Украинские силы продолжали 22 августа наступательные действия на Бердянском, Мелитопольском направлениях и южнее Бахмута.
Анализ событий на фронтах российско-украинской войны опубликовал американский Институт изучения войны (ISW).
По состоянию на 22 августа украинские силы продолжали наступать в районе Работино и вокруг него на западе Запорожской области на фоне признаков того, что российские войска, вероятно, имеют ограниченное присутствие в населенном пункте. На геолоцированных кадрах, опубликованных 21 и 22 августа, видно, что украинские войска продвинулись в юго-восточной части Работино и к востоку от населенного пункта в районе Новопокровки (13 км к юго-востоку от Орихова). 22 августа украинская 47-я механизированная бригада опубликовала видео, на котором видно, как ее личный состав успешно эвакуирует мирных жителей из Работино в сопровождении украинских журналистов. В 47-й механизированной бригаде заявили, что ее личный состав прорвал многоэшелонированную российскую оборону в районе Работино и вошёл в населенный пункт. Эвакуация и присутствие украинских журналистов позволяют предположить, что районы Работино могут быть относительно безопасными из-за уменьшения позиций России в самом поселке и прилегающей территории. Российские максималистские утверждения, что украинские силы удерживают позиции только на самой северной окраине населенного пункта, скорее всего, являются ложью, учитывая кадры и репортажи 47-й бригады. Большинство российских милблогеров продолжают признавать, что украинские силы удерживают позиции на большей части северной части Работино и что российские силы, вероятно, в настоящее время контролируют большинство позиций на южных окраинах поселка.
Российские силы, судя по всему, концентрируют свои ограниченные имеющиеся подкрепления из других частей театра военных действий на Мелитопольском направлении в западной Запорожской области. Украинский военный журналист Константин Машовец сообщил, что подразделения российского 108-го десантно-штурмового полка ВДВ (7-я дивизия ВДВ) дислоцировались в районе Работино по состоянию на 16 августа и в районе Новопокровки по состоянию на 20 августа. По состоянию на 29 июля подразделения 108-й дивизии были дислоцированы возле Антоновского моста, а по состоянию на 14 августа – в районе границы Донецкой и Запорожской областей, как сообщается, действовал добровольческий батальон «Сокол» 108-го полка ВДВ. Части 56-го полка 7-й дивизии ВДВ, вероятно, с начала августа вели бои в непосредственной близости от Работино. Подразделения 247-го полка 7-й дивизии ВДВ, судя по всему, все еще действуют южнее Великой Новоселки в районе границы Донецкой и Запорожской областей, хотя известный российский милблогер предположил, что в районе Работино могут действовать лишь какие-то элементы этой дивизиии. Однако элементы десантно-штурмовых полков 7-й дивизии ВДВ могут быть развернуты по двум направлениям в виде отдельных батальонов и взводов. Ранее ISW подсчитал, что боковая передислокация частей 7-й дивизии ВДВ в район Работино предполагает, что российские силы в этом районе серьезно деградировали, а возможное задействование элементов всех трех ее десантно-штурмовых полков может указывать на дальнейшее ухудшение ситуации для России в этом регионе.
Украинские наступательные операции на других участках фронта остаются важными, поскольку они могут закрепить российские подразделения на месте и предотвратить дальнейшее боковое подкрепление. Таким образом, критика продолжающихся усилий Украины в других секторах и призывы к Украине сосредоточить все имеющиеся резервы на одной оси скорее всего несостоятельны. Украинские наступательные операции в районе Бахмута зафиксировали в этом районе элементы многочисленных российских воздушно-десантных дивизий и отдельных бригад, как ранее отмечал ISW, что делает их, вероятно, недоступными для усиления сопротивления России на юге. Украинские наступательные операции к югу от Великой Новоселки, продолжающиеся параллельно с операциями в направлении Мелитополя, ставят российскую оборону перед многочисленными дилеммами и необходимостью выбирать, какое направление усилить. Грамотная разработка кампании требует балансирования между решающим основным усилием и недопущением того, чтобы противник сосредоточил все резервы на направлении единственного очевидного удара.
Наступление Украины в районе Работино приближает украинские силы к началу операций против второй линии обороны, которая может быть относительно слабее, чем первая российская линия обороны в этом районе. ISW не заметил никаких новых элементов российской группировки в Запорожской области, наблюдавшихся в последние в месяцы, предшествовавшие контрнаступлению, и с тех пор участвовавших в оборонительных операциях на западе Запорожской области или в приграничном районе Донецкой и Запорожской областей. Однако с тех пор ISW заметил дополнительные российские элементы, которые, вероятно, уже находились в этом районе только после того, как начали обороняться от украинских контрнаступательных операций, и остается возможным, что некоторые еще не обнаруженные и не задействованные элементы могут занять позиции на второстепенных линиях обороны.
Отсутствие наблюдаемых российских соединений и частей на второстепенных рубежах обороны на западе Запорожской области может свидетельствовать о том, что эти позиции могут занять элементы частей и соединений, уже участвовавших в боевых действиях. Российские тактические отчеты о контратаках в районе Работино позволяют предположить, что 22-я и 45-я бригады спецназа занимают позиции за первой линией обороны и, возможно, за второй. Подразделения 22-й и 45-й бригад спецназа, судя по всему, несут ответственность за контратаки против значительных наступлений украинской армии в этом районе и поэтому, вероятно, деградировали. Вероятная нехватка российских оперативных резервов, а также ограниченные горизонтальные переброски в западную часть Запорожской области и наблюдаемые отдельные незадействованные подразделения на второй линии обороны, предполагает, что вторая линия российской обороны может быть значительно менее защищена. Однако российские соединения и части, занимающие в настоящее время второстепенные линии обороны, в настоящее время в значительной степени неизвестны.
Российские силы, похоже, обеспокоены недавним продвижением Украины в приграничном районе Донецко-Запорожской области и в западной части Запорожской области. Спутниковые снимки ноября 2022 года, декабря 2022 года и августа 2023 года показывают, что российские войска за последний месяц заметно ускорили расширение оборонительных укреплений в районе Красноселовки (38 км к юго-западу от Великой Новоселки и 27 км от нынешней линии фронта) в Запорожской области. Украинский полковник Петр Черник заявил, что созданы все условия для того, чтобы украинские силы вошли в Северное Приазовье и «разрушили» российские позиции на юге Украины и в оккупированном Крыму. Черник заявил, что российские войска укрепляют свои позиции на Перекопском перешейке (около 160 км к северу от Севастополя) и строят в этом районе три линии обороны. Черник предположил, что российские войска не стали бы строить дополнительную оборону, если бы были уверены, что смогут удержать свои позиции на Перекопском перешейке. Начальник Главного управления военной разведки Украины (ГУР) генерал-майор Кирилл Буданов заявил, что российские силы создали в Крыму четыре неуказанные «группы» в рамках подготовки к украинскому контрнаступлению, и отметил, что такого никогда раньше не случалось. Строительство дополнительных оборонительных укреплений в Запорожской области и на Перекопском перешейке, а также создание четырех неуказанных «групп» в Крыму могут указывать на то, что российские войска все больше обеспокоены недавним продвижением Украины на южном фронте.
Российские источники утверждают, что 22 августа российские удары были направлены против украинских наземных линий связи в тыловых районах вдоль линии Купянск-Сватово. Российские блогеры утверждали, что российские силы разрушили или серьезно повредили основные переправы через реку Оскол в районе Купянска, в том числе автомобильный мост в Купянске, железнодорожный мост возле Ковшаровки (9 км к юго-востоку от Купянска), а также разъезды возле Сеньково (20 км к юго-востоку от Купянска) и Боровой (30 км к западу от Сватово).]
Российские источники утверждали, что украинские войска вели наступательные операции на линии Купянск-Святое-Кременная, но не продвинулись 22 августа. Российские источники утверждают, что украинские силы безуспешно атаковали район Новоселовское, Кременная, Серебрянское лесничество, Торское и линию Ямполевка-Торское.
22 августа российские войска провели наступательные операции в районе Бахмута, но не добились каких-либо подтвержденных или заявленных успехов. В украинском Генштабе сообщили, что российские войска провели безуспешные наступательные действия в районе Клещеевки (7 км к юго-западу от Бахмута). Российские источники утверждают, что российские войска безуспешно контратаковали в районе Курдюмовки (13 км к юго-западу от Бахмута).
Министерство обороны России заявило, что 22 августа украинские войска провели безуспешные наземные атаки на линии Авдеевка-Донецк. В Минобороны России заявили, что российские войска отразили атаки украинских сил в районе Авдеевки и Новомихайловки.
Российские источники утверждают, что российские войска успешно контратаковали 22 августа на западе Запорожской области. Российские блогеры утверждают, что российские войска контратаковали украинские силы в центре Работино в ночь с 21 на 22 августа и отбили позиции. Один милблогер заявил, что 22 августа российские войска продолжали оттеснять украинские войска из центра Работино обратно на северную окраину поселка. Однако ISW не увидел визуального подтверждения этих утверждений.
Ранее:
Анализ событий на фронтах российско-украинской войны, произошедших 20 августа: ISW
Российские захватчики 21 августа продолжают наступать на восточных направлениях в Украине