Объемы поставок газа из России в Китай в среднесрочной перспективе могут превысить объемы поставок в Европу, заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер. Но так ли это на самом деле?
Россия и Китай подписали в воскресенье 17 документов, которые касаются, в числе прочего, сотрудничества в газовой сфере. В частности, в присутствии президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина подписаны меморандум в сфере поставок газа из России в Китай по «западному маршруту», рамочное соглашение между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией о поставках природного газа из РФ в КНР, меморандум о взаимопонимании между «Газпромом» и Китайской национальной шельфовой нефтяной корпорацией.
Алексей Миллер отметил, что «западный маршрут» становится приоритетным направлением российско-китайского газового сотрудничества. По его словам, есть еще один новый маршрут, который находится на столе переговоров с Китаем, — это поставки трубопроводного газа из района Дальнего Востока. Миллер также отметил, что «Газпром» не рассматривает возможность аванса для финансирования проекта «Сила Сибири».
Планы Газпрома продавать газ в Китай редакторы российского радио Business FM обсудили с партнером консалтинговой компании RusEnergy Михаилом Крутихиным.
Получается, что «Газпром» констатировал, что переориентируется с Европы на Китай?
Михаил Крутихин: Это немного смешное заявление. Господин Миллер знаменит своими абсолютно нереалистичными заявлениями. То он собирался 10-12% рынка американского газа завоевать российским газом, то обещал капитализацию «Газпрома» довести до триллиона долларов. Эти заявления были смехотворными. А нынешнее заявление по арифметике не проходит. Он говорит, что в среднесрочной перспективе, пусть это будет 10 лет, экспорт газа в Китай превысит экспорт в Европу. Но в прошлом году «Газпром» поставил 138 млрд кубометров в западную Европу и еще 58 млрд кубометров в страны бывшего СССР. А в Китай он по так называемому восточному маршруту пообещал 38 млрд кубометров. Это сколько же нужно отправить через газопровод «Алтай», чтобы сравняться с Европой? Это совершенно безумные и нереалистичные цифры. И это при том, что по последним подсчетам в Китае российский газ вообще не нужен.
А почему тогда звучат такие прогнозы?
Михаил Крутихин: Есть единственный адресат этих заявлений — российское внутриполитическое руководство, которому приятно слышать, что Россия будет иметь альтернативный выход для своего газа. Это — очередной блеф господина Миллера.
То есть у нас нет свободных объемов газа для этого?
Михаил Крутихин: Нет, ну почему. Просто нужно построить одну большую трубу. Можно посмотреть на карте, сколько труб идет в сторону Европы и в сторону Китая. Сразу станет все ясно. Плюс ко всему, Китай будет единственным потребителем восточного направления. И поэтому он будет диктовать свою цену. Это чисто политический проект и надувание щек. Никакой экономики там нет.
А Европа может как-то отреагировать на эти заявления?
Михаил Крутихин: Она уже отреагировала, показав, что, как только предоставляется возможность избавиться от газпромовских поставок, они цепляются за любой альтернативный вариант.
Источник: BFM