Помимо искренних выражений украинской благодарности и твердых обещаний о постоянной поддержке со стороны Америки, президент Владимир Зеленский и президент Байден собрались в среду с конкретными, а иногда и разными целями своей встречи.
Об этом пишет The Washington Post.
С пакетом помощи США в размере 47 миллиардов долларов, запрошенным Байденом на 2023 год, оба стремились заручиться поддержкой новой Палаты представителей, возглавляемой республиканцами, которая вступает в полномочия в следующем месяце. По словам высокопоставленного представителя администрации, для Зеленского было важно использовать свою значительную личную харизму, чтобы донести до законодателей аргументы «о том, что это действительно борьба за демократию».
Для самого Зеленского цель заключалась в призыве к более мощному оружию, чтобы повысить способность Украины начать крупное наступление против укрепившихся российских войск в следующем году. Было мало признаков того, что он преуспел, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.
Представители министерства обороны США заявили, что у Украины уже достаточно танков, и что американские M1 Abrams, запрашиваемые Киевом, слишком сложны в обслуживании и в эксплуатации. Отвечая на вопрос на совместной пресс-конференции с Зеленским о ракетах, которые позволят украинским силам поражать цели на территории России, Байден предупредил, что такое вооружение может разрушить единство НАТО в поддержку Украины.
“Они не собираются воевать с Россией”, — сказал он об альянсе.
“Со своей стороны, администрация стремилась обсудить взгляды [Зеленского] на дипломатию. Где он и что ему нужно, чтобы Киев был в максимально сильной позиции, чтобы мы могли ускорить появление стола переговоров”, — сказал высокопоставленный чиновник администрации, один из нескольких, кто говорил на условиях анонимности, чтобы обсудить исторический визит.
Тот факт, что существует единодушие в борьбе с Москвой, не означает, что Вашингтон и Киев идут в ногу.
«Это была возможность для Байдена и Зеленского серьезно поговорить о том, куда мы идем… не говорить [Зеленскому], что делать… чтобы убедиться, что мы согласованы в общих целях и понимаем друг друга», – сказал Иво Даалдер, бывший посол США в НАТО, а ныне президент Чикагского совета по глобальным делам. «Байден по-прежнему беспокоится о том, чтобы не зайти слишком далеко и слишком быстро, опасаясь эскалации. Зеленский хочет дать понять, что ему нужна эта постоянная поддержка, которую, откровенно говоря, могут предоставить только Соединенные Штаты».
Есть три разные модели того, как могло бы выглядеть прекращение войны путем переговоров, каждая из которых имеет сторонников в администрации. Одна из них, часть мирного плана, предложенного Зеленским в прошлом месяце, включает уход России со всей территории Украины, которую она в настоящее время оккупирует, включая Крым и районы восточного Донбасса, захваченные ею в 2014 году. Другой — отход к линиям 2014 года. Третий уровень вывода будет включать Донбасс, но не Крым.
Последние два варианта Зеленский дал понять, что не поддержит, отметив, что мир может наступить только тогда, когда российские оккупанты отступят со всей оккупированной территории.
Но на их личной встрече в среду Байден спросил «текущие мысли Зеленского о том, как это должно выглядеть», сказал высокопоставленный чиновник, признав при этом, что «на данный момент это своего рода академическая дискуссия», поскольку нет никаких признаки того, что Россия заинтересована в разговоре.
«Россияне хотят прекращения огня со временем для обновления, перегруппировки и обучения новых сил», — сказала Лиана Фикс, научный сотрудник Совета по международным отношениям по Европе. «Россия пытается выиграть время» после неудачного выступления против украинских контрнаступлений, которые осенью отвоевали значительную территорию.
На итоговом годовом совещании в Министерстве обороны России в среду и президент Владимир Путин, и министр обороны Сергей Шойгу объявили о новых инициативах, которые были косвенным признанием предыдущих неудач. Шойгу предложил увеличить численность вооруженных сил с 1 млн в этом году до 1,5 млн, развернуть 20 новых дивизий и изменить мобилизационную структуру.
Путин сказал, что одобряет изменения, но отметил проблемы в боевых действиях, которые необходимо «решать особо», включая связь, командование и управление, а также контрбатарейную войну, сообщает российское информационное агентство ТАСС. Он поручил Шойгу обеспечить российские войска, многие из которых плохо экипированы, оружием, аптечками, пайками и обувью “на самом передовом и высшем уровне”, сообщило ТАСС, поскольку”на поле боя не может быть мелочей”.
«У нас нет финансовых ограничений, и страна и правительство дают все, что просит армия», — сказал Путин. «Надеюсь, что ответ будет сформулирован соответствующим образом и будут достигнуты соответствующие результаты».
В то время как высшее военное руководство Украины заявило, что ожидает возобновления наступления России, возможно, даже против Киева, в течение следующих нескольких месяцев, высокопоставленный чиновник Госдепартамента заявил, что Соединенные Штаты считают, что Кремль находится в конфликте, при этом одни российские официальные лица стремятся захватить больше территории, а другие обеспокоены тем, готовы ли их силы к проведению крупных военных операций.
«Конечно, есть те, кто, я думаю, хотел бы продолжить наступление в Украине», — сказал этот чиновник. «Есть и другие, у которых есть реальные вопросы о способности сделать это».
Но хотя, по словам официальных лиц США, могут иметь место некоторые внутренние споры о тактике, в Кремле не было обнаружено никаких разногласий, когда речь идет о стратегии, или указаний на серьезные предложения о том, чтобы россияне сократили свои потери, отступили и стремились к миру.
Новые системы вооружений, поставленные США и союзниками, в частности современная система ПВО «Patriot», помогут противостоять продолжающимся российским авиаударам по украинской инфраструктуре, из-за которых большая часть страны осталась в темноте и без тепла с наступлением зимы. По словам официальных лиц, он призван обеспечить «многоуровневую» защиту от ударов российских крылатых ракет и беспилотников.
«Это не комплексное решение противовоздушной обороны для Украины», — сказал один из представителей Минобороны о недавно утвержденной системе «Patriot». «Это еще один шаг из многих шагов, которые мы предприняли. С этой одной батареей [Patriot] мы предложим огромные возможности, но Соединенные Штаты и их союзники все еще будут работать над усилением противовоздушной обороны Украины».
Но некоторые высокопоставленные украинские чиновники утверждают, что единственный способ остановить российскую воздушную атаку — нанести удар по месту ее начала. Речь идет о «комбинированных ударах по стационарным объектам противника, в первую очередь по аэродромам базирования российской ударной авиации, районам стартовых позиций баллистических и крылатых ракет», — заявил заместитель председателя СНБ Украины Михаил Забродский.
Для этого, написал он, Украине нужны ракеты большой дальности, в частности тактический ракетный комплекс армии США, известный как ATACMS, который фигурировал в списке пожеланий Подоляка, советника Зеленского.
Другие пункты в его списке — боевые танки Leopard и Marder из Германии и танки M1 Abrams из США — столь же маловероятны в краткосрочной перспективе.
Ссылаясь на обнаружение массовых захоронений, Украина требует современных танков
В среду Германия повторила свое нежелание предоставлять танки до тех пор, пока Соединенные Штаты не сделают это первыми. В то время как одним из приоритетов Германии является «поддерживать Украину настолько, насколько мы можем», заявил журналистам в среду в Берлине официальный представитель правительства Штеффан Хебестрайт, «второй приоритет — удержать НАТО от прямого конфликта с Россией. В-третьих, Германия не пойдет в одиночку. Дело в том, что на сегодняшний день в Украину не поставлен ни один основной боевой танк западного производства».
Даже без немедленного успеха на оружейном фронте ставки на визит украинского президента были высоки. «Зеленский пытается укрепить и тем самым расширить политическую основу поддержки Украины в Соединенных Штатах и, соответственно, во всем свободном мире», — сказал Дэниел Фрид, который занимал пост высокопоставленного дипломата Госдепартамента по Европе и посла США в Польше. «Все зависит от того, будут ли американцы придерживаться курса, и он хочет придать этому человеческое лицо».
На данный момент эта цель, похоже, достигнута.
«Что может отличаться» в новом Конгрессе, так это то, что будут громкие голоса, не особенно влиятельные, но громкие голоса, которые заявят, что эти деньги нужно направить в другое место, что мы тратим драгоценные ресурсы на заморские приключения», — сказал высокопоставленный чиновник администрации.
Но «наши честные ожидания состоят в том, что мы по-прежнему будем видеть сильную двухпартийную поддержку Украины. Мы ожидаем увидеть это в следующем Конгрессе».