Украинские силы, вероятно, проводят ограниченный тактический отход в Бахмуте, хотя еще слишком рано оценивать намерения украинской стороны относительно полного ухода из города.
Так считают аналитики американского Института изучения войны (ISW).
Украинские силы могут отходить со своих позиций на восточном берегу реки Бахмутка, учитывая недавние кадры от 3 марта с геолокацией разрушения железнодорожного моста через реку на северо-востоке Бахмута, от 5 марта в восточной, северной и южной частей Бахмута. На кадрах с геолокацией видно, что силы группы Вагнера продолжали наступление на северо-востоке Бахмута и 5 марта продвинулись к железнодорожной станции Ступки. 4 марта российские блогеры заявили, что группа Вагнера оттеснила украинские позиции к центру Бахмута. Неясно, планируют ли украинские силы удерживать позиции на западном берегу реки Бахмутка.
Украинская оборона Бахмута остается стратегически надежной, поскольку она продолжает уничтожать российские живую силу и технику до тех пор, пока украинские силы не несут чрезмерных потерь. Украинские силы вряд ли уйдут из Бахмута сразу и могут начать постепенный отход с боями, чтобы истощить российские силы за счет продолжающихся боевых действий в городах. Маловероятно, что российские силы смогут быстро добиться значительных территориальных успехов при ведении боевых действий в городских условиях, которые обычно благоприятны для обороняющихся и могут позволить украинским силам нанести большие потери наступающим российским подразделениям, даже когда украинские войска активно отступают.
Центр города Бахмут расположен на западном берегу реки Бахмутка, и российским силам придется пробиваться через этот район, если они не смогут продвинуться прямо к северу или югу от Бахмута к западу от центра города. Такие городские условия и особенности реки могут принести пользу украинским силам, если они смогут удержать рубеж от Хромово (посёлок на северо-западной окраине Бахмута) на юг до трассы Т0504 Бахмут-Константиновка. Российские милблогеры отмечают, что украинские силы сохраняют способность оборонять Хромово и продолжают отражать российские атаки на Ивановское и на трассе Т0504 южнее. Украинская оборона позиций возле Хромово и на Т0504 может вынудить российские войска вести бой через городскую местность в центре Бахмута, что может привести к значительным задержкам и потерям российских войск, ускорив кульминацию российского наступления. Городские боевые действия в Бахмуте могут еще больше подорвать и без того истощенные российские смешанные силы, подобно тому, как это было вызвано отходом боевых действий Украины с линии Северодонецк-Лисичанск, что фактически положило конец российским наступательным операциям в Луганской и Донецкой областях летом 2022 года.
Изнурительная кампания российских военных по захвату Бахмута, вероятно, побудила российских блогеров сформировать более реалистичные ожидания в отношении дальнейших операций России в Украине. Командующий вооруженными силами “Донецкой Народной Республики” (ДНР) и российский блогер Александр Ходаковский задал вопрос о том, готовы ли российские войска к потенциальным украинским контрнаступательным операциям после того, как они, возможно, «увлеклись Бахмутом [и] Угледаром», и предположил, что российские силы могли создать условия для контрнаступления украинских сил, расходуя боевую мощь и ресурсы на эти операции. Российский милблогер заявил, что российским силам, вероятно, придется провести короткую оперативную паузу после потенциального захвата Бахмута для восстановления сил. Другой видный российский милблогер предложил более амбициозную оценку того, что российские войска возьмут Константиновку к концу весны 2023 г. и начнут наступление на Славянско-Краматорскую агломерацию в период с лета по осень 2023 г. Даже эта относительно амбициозная оценка контрастирует с предыдущими большими надеждами со стороны российских блогеров, многие из которых утверждали, что вся украинская линия фронта вокруг Бахмута рухнет, а украинские силы отступят к Краматорску и Славянску после захвата россиянами небольшого населенного пункта Соледар к северо-востоку от Бахмута 11 января. Константиновка – город с численностью населения, соизмеримой с Бахмутом, который российские силы пытаются захватить почти 10 месяцев, с мая прошлого года. Российские милблогеры также перешли к более консервативным ожиданиям, сосредоточенным на немедленном захвате конкретных населенных пунктов, поскольку кампания по захвату Лисичанска и Северодонецка с большим истощением летом 2022 года развивалась и общее наступление достигло кульминации. Более девяти месяцев очень медленного наступления россиян в районе Бахмута, вероятно, в значительной степени повлияли на эти все более реалистичные и сдержанные оценки российских блогеров.
Тем не менее российские военные, скорее всего, не оправдают ожиданий российских блогеров, несмотря на эти более реалистичные оценки. Сроки, предлагаемые даже самой амбициозной оценкой, предполагают, что российская кампания по захвату всей Донецкой области потребует многолетних усилий. Финансист группы «Вагнер» Евгений Пригожин также оценил, что российским силам потребуется до двух лет, чтобы достичь административных границ Донецкой области. Российские силы в настоящее время не располагают живой силой и техникой, необходимыми для проведения масштабных наступательных операций для возобновления наступления на Краматорск и Славянск, не говоря уже о многолетней кампании по захвату всей Донецкой области. Значимые российские наступления вокруг Угледара или в других местах на западе Донецкой области также весьма сомнительны. России придется мобилизовать значительно больше личного состава и коренным образом преобразовать свою военную промышленность, чтобы иметь возможность поддерживать такие операции. Вероятно, дальнейшая неудача российских военных в достижении решающей победы в Донецкой области, вызовет все большее недовольство со стороны ультранационалистического провоенного сообщества России и продолжение молчания либеральной части населения.
Российское наступление по захвату Бахмута, скорее всего, завершится независимо от того, захватят ли российские войска захватить город или нет, и российским военным, вероятно, придется бороться за продолжение любых последующих наступательных операций в течение нескольких месяцев. Обычные российские вооруженные силы недавно сосредоточили и потеряли значительное количество мобилизованного личного состава для завершившегося с тех пор наступления под Угледаром в Донецкой области. Российские «крупные» наступления на Купянском, Сватовском и Кременском направлениях в Луганской области также не принесли значительных успехов на передовой. Российские военные полагались на силы Группы Вагнера в продвижении вперед в ходе девятимесячной борьбы за Бахмут и с тех пор усилили силы Вагнера в Бахмуте российскими воздушно-десантными подразделениями и мобилизованным персоналом. Российские силы, вероятно, не имеют возможности значительно укрепить район Бахмута, не оттягивая силы из другого района линии фронта из-за отсутствия незадействованных резервов, за исключением, возможно, 2-й гвардейской мотострелковой дивизии, которая в последний раз находилась в Луганске, но не задействована в боевых действиях. Кульминация всех этих усилий еще раз подтверждает оценку ISW о том, что российским силам, вероятно, не хватает боевой мощи, чтобы выдержать более одного одновременного наступления. Усилия России против Бахмута не способствуют достижению оперативных или стратегических целей российских вооруженных сил на поле боя, а значительная украинская оборона в окрестностях подрывает любое тактическое значение, которое имеет захват этого города для российских войск. У украинских сил, вероятно, будет возможность перехватить инициативу на поле боя и начать контрнаступление, когда российские усилия вокруг Бахмута достигнут кульминации либо до, либо после взятия города.
Постоянная нехватка личного состава и вооружений, вероятно, помешает российским силам начать еще одну продолжительную наступательную операцию, такую как битва за Бахмут, в ближайшие месяцы. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов заявил 3 марта, что потери российских военных в Бахмуте происходят в пропорции один к семи по отношению к украинским силам. Представители Белого дома сообщили 17 февраля, что группа Вагнера, которая вела боевые действия преимущественно в районе Бахмута, потеряла 30 тысяч человек, при этом около 9 тысяч боевиков этой ЧВК были убиты с начала полномасштабного вторжения в Украину. Крайне маловероятно, что российские силы смогут выдержать массированные атаки живой силы после захвата Бахмута, и Кремлю потребуется начать еще одну волну мобилизации, чтобы восполнить тяжелые российские потери в этом районе с мая 2022 года.
Президент России Владимир Путин откладывает объявление второй волны мобилизации с января и, как сообщается, удваивает «тихую мобилизацию», чтобы избежать возможных беспорядков в России. Группа Вагнера, как сообщается, открыла вербовочные центры примерно в 30 городах по состоянию на 5 марта. Однако эти усилия по вербовке займут как минимум несколько месяцев, что приведет к задержкам, которые, вероятно, лишат Россию инициативы и могут поддержать способность Украины проводить контрнаступления. Украинские и западные официальные лица отмечают, что Россия по-прежнему сталкивается с нехваткой боеприпасов, и испытывающая трудности российская оборонно-промышленная база не может восполнить эту нехватку в ближайшем будущем.
Вооруженные силы России в ближайшие месяцы продолжат опираться на нерегулярные формирования в дальнейших наступательных операциях. Российское военное командование в значительной степени полагалось на силы заключенных Вагнера для проведения дорогостоящих лобовых атак пехоты, при этом представители западной разведки и группы защиты осужденных оценили, что к группе Вагнера присоединились от 40 000 до 50 000 осужденных. С тех пор Вагнер начал использовать свои элитные элементы, потеряв большую часть своих экс-заключенных. Неясно, насколько боеспособными будут силы Вагнера после кульминации российских операций под Бахмутом. Таким образом, силы Вагнера также могут потребовать значительного восстановления.
Российские силы ранее полагались на нетрадиционные силы ополченцев Донецкой и Луганской “Народных Республик” (ДНР/ЛНР), чеченских подразделений и группы Вагнера в кампаниях истощения по захвату Мариуполя, Северодонецка и Лисичанска, хотя кампания по захвату Бахмута представляла собой серьезный перегиб в зависимости российских кадровых вооруженных сил от таких сил. Финансист Группы Вагнера Евгений Пригожин заявил 4 марта, что российские войска не смогут захватить Бахмут и линия фронта обрушится, позволим украинским силам выйти на государственную российско-украинскую границу на Донбассе, если силы Вагнера прекратят боевые действия. 9 февраля Пригожин объявил, что Вагнер прекратил вербовку из тюрем, в то время как Министерство обороны России, как сообщается, включило осужденных в обычные формирования и формирования милиции “ЛНР”. ISW ранее оценил, что усилия Минобороны по ограничению усилий Вагнера по формированию сил могут указывать на то, что Минобороны отдает приоритет своей борьбе за власть против Пригожина, а не достижению военных целей России.
После захвата Бахмута у российских войск будет выбор из двух расходящихся направлений наступления, но, вероятно, им будет трудно поддерживать наступательные операции и добиваться каких-либо значительных успехов. Российские войска могут попытаться продвинуться на запад по трассе T0504 до Константиновки или на северо-запад по трассе E40 до Славянска, но тяжелые украинские укрепления в обоих направлениях, скорее всего, нанесут большие потери атакующим российским силам и заставят усилия завершиться преждевременно. Эти магистрали расходятся друг от друга по расходящимся осям, которые не поддерживают друг друга, и лучшим шансом на успех российских сил было бы отдать приоритет одному из этих направлений. Однако российские силы, вероятно, столкнутся с такой же, если не более серьезной нехваткой личного состава и снаряжения по сравнению с теми, которые препятствовали их усилиям против Бахмута и других направлений. Российским силам, вероятно, придется выбирать между возобновлением наступления на Константиновку или Славянск с большими затратами, которые они не могут себе позволить, или отдыхом и восстановлением сил.
Неясно, намерены ли российские войска возобновить наступление в районе Угледара, и крайне маловероятно, что российские войска в любом случае продвинутся в этом направлении достаточно далеко, чтобы поддерживать операции в других местах. 5 марта Генштаб Украины сообщил, что министр обороны России Сергей Шойгу поручил командующему Восточным военным округом (ВВО) генерал-полковнику Рустаму Мурадову любой ценой захватить Угледар на фоне конфликта между ними из-за отсутствия прогресса и значительных потерь в этом районе, поддерживая предыдущую оценку ISW о том, что Шойгу, возможно, оценивает дальнейшую пригодность Мурадова в качестве командующего ВВО. Конфликт между высшим военным командованием России, вероятно, усугубит последствия катастрофических потерь личного состава и живой силы, которые ограничивают оперативные возможности России в районе Угледара. Генштаб Украины также сообщил, что командиры 155-й бригады морской пехоты Тихоокеанского флота отказываются от проведения наступательных операций в этом районе и что российские силы потеряли контроль над иррегулярным казачьим батальоном в районе Угледара. Сообщается, что с начала вторжения российские силы переформировывали 155-ю бригаду морской пехоты как минимум семь раз, и боевая эффективность этого соединения, скорее всего, незначительна. Маловероятно, что российские силы смогут вести какие-либо сосредоточенные наступательные действия с нынешними деморализованными и деградировавшими силами в районе Угледара. Если бы Шойгу дал Мурадову указание возобновить наступление на Угледар, Мурадову, скорее всего, потребовались бы новые резервы живой силы и техники для выполнения этих указаний. По оценкам ISW, Шойгу, вероятно, встречался с Мурадовым 4 марта, чтобы оценить возможность возобновления наступления в районе Угледара, хотя до сих пор неясно, решил ли Шойгу предоставить Мурадову необходимые для этого ресурсы.
Маловероятно, что возобновившиеся российские наступления под Угледаром поддержат российские наступательные операции в других частях Донецкой области. Угледар находится примерно в 24 км от Марьинки и Курахово, а также от трассы Н15, которую украинские силы используют в качестве наземной линии связи для операций в западной части Донецкой области. Российским силам потребуется продвинуться на 24 км для поддержки операций на западных окраинах Донецка в направлении Марьинки или для создания угрозы тыловым украинским позициям в неоспариваемых районах Донецкой области в направлении Курахово. Российские войска не смогли продвинуться на четыре километра от Никольского и Павловки к Угледару в ходе недавнего трехнедельного наступления по захвату населенного пункта. С первых месяцев полномасштабного вторжения российские войска не продвинулись на ранее указанные 24 км вглубь Украины.
Вероятная неизбежная кульминация российского наступления в районе Бахмута, уже завершившееся российское наступление в районе Угледара и остановившееся российское наступление в Луганской области, приближение устойчивой сухой весенней погоды, вероятно, создают хорошие условия для украинских контрнаступательных операций. Ранее ISW подсчитал, что российские силы вернули себе инициативу в Украине по состоянию на 8 февраля, но с тех пор российские силы не смогли воспользоваться этой инициативой, чтобы добиться каких-либо значительных успехов в оперативном отношении. Российские силы, скорее всего, потеряют инициативу в Украине в ближайшие месяцы из-за вероятной кульминации их трех основных наступательных операций. Украинские силы ранее перехватывали инициативу после кульминации российского наступления по захвату Северодонецка и Лисичанска в июле 2022 года, а спустя несколько месяцев провели контрнаступательные операции, в результате которых были освобождены большие участки территории в Харьковской и Херсонской областях. Кульминация нынешних трех наступательных операций России, вероятно, позволит украинским силам начать контрнаступление в любом месте вдоль линии фронта, которое они сочтут наиболее подходящим для таких операций.