демонтируют памятники советской эпохи

Один из самых ярких примеров того, как жестокое вторжение президента Владимира Путина имело неприятные последствия для “русского мира”, заключается в том, что некоторые украинцы сейчас пытаются стереть Россию и русский язык из своей культуры и ландшафта.

Об этом пишет The Washington Post.

Украина — страна, где многие, в том числе президент Владимир Зеленский, выросли на русском языке как на родном. Но теперь язык исчезает из общественной жизни и обихода. Изданные русскоязычные книги теряют популярность, а руссоцентричные музеи были вынуждены закрыться. Меняется топонимика населенных пунктов – из названий вымарывается всё, что имеет хоть какое-то отношение к русскому и российскому.

Зеленский в прошлом месяце подписал два закона, запрещающих использование русских географических названий и требующих от украинских граждан знания украинского языка.

«Россия сама делает все для того, чтобы на территории нашего государства произошла дерусификация», — заявил Зеленский через месяц после начала вторжения в феврале 2022 года. Путин частично оправдывал свое кровавое нападение на Украину тем, что он спасает в ней русский народ от культурного стирания.

Но война России с Украиной, включая бомбардировки преимущественно русскоязычных городов, таких как Мариуполь и Харьков, и массовое убийство в них русскоговорящих граждан, только еще больше оттолкнула украинцев.

«Никто не сделал больше для дерусификации Украины, чем Путин», — сказал Рори Финнин, доцент кафедры украиноведения Кембриджского университета, уточнив, что украинцы смогли «управлять своими, порой пересекающимися» и многослойными культурами, но агрессия Путина подтолкнула многих к полному уничтожению российской культуры и истории».

Именно в скверах и парках Украины «дерусификация» наиболее заметна. Статуи русских поэтов и советских генералов сносят, разрушают или заливают краской, а паблик-арт и пропагандистские фрески закрывают или убирают.

Стирание прошлого вызвало дебаты, мало чем отличающиеся от тех, что происходят в Соединенных Штатах: как бороться с физическими памятниками тяжелой истории? Американцы задаются вопросом, сохранять ли памятники поработителям и генералам Конфедерации? Украинцы переоценивают место в истории своей страны советских и российских деятелей, которые когда-то, казалось, были тесно связаны с их страной.

Олег Слабоспицкий, киевский активист, входящий в организацию «Украинский Киев», зафиксировал расположение более 200 вывесок и памятников в столице Украины, которые, по его мнению, следует убрать. Телеграм-канал другой организации Decolonize Ukraine насчитывает более 5000 участников. Ежедневные посты подробно описывают почти все закоулки страны, где до сих пор сохранился дух России. В качестве линчевателя члены группы иногда отправляются посреди ночи, чтобы осквернить или демонтировать достопримечательности, которые они считают оскорбительными и которые местные органы власти еще не снесли.

На видео с Telegram-канала Decolonize Ukraine, проверенные The Washington Post, видно, как украинцы за последний год демонтируют памятники во Львовской области, Чернигове, Черкассах… Эта попытка «деколонизировать» Украину уходит своими корнями в более раннее движение за «декоммунизацию» страны. Во время продемократической революции на Майдане 2013–2014 годов украинские демонстранты отвергли советские символы, в том числе статуи Владимира Ленина, потому что они отвергали авторитаризм и коммунизм и требовали более тесных связей с Европейским Союзом. Украина запретила советскую символику в 2015 году после того, как Россия незаконно аннексировала Крым и поддержала сепаратистов на востоке страны. Для многих этого уже недостаточно.

«Я буду удовлетворен, когда все уберут», — сказал Слабоспицкий, имея в виду не только коммунистическую иконографию, но и русские имена и образы.

Есть украинцы, однако, которые возражают против массового уничтожения советского наследия и упоминаний о русскости самопровозглашенными защитниками национальной идентичности. Они хотели бы видеть какие-то обдуманные решения о том, что именно следует удалить.

«Одно дело физически снести эти объекты, а другое — цивилизованно разобрать и сдать на хранение», — сказал украинский ученый Леонид Марущак. Он является частью организации Denede, созданной в 2015 году для изучения проблем, которые закон о декоммунизации ставит перед историками и художниками.

«Мне как историку и исследователю важно не потерять объект исследования, с которым я могу работать, независимо от года, эпохи или перспективы», – говорит он.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

20 − four =