Такого мнения придерживается руководитель Проекта Международной финансовой корпорации (IFC, Группа Всемирного банка) «Развитие агрострахования в Украине», доктор сельскохозяйственных наук Гари Роше.

По его убеждению, от такой ситуации страдают все участники агрострахового рынка и, в первую очередь, – сельхозпроизводители. Они лишены возможности принимать взвешенные решения о выборе страховых компаний, с которыми собираются налаживать сотрудничество. В итоге, желающих получить агростраховые услуги в Украине, несмотря на стабильное усиление позиций аграрного сектора в национальной экономике, все еще остается крайне мало.

Подробнее об основных проблемах, которые порождает непрозрачность агрострахового рынка,– в интервью с Гари РОШЕ.

– Какая на сегодняшний день главная проблема украинского агрострахования?

– Страхование – это, в первую очередь, данные. Если нет данных, нет и страхования. Любые действия, которые государственные органы предпринимают для улучшения агрострахования в стране, должны базироваться, прежде всего, на качестве информации. Поэтому всякий раз, когда мы разговариваем с представителями государственных структур, которые занимаются вопросами агрострахования, то подчеркиваем, что нужно внедрить хорошую систему управления данными.

На самом деле такая система управления данными уже существует, ее подготовила IFC. Она совершенно готова к применению. Во время встреч в Министерстве аграрной политики и продовольствия и Нацкомфинуслуг, который является регулятором агрострахового рынка, мы всякий раз слышим, что они сами заинтересованы во внедрении такой системы. Но проблема состоит в том, что этим органам госуправления не хватает ресурсов на быстрое и качественное ее внедрение.

Решить проблему все-таки возможно, если мы воспользуемся возможностями Агрострахового пула. Он способен собирать все необходимые данные, которые могут быть использованы для регулирования и планирования деятельности агрострахового рынка. Более того, Пул мог бы предоставлять эти данные и другим государственным органами – открыто и прозрачно.

– Вы сказали об отсутствии у государственных органов достаточных ресурсов, чтобы открыть информацию об агростраховании. О каких именно ресурсах идет речь?

– По сути, любая система управления данными требует применения некой системы информационных технологий. Этого у аграрного министерства и госрегулятора никогда не было. Поэтому IFC взяла на себя решение этой задачи, и разработала необходимое программное обеспечение.

Аналогичная ситуация сейчас наблюдается и в сфере аграрных расписок. И мы теперь помогаем государству разрабатывать эту IT–систему – компьютерную программу, которая позволит быстро запустить систему аграрных расписок в жизнь.

Говоря о ресурсах, мы также имеем в виду наличие квалифицированного персонала, которого явно не хватает Министерству агрополитики и регулятору. И миссия Группы Всемирного банка, других подобных ему организаций состоит в том, чтобы помочь решить и эту проблему.

– Нужно также признать, что и страховые компании, в свою очередь, тоже не спешат делиться информацией о своей деятельности.

– Честно говоря, хотят они это делать или не нет, меня мало интересует. В любой цивилизованной стране мира все компании эту информацию собирают и используют для надлежащей защиты потребителей агрострахования. Но, к сожалению, в Украине с момента зарождения агрострахования не существовало понимания важности таких подходов.

– Давайте уточним, какую информацию вы имеете в виду.

– Прежде всего, речь идет об информации о продажах. Если мы запрашиваем информацию у страховых компаний о том, сколько они заключили договоров страхования, то, в первую очередь, интересуемся, кому они их продали и какие культуры были застрахованы. Еще нас интересует и такой вопрос, как соотношение между собранными премиями – страховыми платежами – и объемами выплаченных возмещений.

Кроме того, мы заинтересованы в том, чтобы у страховой компании, продающей страховые полисы, была достаточная адекватность капиталов. Международная практика уже давно понимает, что расчет адекватности капитала для целей страхования сельскохозяйственных культур очень сильно отличается от расчета адекватности капитала для других целей. Поэтому при отсутствии такой информации мы практически работаем вслепую, не видим, что происходит, куда мы движемся и как следует себя дальше вести.

– Как отсутствие такой информации сказывается на работе сельхозпроизводителей?

– Сельхозпроизводителям необходима эта информация, чтобы они понимали, с кем имеют дело, – что это за компания, какие у нее есть страховые продукты, насколько они качественные. А также насколько честно она ведет себя на рынке. Только тогда сельхозпроизводители могут принять осознанное решение о страховании своей продукции и о том, с какой страховой компанией вступать в деловые отношения.

Мы работаем с сельхозпроизводителями на всей территории Украины. И, к сожалению, большинству страховых компаний они не доверяют. Аграрии очень тесно общаются между собой, значит, информация о той или иной страховой компании легко распространяется в их среде. Особенно это касается тех страховщиков, которые некорректно ведут себя по отношению к сельхозпроизводителям.

Повторюсь, но это очень важно: чем больше прозрачной и честной информации о деятельности страховых компаний будет доступной на рынке, тем активнее сельхозпроизводители будут пользоваться ею. И это поспособствует активизации самого агрострахового рынка.

– Значит ли это, что украинские отечественные страховые компании не нацелены на надлежащее обслуживание сельхозпроизводителей?

– Большинство местных страховых компаний стремятся соответствовать международным стандартам. Но проблема состоит в том, что сейчас в Украине из более чем 30 страховых компаний, получивших лицензию на продажу агростраховых продуктов, реально работают около 5. Для остальных не хватает рынка, который пока еще остается не очень емким. И они не имеют достаточных объемов бизнеса, а значит, и необходимых стимулов для борьбы за него.

– Чем такая ситуация может обернуться для украинского агрострахового рынка?

– На самом деле, мы все обеспокоены ею. IFC, наш Проект всегда работали на положительный результат, и все сделали для того, чтобы в Украине активно развивалось агрострахование. Но сегодня главный камень преткновения – это отсутствие информации о его работе. Без нее практически невозможно двигаться вперед. Не имея этих данных, Нацкомфинуслуг лишен возможности регулировать рынок как таковой. А Министерство аграрной политики и продовольствия не сможет надлежащим образом управлять государственными программами по агрострахованию.

– Действительно ли сбором такой информации может заниматься Агростраховой пул?

– Это возможно при условии, если удастся запустить Агростраховой пул как саморегулирующую организацию. Я убежден, что все страховые компании, предлагающие агрострахование в Украине, должны войти в его состав. Тогда мы получим качественную и объективную информацию о деятельности всего агрострахового рынка и всех его субъектов, а не только отдельной его части.

Вопросам прозрачности работы агрострахового рынка отведено особое место в проекте Концепции развития системы страхования сельскохозяйственной продукции в Украине, который разработал Проект IFC. Как рынок отреагировал на появление этого документа?

– За долгие годы работы в Украине мы убедились, что достичь здесь консенсуса по вопросам агрострахования практически невозможно. Мы постоянно пытались сводить всех участников рынка за одним столом, выслушивать их мнения, предложения, замечания, чтобы потом использовать их при наработке новых концептуальных идей. Мы привлекали к нашей работе лучших зарубежных экспертов по агрострахованию, проводили многочисленные семинары, обучали как сотрудников регуляторных органов, так и специалистов рынка.

Последняя версия Концепции, которая нами разработана, основана на рыночных принципах и с учетом наилучших международных практик. Но, несмотря на это, всегда найдутся люди, которые будут утверждать, что этот проект Концепции не самый удачный, что у них есть гораздо лучшие предложения. И если ориентироваться на них, все может потонуть в бесконечных дискуссиях.

Группа Всемирного банка не имеет коммерческого интереса. Мы по-прежнему верим в партнерство между государственным и частным сектором. Мы регулярно отчитываемся о нашей работе, делимся своими результатами, своим опытом. Нас уже широко признали как авторитетную организацию в Украине. Поэтому убежден, что наш проект Концепции – лучший из всех возможных.

Цель этой Концепции – создать основу для внесения последующих изменений в украинское законодательство об агростраховании. Мы уже общались по этому поводу и с представителями Министерства аграрной политики и продовольствия, и с депутатами Верховной Рады. Они тоже заинтересованы в работе над соответствующими законопроектами. Поэтому есть серьезные основания полагать, что «концептуальные» изменения будут оформлены в законопроект, который будет принят в ближайшее время.

– Какие дальнейшие перспективы сотрудничества IFC и украинского агрострахового рынка?

– Проект «Развитие агрострахования в Украине» работает уже 7 лет и все это время финансируется канадским правительством. Свою деятельность он заканчивает 30 июня этого года. Но уже с 1 июля будет реализовываться следующий Проект, одной из составляющих которого является агрострахование. Он охватит не только Украину, но и ряд соседних стран. Потому что работа, которую мы проводили здесь, вызвала большой интерес среди других государств региона. Они просят нас оказать им помощь в развитии агрострахования, и мы охотно идем на такое сотрудничество. Но весь тот багаж знаний и опыта, который был наработан в Украине, останется здесь и будет активно использоваться.

Одно из направлений нашей работы на ближайшее время – создание Агрострахового пула в качестве саморегулирующей организации. Должен сказать, что такая модель не особенно широко практикуется в Европейском Союзе. Но там другая ситуация – существует система сбора данных, их использования для управления, для регулирования и для защиты прав потребителей. Украинское законодательство сегодня адаптируется к европейскому. Но нужен какой-то промежуточный период, скажем, года 3, чтобы международные подходы в этом вопросе стали приемлемыми для Украины. Со временем правительственные органы смогут наработать потенциал и взять функции саморегулирующей организации на себя. А пока что их сможет выполнять Агростраховой пул. Вот такое у нас предложение.

– Проект IFC работал со многими украинскими правительствами. Нынешнее активно позиционируется как реформаторское. Почувствовали ли вы уже соответствующие изменения?

– Это прекрасный вопрос и он находит отклик в моем сердце. Нужно сказать, что за все 20 лет, когда я в своей работе хоть как-то был связан с Министерством аграрной политики и продовольствия, мне никогда не удавалось встречаться с его руководством. Сейчас же мы видим, что новое руководство министерства открыто и тесно сотрудничает с международными организациями, с Группой Всемирного банка и с другими. Это очень хороший сигнал.

Вместе с тем, до нас доходят слухи, что многие старые схемы все еще остаются и по-прежнему работают. Так что изменения даются Украине трудно, болезненно. И на них потребуется очень много времени. Вместе с тем, я убежден, что никто в этой стране не должен оставаться равнодушным к тем процессам, которые происходят. Все обязаны стать на сторону позитивных перемен.

Степан ГОНЧАРЕНКО,

Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

seven − 5 =