F-16

Пока Украина готовит свои силы к решающему контрнаступлению, среди ее западных союзников не утихает спор о том, какое оборудование предоставить обороняющейся от российских захватчиков стране.

Об этом пишет британское издание The Economist.

Получив, наконец, танки, о которых она просила с прошлого года, Украина увеличила интенсивность своих запросов на истребители. Тем не менее, его мольбы остаются в значительной степени глухими. Около 30 самолетов МиГ-29 находятся в пути из Польши и Словакии. Но Украина говорит, что ей нужны американские F-16, которые составляли костяк военно-воздушных сил НАТО на протяжении большей части последних 40 лет.

Аргументы в пользу отрицания необходимости поставки F-16 становятся избитыми. На начало войны в Украине было около 125 старых боеспособных самолетов, из которых немногим более половины составляли истребители. По крайней мере, 40% из них с тех пор были потеряны. Россия все еще может выставить примерно в пять раз больше истребителей, чем Украина могла в начале войны. Почти все они новее, с радарами большей дальности и ракетами класса «воздух-воздух».

Несмотря на это, Россия не смогла установить господство в воздухе над Украиной. Но это может измениться. Украина не только теряет самолеты, но и зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) советской эпохи, от которых в основном зависела ее наземная ПВО. Западных систем становится все больше, но интеграция требует времени. Если полеты в воздушном пространстве Украины станут для России менее опасными, страна-агрессор может установить превосходство в воздухе — сначала над Донбассом, а затем над югом и другими районами. Шансы на то, что украинские сухопутные войска вернут себе территорию, могут испариться.

Тем не менее, западные сторонники Украины говорят, что усиление ее наземной системы ПВО является приоритетом, а истребители будут дорогостоящим отвлекающим фактором. По их словам, даже если бы было дано разрешение на поставку F-16, прошел бы год, прежде чем они стали бы пригодными для полетов из-за времени, необходимого для обучения украинских пилотов и ремонтных бригад. F-16 нужны ровные взлетно-посадочные полосы, которых нет в Украине, утверждают на Западе. Но эти самолеты уже знают украинские аэродромы, так как были на совместных учениях в Украине. Наконец, утверждают они, Россия расценит поставку F-16 как серьезную эскалацию. Однако, понятие “эскалация” в этой войне давно почило в бозе – здесь каждый день эскалация с убийствами десятков мирных граждан.

Поставка новых ЗРК в Украину действительно жизненно необходима. Но почти все остальное в этом оправдании бездействия — это просто оправдание. В Украине пилотов больше, чем самолетов, поэтому обучение пилотов на управление F-16 может может завершиться уже до конца лета. А техническое обслуживание первоначально могло бы осуществляться в Польше и Румынии с одновременным обучением там украинских техников (обе из этих стран используют самолеты F-16).

Взлетно-посадочные полосы представляют собой большую проблему. Некоторые самолеты могут быть повреждены обломками. Шведский Gripen, который требует меньше обслуживания и может взлетать с коротких взлетно-посадочных полос и даже дорог, был бы идеальным. Тем не менее, в Европе относительно немного Грипенов — возможно, 126, из которых у Швеции около трех четвертей (Украина считает, что Швеция могла бы выделить 12 из них, предложение, которое стоит принять, если оно будет сделано). Это сопоставимо с общим количеством 4600 F-16, построенными с 1970-х годов.

Что касается самосдерживающегося страха перед эскалацией, то истребители для Украины станут сигналом Владимиру Путину о долгосрочных обязательствах Запада. Он может отреагировать на физический удар или кибератаки, которые можно отрицать, но немногие наблюдатели считают, что развертывание F-16 побудит Кремль начать Третью мировую войну (многие считают, что она уже идет). А ВВС Украины рано или поздно придется докапитализировать новыми самолетами, так чего ждать? Президент Владимир Зеленский просит F-16, потому что его советники считают, что без них небо Украины может заполниться российскими бомбардировщиками, которые разобьют не только украинские города, но и поставленную Западом технику. До сих пор они лучше разбирались в войне, чем большинство западных экспертов. Давно пора их послушать, уверены эксперты The Economist.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

5 + 20 =