9 июня украинские войска продолжали контрнаступательные операции как минимум на четырех участках фронта.
Анализ событий на фронтах российско-украинской войны в Украине по состоянию на 9 июня 2023 опубликовал вашингтонский Институт изучения войны (ISW).
Министерство обороны России заявило, что российские войска отразили ограниченные и локальные атаки украинских войск в районе Кременной. 9 июня украинские официальные лица заявили, что 8 июня украинские силы продвинулись на 1,2 км в ходе продолжающихся наступательных операций под Бахмутом. 9 июня украинские силы продолжили ограниченные контрнаступательные операции на западе Донецкой области вблизи Донецко-Запорожской областной границы и добились тактических успехов в этом районе. Украинские силы также продолжали наземные атаки в западной части Запорожской области в ночь с 8 на 9 июня и в течение дня 9 июня, и российский источник предположил, что украинские силы добились дополнительных успехов во время атак.
Президент России Владимир Путин 9 июня признал, что украинское контрнаступление началось недавно, и отметил, что украинские силы все еще обладают наступательным потенциалом, что является отходом от предыдущих усилий Кремля по преуменьшению украинских контрнаступлений. Признавая украинское контрнаступление, Путин продолжает называть войну “спецоперацией”, что, как минимум, не логично. Путин заявил, что боевые действия продолжаются в течение пяти дней, и заявил, что украинские силы «не достигли своих целей ни на одном участке боевых действий» после ввода «стратегических резервов». Путин заявил, что украинские силы понесли значительные потери, и приписал успехи России превосходящей российской боевой технике и личному составу. Путин добавил, что российское военное командование «реалистично» оценивает сложившуюся ситуацию и «будет исходить из этих реалий». Обсуждение Путиным украинского контрнаступления является заметным отходом от его прежнего дистанцированного подхода к обсуждению реалий поля боя и может указывать на то, что Кремль учится на своем предыдущем неудачном подходе к риторическому преуменьшению успешных украинских контрнаступлений в 2022 году.
Напротив, большая часть российского информационного пространства преждевременно заявила, что украинское контрнаступление провалилось после того, как 9 июня российские войска повредили еще больше украинской военной техники, предоставленной Западом. На кадрах с поля боя видны поврежденные или уничтоженные боевые машины пехоты и танки, предоставленные Западом, в западной части Запорожской области, хотя количество украинских машин, которые, по утверждениям некоторых российских источников, были уничтожены российскими войсками, сильно завышено. Интернет-издание Oryx уничтожение двух и немецких танков Leopard-2; еще один брошен. Украинские силы уже ранее теряли военную технику в том же месте 8 июня. Некоторые видные российские ультранационалисты утверждали, что поврежденное или уничтоженное западное оборудование указывает на то, что украинские силы не смогли начать широкомасштабное контрнаступление. Российские националисты широко прославляют 58-ю общевойсковую армию (Южный военный округ), несмотря на то, что российские войска проводят лишь базовые оборонительные операции, которые не должны быть настолько необычными, чтобы заслуживать широкой похвалы. Один связанный с Кремлем блогер заявил, что украинская наступательная активность идет на убыль, в то время как российский генерал в отставке выразил благодарность элементам 58-й общевойсковой армии России и провозгласил эти элементы героями, несмотря на то, что бои продолжаются на разных фронтах. Другой российский милблогер заявил, что контрнаступление может длиться от 10 до 15 дней, подразумевая, что украинское контрнаступление скоро достигнет своей кульминации. Однако другие ультранационалисты предупредили, что украинские силы еще не провели основного наступления, и отметили, что российские силы усиливают второй эшелон в ожидании украинских прорывов.
Украинские официальные лица прямо признали, что украинские силы ожидают потери техники в ходе контрнаступательных операций. Заместитель министра обороны Украины Анна Маляр заявила 9 июня, что в ходе боевых действий ожидаются потери и что «военную технику, которую невозможно уничтожить», еще предстоит изобрести. Маляр добавила, что российские источники сильно преувеличивают кадры потерь украинской техники для информационных эффектов. Издание The Economist сообщало, что украинские силы используют важнейшее западное оборудование на участках линии фронта, где недавно украинские силы понесли потери в технике. Ранее ISW подсчитала, что украинские силы, по-видимому, задействовали лишь часть имеющихся у них резервов для текущих контрнаступательных операций, и что имеющиеся сообщения о поврежденной западной технике не являются окончательным показателем нынешней боевой мощи Украины. Имеющиеся кадры потерь украинской техники дополнительно указывают на то, что многие из этих бронетранспортеров были обездвижены, но не полностью уничтожены, и, вероятно, могут быть восстановлены украинскими силами. Кадры также свидетельствуют о том, что украинские экипажи этих бронемашин, которые гораздо ценнее самих машин, могут быть пересажены на новые или отремонтированные машины.
Российская командная структура, отвечающая за районы на юге Украины, неясна и, вероятно, дублирует друг друга. Минобороны России 8 июня опубликовало видеообращение командующего российской группировкой на Запорожском оперативном направлении генерал-полковника Александра Романчука, в котором он сообщил подробности об украинских штурмах на юге Украины. Сообщается, что Романчук является заместителем командующего Южным военным округом (ЮВО), хотя уровень его ответственности за юг Украины остается неясным. Российский полковник ранее заявлял, что командующий Воздушно-десантными войсками России (ВДВ) генерал-полковник Михаил Теплинский также сыграл решающую роль в командовании российскими войсками, которые отразили недавнее украинское наступление на юге Украины. Ходят слухи, что Теплинский является заместителем командующего ТВД и отвечает за Запорожское, Херсонское и Южно-Донецкое оперативные направления. Неясно, будет ли Романчук подчиняться Теплинскому или командующему ЮВО генерал-полковнику Сергею Кузовлеву. Минобороны России также заявило, что главнокомандующий ТВД и начальник Генерального штаба генерал армии Валерий Герасимов принял командование российской операцией на юге Украины 5 июня. Командные отношения между этими четырьмя офицерами — Романчуком, Теплинским, Кузовлевым и Герасимовым, — которые все были названы главными ответственными за российские силы в этом районе, неясны.