также другие боевые бронированные машины, хотя один известный милблогер утверждал, что группа, которая пыталась прорваться вблизи блокпоста «Шебекино» состояла всего из 10 человек. Сообщаемые элементы размером с роту, проводящие эти операции, указывают на то, что эти операции в Белгородской области являются рейдами. Рейды, согласно доктрине армии США, представляют собой мелкомасштабные штурмовые операции, предполагающие быстрое проникновение на вражескую территорию с целью получения информации, разгрома вражеских сил или уничтожения объектов. Рейды заканчиваются запланированным уходом из узко определенной целевой области и не направлены на установление долгосрочного контроля над территорией. РДК и ЛРС не предпринимали серьезных попыток установить контроль над территорией Белгородской области ни 1 июня, ни во время рейда 22 мая, несмотря на декларируемую ими цель захвата территории России.
Реакция российских официальных лиц и блогеров на ограниченный рейд в Белгородской области свидетельствует о сохраняющейся повышенной тревоге в российском информационном пространстве по поводу войны в Украине. Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков заявил 1 июня, что президент России Владимир Путин постоянно получает информацию о ситуации в Белгородской области и что Путин наградил главу Шебекинского района Владимира Жданова орденом Мужества за его реакцию на ситуацию на границе. Гладков сообщил, что российские власти Белгородской области эвакуировали 200 детей в Пензенскую область и планируют 3 июня эвакуировать еще 600 детей в Калужскую и Ярославскую области. Служба России BBC 1 июня сообщила, что Гладков договорился с властями нескольких регионов России о приеме 1200 белгородцев на время эвакуации. Эти эвакуации, отмеченная Путиным внимательность и рейды как попытки «вторжения» на российскую территорию позволяют предположить, что Кремль пытается использовать эти ограниченные рейды для поддержки продолжающихся информационных операций, направленных на то, чтобы изобразить войну в Украине как экзистенциальную угрозу и заручиться внутренней поддержкой для затяжной войны.
Некоторые российские блогеры использовали ситуацию в Белгородской области для критики российского руководства, в то время как другие утверждали, что ограниченные рейды являются предвестниками украинских контрнаступательных операций. Полковник ФСБ запаса и ярый националист Игорь Гиркин утверждал, что повышенная активность в России является результатом того, что российские войска тратят впустую резервы с осени 2022 года, неспособности российских властей перевести экономику на военные рельсы и решения Кремля не вводить военное положение. Гиркин утверждал, что эти неудачи заставили Украину понять относительную слабость России, и предположил, что они придали смелости украинским силам для проведения операций в самой России. Гиркин также утверждал, что Кремль, скорее всего, слишком поздно отреагирует на предполагаемые украинские операции в России и что к тому времени поддержка российской общественностью российского руководства ослабнет. Другой милблоггер прямо раскритиковал Путина за то, что тот сделал вид, что в Шебекино все хорошо. Другие блогеры утверждали, что рейды в Белгородской области являются попыткой Украины отвлечь российские силы от важных участков фронта в Украине в приграничные районы в преддверии возможных украинских контрнаступательных операций.