Группа Вагнера

Кремль поздно вечером 24 июня объявил, что белорусский диктатор Александр Лукашенко договорился о сделке, согласно которой главарь группы Вагнера Евгений Пригожин поедет в Беларусь без предъявления уголовных обвинений в России; часть штурмовиков группы Вагнера подпишет контракты с Минобороны России; и ни один представитель ЧВК “Вагнер” не будет привлечен к ответственности за участие в вооруженном мятеже.

Результаты вооруженного мятежа ЧВК “Вагнер” проанализировал американский Институт изучения войны (ISW).

Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что российские власти закроют уголовное дело против Пригожина и что Пригожин отправится в Беларусь, поблагодарив Лукашенко за его роль в посредничестве в сделке с «высшей целью избежать кровопролития». Пресс-служба Лукашенко ранее сообщила о сделке, сообщив, что Лукашенко провел переговоры с Пригожиным, и заявив, что Лукашенко и Путин договорились предпринять «двусторонние действия» для урегулирования кризиса ранее в тот же день. Лукашенко подчеркнул важность недопущения «кровавой бойни» и обеспечения гарантий безопасности вагнеровцев. Пригожин выпустил аудиосообщение после первоначального белорусского доклада, утверждая, что его «марш за справедливость» достиг своей цели и что он приказал силам Вагнера вернуться на свои тренировочные полигоны, чтобы предотвратить кровавую ситуацию (после того, как силы Вагнера уже убили более дюжины российских военных). В частности, Пригожин не упомянул об участии Лукашенко или подробностях какой-либо заключенной сделки в своем собственном заявлении. Специфика сделки, как и в какие сроки она будет реализована, ожидаемые результаты для каждой стороны и степень соблюдения соглашения всеми вовлеченными сторонами в настоящее время остаются неясными.

Группа Вагнера 23 и 24 июня окружила штаб Южного военного округа (ЮВО) России в Ростове-на-Дону и продвинулась в пределах 330 км от Москвы, до объявления о сделке. Сообщается, что силы Вагнера скоро начнут отходить на свои базы, и, как сообщается, на кадрах видно, как Пригожин покидает Ростов-на-Дону. Широко распространенные в социальных сетях кадры, опубликованные ранним утром 24 июня, показали, как силы Вагнера устанавливают кордон вокруг штаба ЮВО в Ростове-на-Дону, а источники, связанные с Вагнером, позже опубликовали кадры, на которых Пригожин гуляет по штабу с заместителем министра обороны генерал-полковником Юнусом, Бек Евкуров и заместитель начальника военной разведки генерал-лейтенант Владимир Алексеев требуют встречи с министром обороны Сергеем Шойгу и начальником Генштаба Валерием Герасимовым. Кадры с геолокацией, размещенные около 10:30 по московскому времени, подтверждают, что военнослужащие Вагнера пересекли административную границу Воронежской области на блокпосте Бургаевка, где российские военнослужащие сложили оружие и сдались Вагнеру. На кадрах, опубликованных через несколько часов, запечатлена колонна автомобилей и техники Вагнера, проезжающая через блокпост на трассе М4 Ростов-на-Дону-Воронеж-Москва у реки Икорец, примерно в 85 км к югу от Воронежа. На кадрах с геолокацией видно, как отряд Вагнера с двумя ЗРК «Панцирь-1» движется через Бутурлиновку, примерно в 135 км к юго-востоку от Воронежа. Российские источники утверждали, что эта колонна Вагнера отделилась от основной колонны, чтобы захватить авиабазу возле Бутурлиновки, хотя ISW не наблюдал визуальных подтверждений того, что какие-либо штурмовики Вагнера сделали это. Российские источники опубликовали кадры, на которых, как сообщается, российские вертолеты Ка-52 наносят удары по заявленным целям Вагнера на шоссе в Воронеже. Войска Вагнера могли сбить до трех вертолетов РЭБ Ми-8 МТПР, один обычный вертолет Ми-8, один вертолет Ка-52, один вертолет Ми-35, один вертолет Ми-28 и один из транспортных самолетов Ан-26/Ил-28, в результате чего погибло не менее 13 пилотов и летчиков, и это один из самых смертоносных дней для российских ВКС за время войны в Украине на сегодняшний день.

На кадрах с геолокацией, опубликованных во второй половине дня по московскому времени 24 июня, видно, как войска Вагнера достигли Липецкой области и продолжили движение на север по трассе М4 в сторону Москвы. Российские войска начали раскапывать участки трассы М4 в Липецкой области, чтобы воспрепятствовать передвижению сил Вагнера. Это проявило качество российских федеральных дорог – на кадрах раскопок видно, что гравийная основа дороги почти отсутствует. Примерно к 18:00 по московскому времени, по имеющимся визуальным свидетельствам, силы Вагнера находились в Красном, на севере Липецкой области, примерно в 330 км к югу от Москвы. Сообщается, что российские силовики начали подготовку оборонительных рубежей на южном берегу реки Ока в Московской области, а по непроверенным данным местные жители заметили боевиков Вагнера в Кашире, в 95 км к югу от Москвы. ISW не наблюдал визуальных подтверждений того, что боевики Вагнера находились ближе к Москве, чем в Красном, несмотря на утверждения, что они достигли Каширы. Кремлевская пропагандистская новостная лента РИА Новости опубликовала кадры после объявления о сделке вечером 24 июня, на которых запечатлены колонны техники и личного состава Вагнера, покидающие Ростов-на-Дону. ISW не наблюдал дополнительных визуальных свидетельств ухода Вагнера на момент этой публикации.

Колонны группы Вагнера на шоссе М4 располагали значительным количеством тяжелой техники. Различные блогеры утверждали, что колонна Вагнера насчитывала до 4000 человек личного состава и от 40 до 50 единиц техники, включая ББМ с усиленной противоминной защитой MRAP, основные боевые танки Т-90М, боевые машины пехоты БМП, системы ПВО «Панцирь» и системы РСЗО «Град». Один милблогер заметил, что очевидное сочетание Вагнера с быстро движущейся колонной, защищенной эшелонированным мобильным зонтиком ПВО (состоящим из «Панцирей» и ПЗРК), которое эффективно защищало наземные войска от российской боевой авиации, напоминает тактику Вагнера во время предыдущих операций в Ливии, хотя теоретическая способность группы Вагнера поддерживать независимые операции в России неясна.

Кремль изо всех сил пытался спланировать эффективный быстрый ответ на успехи группы Вагнера, подчеркивая недостатки внутренней безопасности, вероятно, из-за неожиданности и последствий тяжелых потерь в Украине. Как сообщил ISW 23 июня, российские власти мобилизовали Росгвардию, отряды специальной полиции (ОМОН) и специального быстрого реагирования (СОБР) в ответ на первоначальное заявление Пригожина о вооруженном мятеже. Несколько российских блогеров сообщили, что колонны Росгвардии были активированы и были замечены в Московской области и на пути в Ростовскую область. Однако ISW не обнаружил никаких сообщений или видеозаписей, свидетельствующих о том, что подразделения Росгвардии где-либо вступали в бой с ЧВК “Вагнер”. Основная миссия Росгвардии заключается в защите от внутренних угроз безопасности российского правительства, таких как наступление на Москву, и примечательно, что Росгвардия не смогла принять участие, даже когда Вагнер захватил важные военные объекты в Ростове-на-Дону и уничтожил российские военные самолеты. Некоторые российские комментаторы также отметили, что большинство личного состава, задействованного для внутренней обороны, были призывниками и подразделениями Росгвардии, и задались вопросом, почему российские власти решили мобилизовать призывников вместо того, чтобы задействовать более широкие и специализированные силы безопасности. Чеченские силы Рамзана Кадырова, также теоретически специализирующиеся на внутренней безопасности, утверждали, что активизировались в ответ на продвижение Вагнера, но на самом деле никогда не встречались с Вагнером и не вступали в бой с ним, что неудивительно и соответствует первостепенной цели Кадырова по поддержанию собственных сил внутренней безопасности для применения их в личных целях в дальнейшем. Специализированные органы внутренней безопасности Кремля не смогли отреагировать на то, что независимые вооруженные силы захватили штаб-квартиру ЮВО и наступали на Москву — и Вагнер, вероятно, мог бы достичь окраин Москвы, если бы Пригожин решил приказать им сделать это.

Российские источники поспешили подчеркнуть, что вооруженное восстание сил Вагнера не повлияло на российские силы в Украине, но действия ЧВК Пригожина продемонстрировали отсутствие у России резервов в тылу. Минобороны России немедленно обвинило вооруженный мятеж Пригожина в том, что он предоставил украинским силам возможности, заявив, что украинские силы начали наступление на Бахмутском направлении, использовав внутренние беспорядки. Российские источники широко высказывали опасения, что мятеж может подорвать способность российских войск защищаться от украинских контрнаступлений, но многие блогеры утверждали, что российские силы продолжают отражать украинские атаки. Известный милблогер особенно похвалил подразделения ЮВО, дислоцированные на фронте Авдеевка-Донецк, за продолжение необходимой работы на фронте, несмотря на «бардак» со штабом ЮВО в Ростове-на-Дону. Другой видный его коллега утверждал, что вооруженный мятеж Вагнера не нарушил боевые действия россиян на передовой или действия авиации. Пригожин указал, что он не хочет мешать текущим российским операциям в Украине или препятствовать вылету российских военных самолетов с аэродромов в Ростовской области, чтобы избежать дальнейшей критики своих действий. Пригожин, возможно, также намеревался использовать возможность штурма штаба ЮВО и срыва операций России в Украине в качестве рычага в своем конфликте с МО и требований к Путину, и поэтому не совершал атак на штаб или персонал МО, которые могли бы привести к серьезным тактическим потерям в Украине. Однако восстание Пригожина продемонстрировало, что у российских сил не хватает резервов во многих тыловых районах и почти наверняка ухудшит моральный дух российского персонала в Украине, и это знание может быть использовано украинскими войсками для корректировки попыток прорыва российской обороны.

Неудивительно, что Путин решил поддержать Министерство обороны России и его постоянные усилия по централизации контроля над российскими нерегулярными силами (включая ЧВК “Вагнер”) перед Пригожиным. Пригожин попытался оправдать свой вооруженный мятеж, обвинив Минобороны России, а именно министра обороны России Сергея Шойгу и начальника Генерального штаба России генерала армии Валерия Герасимова, в нанесении необратимых потерь россиянам на поле боя и в нанесении удара по базе Вагнера, но, в частности, не критиковать Путина. Пригожин, возможно, намеренно разработал свое оправдание, чтобы позволить Путину публично использовать Шойгу и Герасимова в качестве козлов отпущения за его вторжение в Украину. Однако Путин осудил Пригожина (не называя его имени) во время своего телеобращения утром 24 июня, косвенно обвинив Пригожина в инициировании вооруженного мятежа и совершении государственной измены из-за «непомерных амбиций и личных интересов». Жесткая позиция Путина указывала на то, что он по-прежнему связан с учреждением МО РФ, которое неизменно оказывало ему лояльность, несмотря на многочисленные военные неудачи и ранее, казалось, пользовалось поддержкой Путина, и его усилиями по формированию российских иррегулярных подразделений, а не опорой на независимых акторов, таких как группа Вагнера, как того хотел Пригожин.

Соглашение, достигнутое при посредничестве Лукашенко, скорее всего, устранит группу Вагнера как независимого субъекта, возглавляемого Пригожиным, в ее нынешнем виде, хотя элементы организации могут сохраниться при существующих и новых возможностях. Сделка при посредничестве Лукашенко, в частности, лишает Пригожина контроля над группой Вагнера в обмен на снятие уголовных обвинений в мятеже и государственной измене. Сделка, если она будет оформлена Песковым, подчинит часть группы Вагнера Минобороны России, как давно того желал министр обороны Шойгу. Однако неясно, как Кремль будет определять вагнеровцев как не участвовавших в мятеже, а в заявлении Пескова не уточняется судьба вагнеровцев, участвовавших в восстании, кроме получения помилования. Эти штурмовики потенциально могут подписывать контракты с МО на индивидуальной основе; демобилизоваться в России (вероятно опасный образ действий для внутренней безопасности Кремля), отправиться в Беларусь в каком-либо качестве или развернуться за границей для поддержки предыдущих основных операций Вагнера в Африке или на Ближнем Востоке. Неясно, будут ли силы Вагнера добровольно сотрудничать в их интеграции в состав Минобороны России, или российские Вооруженные силы будут добровольно служить вместе с личным составом Группы Вагнера в будущем. Позиция Путина в отношении Шойгу и Герасимова на данный момент остается неясной, и Песков уточнил, что любые кадровые перестановки являются исключительно прерогативой Путина и «почти» не обсуждались в ходе переговоров.

Пригожин, вероятно, сделал ставку на то, что его единственный способ сохранить группу Вагнера как независимую силу — это выступить против Минобороны России, вероятно, намереваясь обеспечить дезертирство в российской армии, но переоценивая свои собственные перспективы. Пригожин, вероятно, рассматривал крайний срок, установленный Минобороны 1 июля для формализации контроля над всеми нерегулярными формированиями, включая Вагнера, как экзистенциальную угрозу его политическому (и, возможно, личному) выживанию. Поэтому он, вероятно, решил рискнуть использовать свои силы в попытке сменить руководство МО, а не полностью потерять группу Вагнера, и, как оценил ISW 23 июня, его единственная реальная надежда на прочный успех заключалась в том, чтобы обеспечить смену руководства МО, и он этого не сделал. Пригожин почти наверняка планировал это усилие заранее, но ISW не может подтвердить эту гипотезу из открытых источников.

Восстание Пригожина еще больше подорвало его существующую базу поддержки в ультранационалистическом сообществе, российском правительстве и внутри самой группы Вагнера. Вооруженный мятеж Пригожина, вероятно, еще больше подорвал существующую поддержку Вагнера, вынудив связанные с Вагнером региональные власти и вербовочные организации осудить усилия Пригожина. Губернатор Курской области Роман Старовойт призвал Пригожина остановить свои планы и не допустить внутреннего конфликта. Старовойт признал, что Курская область ранее сотрудничала с Вагнером в подготовке кадров для местных ополченцев. Глава «Союза добровольцев Донбасса» Александр Бородай также назвал вооруженный мятеж Вагнера ударом в спину России. Пригожин, вероятно, ранее полагался на «Союз добровольцев Донбасса» для доступа к вербовочному пулу российского ультранационалистического сообщества. Пригожин также, вероятно, разозлил многих вагнеровцев и сочувствующих Вагнеру ультранационалистов тем, что не довел до конца свою попытку марша на Москву. Связанный с Вагнером милблогер утверждал, что Вагнер готовился к походу на Москву заранее и намеревался спровоцировать эвакуацию высших должностных лиц и руководства из города. Милблогер осудил, что Пригожин, политик с сомнительными перспективами, разрушил все усилия. Заметная критика Пригожина со стороны связанного с Вагнером милблогера, вероятно, отражает широко распространенное недовольство в провагнеровском информационном пространстве, которое ранее приветствовало восстание. Один видный российский милблогер отметил, что многие российские милблогеры, которые в прошлом поддерживали Вагнера, игнорировали восстание или делали о нем нейтральные заявления. Предполагаемое соглашение, достигнутое Пригожиным с Лукашенко и Кремлем, скорее всего, расстроит сотрудников Вагнера, поскольку оно представляет собой конец усилий Пригожина изолировать Вагнера от подчинения МО. В настоящее время неясно, заручился ли Пригожин поддержкой командиров Вагнера или рядового персонала до заключения предполагаемого соглашения, и многие сотрудники Вагнера, вероятно, будут недовольны возможностью подписания контрактов с МО, демобилизации или развертывания подальше от Украины.

Усилия белорусского президента Лукашенко, играющего непосредственную роль в остановке военного наступления на Москву, унизительна для Путина и, возможно, обеспечила Лукашенко другие преимущества. Пресс-служба президента Беларуси сообщила, что Путин проинформировал Лукашенко о разворачивающейся ситуации на юге России утром 24 июня, предполагая, что Путин обратился к Лукашенко с просьбой урегулировать вооруженный мятеж, хотя белорусское правительство часто использует взаимодействие с Кремлем в своих интересах, и такое представление не подтверждено. Сообщается, что Лукашенко использовал свои «существующие каналы» для выяснения ситуации на местах и ​​переговоров с Пригожиным. Доступ Лукашенко к ранее установленным каналам и успешные переговоры с Пригожиным, вероятно, указывают на то, что Лукашенко имеет неопределенное влияние на Пригожина, которое он мог бы использовать для деэскалации ситуации. Ранее Лукашенко использовал силы Вагнера для продвижения своей избирательной кампании после того, как белорусские власти в конце июля 2020 г. арестовали трех граждан России, предположительно принадлежавших к группе Вагнера, открыто использовавших Беларусь в качестве транзитной страны для своих миссий в прошлом. В результате инцидента Лукашенко инициировал звонок Путину 15 августа 2020г. и освободил 32 сотрудника Вагнера. Лукашенко, скорее всего, попытается использовать деэскалацию вооруженного восстания для достижения своих целей, таких как отсрочка формализации Союзного государства России и Белоруссии или предотвращение использования Путиным белорусских сил на Украине.

Кремль сейчас сталкивается с крайне нестабильным равновесием. Соглашение, заключенное Лукашенко, — это краткосрочное, а не долгосрочное решение, а мятеж Пригожина выявил серьезные слабости Кремля и Минобороны России. Предположения о том, что мятеж Пригожина, реакция Кремля и посредничество Лукашенко были инсценированы Кремлем, абсурдны. Изображение Путина, появляющегося по национальному телевидению с призывом к прекращению вооруженного восстания и предупреждением о повторении революции 1917 года, а затем требующего посредничества от иностранного лидера для разрешения восстания, будет иметь длительное влияние. Восстание обнажило слабость российских силовых структур и продемонстрировало неспособность Путина своевременно использовать свои силы для отражения внутренней угрозы и еще больше подорвало его силовую монополию. Быстрое наступление Пригожина на Москву выставило на посмешище большую часть российских регулярных войск и привлекло внимание всех без исключения деятелей безопасности, государственных предприятий, и других ключевых фигур в российском правительстве, что частные вооруженные силы, отделенные от централизованного управления государством, могут добиться впечатляющих результатов. Действия Вагнера также продемонстрировали деградацию российских военных резервов, которые почти полностью заняты боевыми действиями в Украине, а также опасность полагаться на неопытных призывников для защиты границ России. Кремль с трудом реагировал быстро в информационном пространстве,
жители Ростова-на-Дону не выступали против Вагнера, а в некоторых случаях тепло приветствовали его, не демонстрируя принципиального неприятия Путина, а как минимум принимая действия Пригожина. Наконец, явное удивление Кремля по поводу действий Пригожина плохо отражается на российской внутренней разведывательной службе, ФСБ. Пригожин постоянно усиливал свою риторику против Минобороны России до своего вооруженного мятежа, и Путину не удалось снизить этот риск. ISW не может и не будет спекулировать на конкретных последствиях мятежа Пригожина и слабой реакции Кремля и не прогнозирует неминуемый крах российского правительства, как это сделали некоторые. Тем не менее, мятеж Пригожина и разрешение событий 23 и 24 июня — хотя и не обязательно борьба между Пригожиным и Кремлем в целом — скорее всего, нанесут существенный ущерб правительству Путина и военным усилиям России в Украине.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

19 + 7 =