В эпоху Интернета скрыть информацию невозможно, но преподнести ее в нужном свете – вполне реально.

Об этом говорит вся история развития российско-украинской войны с момента прихода к власти у северного соседа тандема Путин-Медведев.

Российско-украинские отношения во времена нахождения у власти украинофоба Путина теплыми назвать нельзя. Обе страны находились всегда в состоянии конфронтации, независимо от того, был ли у нас президентом проукраинский Ющенко или пророссийский Янукович. До начала 2014 года эти отношения иначе, как холодной войной называть вряд ли уместно. Газовые, сырные, конфетные, молочные и прочие торговые войны, попытка захвата Тузлы – и это за 15 лет нахождения Путина в Кремле.

Все это время российские СМИ (за редким исключением) пытались преподнести своей аудитории украинцев как “хитрых хохлов”, пытающихся обмануть россиян. Помогали им в этом лично “двое из ларца Кремля” Медведев и Путин, характеризуя российско-украинские отношения в масс-медиа.

Вот, что заявил глава администрации президента России Сергей Иванов в июле 2014 года: «По своему опыту знаем, когда наступит осень и зима, и газа в Украине будет не хватать, они начнут, извините за банальное слово, его воровать».

Такая риторика сквозит все время – обвинения в будущих грехах. Подобные предположения делались и раньше высокопоставленными особами, после чего тиражировались и приукрашивались российскими СМИ, формируя в лице украинцев образ врага.

Казалось бы, нет ничего проще – продавайте газ Украине по счетчикам, установленным на границе с РФ, а затем – продавайте газ Европе по приборам учета, находящимся на границах Украины с европейскими государствами. За объем полученного Европой газа, западные партнеры платят Газпрому, а за транзит этого объема – оплачивают Украине. Украина же платит Газпрому за полученный на российско-украинской границе объем за вычетом проданного газа в Европу.

Но так Газпром делать не собирается – тогда там не смогут обвинять нашу страну во всех грехах. Более того, в трубопроводах, оказывается, есть потери газа (это объективно и не связано с утечками), количество которого является предметом торга и обвинений. Чем длиннее труба, тем выше потери. Их величина зависит и от диаметра трубопровода. Этот показатель составляет от 3 до 17%. Представляете, на тех объемах, которыми оперируют “партнеры”, что представляет собой 1%? При объемах транзита газа 11 млрд куб. метров – это 110 млн! Или $38,5 млрд при цене $385 за 1000 куб. метров. Становится понятно, что навар на “потерях в трубах” – очень актуальная тема, ведь эти потери – расчетные, а где есть расчеты, там допускаются погрешности (неизвестна точная длина всех труб, их диаметры разные). Это и позволяет обвинять Украину в хищениях и заставлять ее все время оправдываться.

Иная проблема – продовольственные товары. Известно, что претензии России к украинским товарам никак не связаны с их качеством. Если запрещаются конфеты, то Петра Порошенко, к которому российские власти никогда не питали особой симпатии. Подобная проблема была с “молочкой”.

Какова роль СМИ в данном вопросе?

Прислуживающие власти РФ средства массовой информации разжигали ненависть к некогда братскому народу. Особенно отличились российские СМИ во время войны на Донбассе. Дошли до того, что снимают постановочные антиукраинские видео с реальной гибелью людей. Все делалось для того, чтобы преподнести российской аудитории украинских силовиков, пытающихся навести конституционный порядок на территории своей страны, как карателей, пришедших убивать на чужую землю.

Вообще, подмена понятий – характерная особенность этой войны.

Известно, что ополченцы – добровольцы, объединившиеся против внешнего агрессора. Но российские СМИ этим словом назвали россиян, пришедших убивать в нашу страну и их пособников с Донбасса. А добровольческие батальоны, которые по сути своей являются ополчением, стали называть карателями. Украинскую власть, не потерявшую легитимность после свержения режима Януковича, т.к. осталась избранная Верховная Рада и избран президент, называют хунтой, тогда как “российских отпускников”, захвативших оружие и власть на Донбассе стали называть руководителями ополченцев. Хотя это и есть региональная хунта.

О том, что российские СМИ действуют, как отдельное подразделение армии РФ говорят данные мониторинга взаимоотношений граждан Украины и России, который проводят КМИС совместно с российским аналитическим “Левада-центром” с 2008 года.

“Первые несколько лет наблюдений количество тех в Украине, кто относился к России хорошо или очень хорошо, составляло 90% плюс-минус 2% с небольшими колебаниями. Затем уровень симпатий уменьшился до уровня 82—85%. И до событий в Крыму никакой особой динамики не было.

В то же время в России наблюдалась очень существенная динамика. Во-первых, с апреля 2008 до февраля 2009 процент тех, кто положительно относится к Украине, очень сильно упал — с 55% до 30%. Это падение было связано с войной в Грузии, во время которой эту страну поддержала часть руководства Украины. Тогда мы видели поразительную разницу во мнениях — в целом положительно относились к Украине только 30% россиян, в то время как в Украине 92% населения положительно относились к России”, – комментирует результаты мониторинга ZN.UA. Основная «заслуга» падения симпатий к украинцам принадлежит пропутинским СМИ, пытающихся удерживать рейтинг захватчика чужих территорий на высоком уровне.

“После захвата Крыма произошел “обвал” показателей хорошего отношения к России в Украине — он упал с 80% абсолютного принятия до 52%.

А далее (что парадоксально и непонятно) несмотря на войну, он упал еще только на несколько процентов — сейчас 48% наших граждан продолжают хорошо относиться к России. Интересно, что у россиян приятие Украины почему-то упало еще больше — сейчас хорошо относятся к нашей стране всего 32% жителей РФ, и это на 16% меньше, чем показатель положительного отношения украинцев к России”, – сообщает сайт. Не говорят ли эти данные об эффективным промыванием мозгов российскими СМИ потребителями своей медиа-продукции?

“Такая вот с нашей стороны наблюдается “безответная любовь”, и сколько она будет продолжаться — неясно” – говорит генеральный директор Киевского международного института социологии, профессор НаУКМА Владимир Паниотто.

Кроме отношения к России в целом, мы еще задавали вопрос об отношении украинцев к жителям России, а в России “Левада-центр” спрашивал об отношении к жителям Украины. Оказалось, что 74% населения Украины положительно относится к жителям России, несмотря на единодушную поддержку российским населением действий Путина.

И еще несколько цифр: в Донецкой области хорошо и очень хорошо относятся к России 84,3%, к россиянам — 90,4%, к руководству России — 68,8%. В Харьковской области эти цифры составляют 79,9, 91 и 70,1% соответственно.

А в России положительно относятся к жителям Украины только 60% населения.

И еще наблюдается существенная разница в отношении к руководству двух стран: в Украине 21% населения положительно относятся к руководству России — конечно, в основном за счет восточных областей, — а в России к руководству Украины позитивно расположены всего 7,7% населения.

Известно, что в социальных сетях симпатии и антипатии российских и украинских пользователей распределились поровну. Там, в основном, превалирует взаимная ненависть.

2 коментар до “О роли СМИ в российско-украинской войне”
  1. В России к украинцам относятся нормально!Ре забывайте, что многие миллионы россиян (без учета национальности) родились на Украине и/или имеют там родственников и хороших знакомых.Большинство россиянотделяет нормальных людей от национал-патриотов для которых “бандера их херой” и “москаляку на гилляку”.Обычных украинцев жалко и очень – впереди многие годы разрухи и бардака.А глупую мразь… (Это не ругательство, а факт.Глупая – мало знает, умеет и думает.Мразь-проливала или готова проливать чужую кровь ради бредовых лозунгов.Самые мерзкие те которые образованы, понимают всю мерзость, и извлекают личную выгоду) очень не любят. Еще, украинцы наивно ждут, что какой-то добрый дядя сделает им рай на земле. Наивно очень.Только они сами могут сделать свою жизнь лучше.

  2. Не повезло Донбассу, на смену “президенту-пид@расу” пришёл с войной вова-х#йло

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

8 − seven =