25 августа 2015 года был подписан Указ Президента Украины о Национальной стратегии в сфере прав человека. Насколько логичным было появление такого документа в стране, которая фактически оказалась втянутой в военный конфликт и продолжительный экономический кризис, что значительно усложняет обеспечение прав и свобод граждан? Какие перспективы решения этих вопросов он предусматривает? Когда приоритетность прав человека станет реальным фактом национальной государственной политики?
Эти и другие вопросы мы обсудили с одной из участниц рабочей группы по подготовке Национальной стратегии – президентом Международного женского правозащитного центра «Ла Страда-Украина», доктором юридических наук, профессором Екатериной ЛЕВЧЕНКО.
– Обеспечение прав человека широко отражено в действующем национальном законодательстве. Почему возникла потребность в подготовке Национальной стратегии в сфере прав человека?
– Не могу согласиться, что наше законодательство полностью отвечает международным требованиям относительно обеспечения прав человека. Такое соответствие было и является одной из главных задач нашего государства. Украина ратифицировала соответствующие Конвенции ООН, другие международно-правовые документы. Но те законодательные акты, которые принимались внутри страны, не всегда отвечали их принципам. Поэтому одной из причин разработки Национальной стратегии и была потребность в соответствующем реформировании украинского законодательства, приведении его к международным требованиям. А также реформирование практики его правоприменения.
Другая причина состояла в том, что в Украине не было комплексного документа, который бы охватывал все сферы жизни, касающиеся прав и свобод человека. Были отдельные программы или планы действий – по противодействию пыткам, по внедрению равноправия женщин и мужчин и пр. Нужен был общий план действий, и в прошлом году подготовка Национальной стратегии была инициирована Президентом Украины Петром Порошенко. А в конце августа этого года он одобрил своим Указом уже готовый документ.
– Какова цель принятия Стратегии?
– Она сформулирована в самой Стратегии. Целью является обеспечение приоритетности прав и свобод человека как определяющего фактора во время определения государственной политики, принятия решений органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Права человека должны стать приоритетом повсеместно. Но пока что в обществе недостаточное понимание таких подходов. Причем, на всех уровнях – и среди государственных чиновников, и среди простых людей. Например, обеспечение прав ребенка не всегда поддерживают даже учителя, ведь не понимают, о чем речь.
Нам всем нужно учиться отстаивать права и свободы человека. Не случайно один из разделов Национальной стратегии называется «Повышение уровня осведомленности в сфере прав человека».
– Кто готовил Национальную стратегию?
– Подготовка документа была поручена исполнительной власти. Работу координировали Министерство юстиции Украины, Министерство иностранных дел Украины. Была создана достаточно большая рабочая группа, потом она разделилась на разные подгруппы в соответствии с темами.
Важно, что к разработке Национальной стратегии были привлечены представители общественных правозащитных организаций Украины. В частности, активное участие принимал и наш Международный женский правозащитный центр «Ла Страда-Украина». Сотрудничали с представителями международных организаций – экспертами Организации Объединенных Наций, Программы развития ООН, Совета Европы, ОБСЕ, Международной организации по миграции, офиса Комиссара ООН по вопросам беженцев. Все участники этого процесса вносили идеи, положения, которые были в их компетенции и отвечали международным стандартам в той или иной области прав человека.
В определенной степени работа затянулась, возникали большие дискуссии. Например, было предложение утверждать Национальную стратегию законом. Мы выступали против этого, ведь речь шла о рамочном документе, определенном указателе – где и над чем нужно работать. Утверждать его законом было бы неверно с юридической точки зрения. Были и другие спорные вопросы. Но, в конце концов, коллективную позицию удалось наработать.
Стратегия охватывает различные сферы – и политические права, и экономические, и право на образование, работу, здравоохранение, социальные права, такие тематические права, как защита от домашнего насилия, торговли людьми, внедрение равных прав женщин и мужчин, права ребенка, права внутренне перемещенных лиц, защита прав участников АТО, право на защиту от дискриминации, на свободу от пыток, на свободу слова, на свободу мирных собраний и пр.
– Каким образом на подготовке Национальной стратегии сказались новые вызовы – глубокий экономический кризис и военные действия на востоке Украины? Нашли ли они в ней свое достаточное отражение?
– Для Украины это крайне серьезные проблемы, имеющие и политические, и социально-экономические последствия. Например, в стране растет безработица, а мы должны обеспечить право каждого гражданина на работу. Необходимо обеспечить права участников Антитеррористической операции, наших военных, их семей, семей погибших, семей, где есть раненые. Все эти вопросы нашли отражение в Национальной стратегии.
Освобождение заложников выделено отдельно. И тот факт, что такие методы используют так называемые Донецкая и Луганская республики, является еще одним подтверждением их террористической сущности.
Отдельно выделен и раздел, который называется «Защита прав внутренне перемещенных лиц». Серьезное внимание уделено и обеспечению прав граждан Украины, проживающих в населенных пунктах Луганщины и Донетчины, на территории которых органы государственной власти Украины временно не осуществляют полномочия или осуществляют не в полном объеме.
Все это новые вызовы, проблемы, которых мы до сих пор не имели. Но мы заявляем, что готовы их решать. И это главное.
Однако даже если бы у нас не было военного конфликта, подготовка Национальной стратегии очень нужна. В прежние времена права человека массово нарушались, и мы знаем, к чему это привело – к выступлениям протеста, к Революции достоинства.
Национальные планы в сфере прав человека имеют много стран, это одно из требований Организации Объединенных Наций. Мы должны применять международный опыт как государство, ставшее на демократический путь развития.
– Будут ли распространяться положения Стратегии на тех граждан, которые оказались на временно неконтролируемых Украиной территориях? Каким образом можно обеспечить там их реализацию?
– Стратегия рассчитана и содержит разделы, касающиеся этих граждан. На этой территории находятся украинские заложники. И часть стратегии – это их освобождение и обеспечение реабилитации. Но проблема в том, что отсутствует эффективная система мероприятий по освобождению заложников.
Следующее – украинские граждане, находящиеся на временно оккупированных территориях. Проблема в том, что существует постоянная угроза жизни и здоровью этих граждан и отсутствует возможность надлежащего обеспечения их прав, в том числе, права на социальную защиту, на медицинское обслуживание, на получение образования, обеспечение их экономических прав.
Например, как предоставить социальные выплаты семьям, в которых в последнее время родились младенцы? Есть проблема с регистрацией детей, родившихся на неконтролируемой Украиной территории. Часто нет справок об их рождении из медицинских учреждений, являющихся основанием для выдачи свидетельства о рождении. А что такое ребенок без документов? Семья не может получить около 41 тыс. грн. от государства, которые предусмотрены, потом малышей трудно устроить в детский садик и пр.
Как разобраться с такими проблемами? С одной стороны, должны быть сформированы действенные механизмы для обеспечения условий добровольного переселения таких граждан в другие регионы Украины. Но с другой – задействована помощь международных структур. Мы должны активно использовать их возможности и ресурсы. Одновременно местное население таким образом должно узнавать, что Украина продолжает заботиться о нем, в меру возможности отстаивает его права и свободы.
– Центр «Ла Страда-Украина» много лет занимается вопросами противодействия домашнему насилию и насилию над женщинами, внедрению гендерного равенства. Эти проблемы, к сожалению, относятся к «застарелым». Как они отражены в Национальной стратегии?
– Не может быть обеспечения и соблюдения прав человека без обеспечения и соблюдения прав женщин. Сегодня в Украине это не очень понятно, даже на уровне высшего руководства. Если посмотреть на представительство женщин в органах власти, то на первых позициях их очень мало.
Например, я являюсь членом Комиссии при Президенте Украины в вопросах помилования. Всего в ее состав входят 12 человек и лишь четверо – женщины. Есть трое руководителей – председатель Комиссии и двое заместителей. Стоит ли говорить, что это мужчины. Этот пример ярко демонстрирует, насколько приоритетность прав человека, в частности, обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин пока у нас не соблюдается.
Не случайно, что общественные организации – Центр «Ла Страда-Украина», Информационно-консультационный женский центр, Гендерная стратегическая платформа принимали активное участие в подготовке таких разделов Национальной стратегии, как «Обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин», «Противодействие гендерному насилию, торговле людьми и рабству», «Противодействие домашнему насилию», «Обеспечение прав ребенка».
Для нас было принципиально, чтобы, например, вопросы обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин были отделены от вопросов предупреждения и противодействия дискриминации. Ведь и до сих пор много общественных организаций не видят проблемы в нарушении прав женщин, полагая, что эта тема отсутствует. Или предлагают рассматривать женщин в контексте других уязвимых групп населения. Но проблема как раз в том и заключается, что женщины не являются уязвимой группой населения, они составляют большую часть общества. И их права, к сожалению, очень часто нарушаются в силу устоявшихся стереотипов относительно роли женщин и мужчин, в силу определенных традиций, консервативности структур власти, структурного насилия.
– Как это можно изменить?
– Мы говорим о стратегической цели обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин во всех сферах жизни. Важно, чтобы были внедрены международные стандарты обеспечения гендерного равенства. Например, нам нужен новый закон об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин. Пока в национальном законодательстве вообще отсутствует термин «гендерно обусловленное насилие», определение его видов, достаточно часто женщины не могут рассчитывать и на равноправное правосудие.
Нам нужно, чтобы в полной мере были реализованы принципы Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации над женщинами. В частности, статьи 4 этого документа о временных специальных мероприятиях в случае наличия дискриминации. А они касаются, в частности, квотирования участия женщин в тех или иных политических процессах.
Украине необходимо ратифицировать Конвенцию Совета Европы о предотвращении насилия над женщинами и домашнего насилия и борьбу с этими явлениями (Стамбульскую конвенцию). Это предусмотрено сделать во ІІ квартале 2016 года. Также нужно ускорить разработку механизмов имплементации Резолюции Совета безопасности ООН №1325 «Женщины, мир, безопасность», в которой говорится о роли женщин в процессах миротворчества и разрешения конфликтов. Национальный план действий на ее выполнение пока находится на согласовании в центральных органах исполнительной власти.
Если говорить о противодействии домашнему насилию, торговле людьми, то цель, закрепленная Стратегией, – это создание эффективной системы предотвращения и противодействия таким формам насилия, повышения качества оказания помощи жертвам насилия. Сегодня очень часто они не могут получить никаких услуг. Необходимо создавать специальные учреждения, которые должны оказывать такую помощь, готовить специалистов для такой работы. Например, в странах Европы разработаны стандарты обеспечения жертв насилия местами в кризисных центрах или в специальных приютах. В некоторых кризисных центрах предусмотрено одно место на 100 тыс. человек, в других – на 10 тыс. человек. А в Украине на сегодняшний день существует всего 19 работающих центров социально-психологической реабилитации. Такие крупные области, как Харьковская, Киевская, Херсонская и ряд других вообще не имеют таких учреждений.
– Можно ли осуществить указанные мероприятия, когда в бюджете традиционно не хватает денег на эти цели?
– Конечно, нужны деньги, но нужна и политическая воля, нужно и стратегическое планирование. Открытие и содержание центров социально-психологической реабилитации предусматривает финансовую помощь со стороны государства, других доноров. Но я убеждена, что экономия в этом вопросе стоит слишком дорого. В 2007 году Центр «Ла Страда-Украина» проводил исследование «Цена насилия». Мы тогда подсчитали, что 150 млн. грн. государство тратит ежегодно, лишь реагируя на случаи домашнего насилия, зафиксированные милицией. То есть, на вызовы, выезды, содержание задержанных и пр. Таких денег никогда не выделяли на то, чтобы избежать домашнего насилия, насилия над женщинами.
Но есть вещи, которые касаются внесения изменений в законодательство, в учебные программы. Они будут осуществляться в рамках финансирования деятельности тех или иных государственных структур, поэтому не требуют серьезных дополнительных средств.
Все это нужно тщательно оценить. Развитие должно продолжаться при помощи государства и обязательно – бизнеса.
Еще одно важное направление поддержки – международная техническая и финансовая помощь. Главное, чтобы верно направить ее на самые актуальные направления. Потому что по опыту работы я знаю, что все хотят помогать в проведении тренингов, обучать персонал. Но параллельно сокращаются штаты специалистов социальной работы. У нас некому работать, поэтому некого обучать. Вместе с тем было бы хорошо, если бы международные структуры помогали находить средства для создания приютов и кризисных центров.
Я оптимист даже в сложных вопросах финансирования тех или иных проектов. Уже много лет на базе Центра «Ла Страда-Украина» работает Национальная «горячая линия» по вопросам предупреждения домашнего насилия, торговли людьми, гендерной дискриминации. Ее телефоны 0 800 500 335, 386 – с мобильных хорошо известны в стране. Она выполняет задачи государственной важности, мы планируем ими заниматься и в дальнейшем. А поскольку имеем цель, то находим возможности ее реализовывать.
– Национальная стратегия в сфере прав человека подписана Президентом. Что дальше?
– Сегодня разворачивается не менее важный этап, а именно – подготовка Плана действий по реализации Национальной стратегии на период до 2020 года. Он должен предусматривать механизмы воплощения каждого раздела в жизнь. План действий должен быть конкретным, предусматривать ожидаемые результаты, ориентировочную оценку источников финансирования.
Президент дал поручение Кабинету Министров разработать такой План действий в течение трех месяцев. Общественные организации, которые принимали участие в подготовке Национально стратегии, уже подключились к этой работе, создаются тематические рабочие группы, Министерство юстиции активно начало координировать этот процесс.
Амбициозная задача рабочей группы – сделать все, чтобы План действий был и работал для людей.
Владимир ДОБРОТА,
Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»