Россияне не против переехать ради лучшей работы и хорошей квартиры. Но средств на переезды у них нет – нынче это удел богатых, количество которых из-за кризиса, спровоцированного нападением РФ на Украину, с каждым месяцем стремительно падает.

По данным ВЦИОМа, в 1990 г. поменять место жительства ради более высокооплачиваемой работы были согласны 40%, в 2015 г. – 48%, ради комфортабельного жилья – 38 и 42%. Но увеличилась с 23 до 30% и доля тех, кто не хочет уезжать ни при каких обстоятельствах. При этом 56% опасаются переезжать на новое место из-за дороговизны жилья, 33% боятся сложностей с трудоустройством членов семьи, 18% – враждебности местных жителей.

Для 1990-х было характерно бегство из отдаленных местностей с суровым климатом на юг. Это явление прекратилось к началу нынешнего века. По данным Росстата, внутренняя миграция в 1990-2009 гг. сократилась в 2,5 раза, с 4,2 млн до 1,7 млн человек.

Правда, затем она увеличилась к 2014 г. до 4 млн человек – этот рост, как объясняет демограф Ольга Чудиновских из МГУ, объясняется новой методологией учета. С 2011 г. статистика учитывает получивших и постоянную, и временную регистрацию.

Административные барьеры для переезда смягчились, в последние годы упростилась процедура регистрации по месту жительства, приезжим стало легче зарегистрировать автомобиль и получить права, но сложности с медицинским обслуживанием и устройством детей в школу сохранились. Кризис снижает экономические основы мобильности. За 11 месяцев этого года, по данным ФМС, число зарегистрированных и снятых с учета по месту жительства снизилось по сравнению с тем же периодом 2014 г. на 5,4 и 6,6% соответственно. Наладить перемещение трудовых ресурсов из регионов с избытком рабочей силы туда, где она дефицитна, удалось лишь частично. В добывающих регионах с неблагоприятным климатом применяется вахтовая организация работ.

Кроме столичных агломераций лишь немногие регионы, организовавшие современные производства (Калужская, Самарская и Ярославская области, Татарстан), смогли создать рабочие места, привлекающие специалистов. Наиболее «продвинутые» регионы чаще становятся жертвами кризиса, предприятия вынуждены сокращать работников. Многие выходцы из провинции потеряли место и вынуждены вернуться домой, отмечает экономист Наталья Зубаревич.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

fourteen − 7 =