В статье представлены графики потерь живой силы и основных вооружений российской армией за период с начала полномасштабного вторжения до 30 сентября 2023.
В начале июля текущего года США объявили о начале поставок Украине кассетных боеприпасов, которые, как сообщалось, высокоэффективны в борьбе с живой силой, артиллерийскими расчетами вместе с буксируемой артиллерией и легкой бронетехникой противника. Конечно, характер ведения боевых действий сильно влияет на эффективность применяемых боеприпасов. Но насколько кассетные боеприпасы оказались эффективными, пусть судят читатели. Здесь же – чистая статистика.


С июня динамика уничтожения живой силы плавно снижалась с 683 боевиков в день в первом месяце лета до 503 в день в сентябре. Уничтожение российской артиллерии наоборот, росло: май – 17,8 ед./сутки; июнь – 22,9; июль – 21,8; август – 22,3. А в сентябре уничтожение российских артиллерийских систем превзошло все рекорды – 31,6 ед./сутки. Здесь сказывается эффективная контрбатарейная борьба, обеспеченная западными радарами и точной артиллерией и увеличение удельного веса буксируемой артиллерии у противника, где расчет не защищен от воздействия кассетных боеприпасов, по отношению к САУ.


Очевиден рост потерь легкобронированной техники.


Автотехника также может поражаться кассетными боеприпасами. Ее местонахождение определяется не только разведывательными операциями, но и системами контрбатарейной борьбы, ведь именно тягачи отвечают за перемещение буксируемой артиллерии, поэтому во время ответного удара по гаубицам и пушкам, достается и им. Уменьшение числа тягачей (связано не только с их уничтожением, но и с дефицитом шин и топлива) вынуждает оставлять на позициях беззащитными перед украинскими средствами контрбатарейной борьбы орудия и в этот момент ехать передислоцировать другие. В осеннюю распутицу “лысая резина” на тягачах лишь усугубит проблему.


Системы залпового огня, хотя и подвержены воздействию стандартных систем контбатарейной борьбы, но из-за высокой мобильности и меньшего количества на фронте, чем артиллерии, потерь этого вида оружия меньше. Однако они, как впрочем и другие системы вооружений, в том числе системы ПВО, выявляются разведывательными дронами и космической разведкой (места хранения).




Рост числа сбитых беспилотников связан не только с ростом украинских возможностей противовоздушной обороны, но и наращиванием производства и закупок этого вида вооружений российской стороной.


Следует отметить, что Россия не может быстро наращивать производство артиллерийских установок взамен разбитых, не может увеличить производство стволов вместо изношенных (на сегодня износ стволов, как сообщают российские источники, лежит в пределах 80 процентов, что увеличивает риск заклинивания снарядов, уменьшает дальность выстрела и сильно снижает его точность). Причины проблемы с артиллерией – разоренная советская станкостроительная промышленность и санкции. Много специального оборудования или списано в лом, или продано за пределы России. Среди прочего – станки для хонингования каналов артиллерийских стволов, расточные станки для глубокой расточки, глубоки шахтные цементационные печи, установки центробежного литья длинных заготовок и прочее.
Уйти от создавшейся проблемы с изготовлением артиллерийских стволов и установок российские военные пытаются наращиванием ударов с помощью барражирующих боеприпасов, РСЗО и других ракет. Однако по мощности воздействия это несравнимо с ударами ствольной артиллерией. Еще одна проблема – нехватка артиллерийских снарядов и низкий выход годного на заводах-изготовителях. Эту проблему российские захватчики пытаются решить, сотрудничая с Ираном, КНДР, Китаем и, возможно, закупками ранее проданных боеприпасов в страны Африки и Азии.