Президент России Владимир Путин встретился 13 июня с 18 известными российскими пропутинскими блогерами и военными корреспондентами, чтобы обсудить ход освещения российского вторжения в Украину в государственных СМИ.
Анализ путинской встречи опубликовал вашингтонский Институт изучения войны (ISW).
Путин обратился к ряду ключевых вопросов, вызывающих озабоченность блогеров, касающихся украинского контрнаступления, целей Кремля в Украине, российской мобилизации и возможности введения военного положения, формализации частных военных компаний (ЧВК) и враждебных вторжений в Белгородскую область.
Путин обсудил ход украинского контрнаступления и дал понять, что, по его мнению, Россия сможет пережить военную поддержку Украины Западом. Путин заявил, что цели России принципиально не изменились, повторив шаблонную риторику и ложные нарративы, обвиняя Украину и НАТО в развязывании войны. Путин добавил, что Запад может подтолкнуть Украину к переговорам с Россией, прекратив поставки Украине военной помощи. Путин отметил, что украинские силы перешли в «массированное» контрнаступление 4 июня, и отметил, что украинские силы атаковали юго-запад Донецкой и Запорожской областей, заявив, что они понесли значительные потери. Путин заявил, что Украина потеряла 160 танков, и заявил, что 30 процентов потерь Украины приходится на убитых в бою, в то время как российские войска потеряли только 54 танка. Путин, возможно, пытается систематически преувеличивать и искажать украинские потери западной военной техники, чтобы изобразить контрнаступление Украины как неудавшееся и отбить у Запада охоту продолжать поддерживать Украину. Бывший российский офицер и ярый ультранационалист Игорь Гиркин заметил, что комментарии Путина свидетельствуют о том, что Министерство обороны России продолжает дезинформировать его об истинной ситуации на поле боя.
Путин указал, что он не желает объявлять вторую волну мобилизации или объявлять военное положение, несмотря на сохранение своих максималистских целей в Украине. Путин признал, что некоторые российские «общественные деятели» обсуждают настоятельную необходимость мобилизации, но отметил, что в мобилизации «сегодня нет необходимости». Путин хвастался российскими усилиями по набору на контрактную службу, используя риторику, согласующуюся с предыдущими оценками ISW, что Путин не заинтересован в объявлении новой волны мобилизации и вместо этого отдает приоритет набору добровольцев. Путин также преуменьшил обеспокоенность блогеров решением Кремля не вводить полномасштабное военное положение на всей территории России, заявив, что России необходимо расширить свои правоохранительные органы, а не объявлять военное положение. ISW продолжает считать, что Путин — не склонный к риску актор, который не решается расстроить российское общество, отдав приказ об очередной волне мобилизации или введя военное положение по всей России, что указывает на то, что Путин еще не решил полностью посвятить себя ведению тотальной войны. Заявления Путина, вероятно, направлены на то, чтобы заверить своих избирателей в том, что он не намерен дальше расширять «специальную военную операцию».
Путин стремился успокоить широко распространенное в российском информационном пространстве недовольство ограниченными рейдами проукраинских сил через границу в Белгородскую область, ударами беспилотников по России и безопасностью границ в целом. Путин заявил, что российские силы не планируют перебрасывать силы с других участков линии фронта в Украине в Белгород и другие приграничные области в ответ на пограничные вторжения и удары беспилотников по территории России, косвенно подтвердив, что у России нет возможности оголять фронт. Путин заявил, что российское руководство рассматривает возможность создания буферной зоны на территории Украины, чтобы предотвратить проникновение украинских войск на территорию России, но оговорился, заявив, что российские официальные лица не будут немедленно создавать буферную зону и будут изучать, как будет развиваться ситуация. Российские официальные лица ранее отреагировали на ограниченную тактическую активность в Белгородской области и других приграничных областях, призвав к российскому наступлению, чтобы оттеснить украинские силы от международной границы с Россией в Харьковской области. Комментарии Путина указывают на то, что Кремль не намерен реагировать на трансграничные операции, чтобы сохранить силы для боевых действий в Украине, несмотря на растущее недовольство внутри России, вызванное рейдами, Путин также подтвердил, что российские призывники служат в Белгородской области и что генерал-полковник Александр Лапин отдал приказ призывникам отражать проукраинские ограниченные рейды в Белгородской области. Российские силы, вероятно, направляют призывников для службы в приграничных областях из-за нехватки резервов и нежелания перебрасывать войска с линии фронта в другие районы Украины. Ранее ISW подсчитал, что ограниченные рейды и обстрелы границы в Белгородской области стали заметным поводом для критики в адрес российского военного руководства.
Путин обсудил важность формализации добровольческих формирований, поддержав меры Минобороны России по централизации контроля над операциями в Украине. Путин заявил, что все добровольческие формирования, несущие службу в Украине, должны заключать воинские контракты с Минобороны России, чтобы «привести все в соответствие со здравым смыслом, установившейся практикой и законом» и гарантировать, что отдельные добровольцы могут на законных основаниях получать государственные социальные пособия. Путин подчеркнул, что российское правительство не может предоставлять социальные гарантии волонтерским структурам без подписанных договоров. Акцент Путина на законности добровольческих формирований предполагает, что Путин, возможно, намеревался либо установить прямой контроль над ними, либо поставить условия для запрета государственной помощи избранным частным военным компаниям (ЧВК), таким как Группа Вагнера, которые технически являются незаконными по российскому законодательству.
Путин, вероятно, продолжает публично взаимодействовать с прокремлевскими блогерами и выбирать платформу, чтобы еще больше использовать сообщество для расширения своей поддержки среди российских ультранационалистов. Ранее Путин провел закрытую встречу с милблогерами 17 июня 2022 года, чтобы разрядить растущее недовольство неудачами России в Украине, и с тех пор время от времени общался с прокремлевским сообществом милблогеров. Ранее ISW подсчитал, что известность сообщества блогеров, вероятно, стала прямым результатом неспособности Кремля обеспечить эффективное присутствие в социальных сетях, а также его общей неспособности подготовить российскую общественность к серьезной и затяжной войне. Кремль защитил российских милблогеров от критики и призывов к цензуре и наградил избранных из них официальными должностями, чтобы привлечь их аудиторию и получить доступ к их тесным связям с известными националистическими и провоенными группами. Широко разрекламированная встреча Путина с прокремлевскими милблогерами отражает продвижение Кремлем этой группы в предыдущем году и предполагает, что Путин намерен еще больше поднять их положение. Путин, вероятно, создает информационные условия, чтобы предотвратить потенциальные направления атаки на Кремль в случае неудачи России. Путин также, возможно, все больше осознает, что убежденные сторонники войны являются его ключевым электоратом, поскольку он призывает российскую общественность готовиться к затяжной войне с Украиной. Кремль, вероятно, осознает, что ключевые фигуры, выступающие за войну, будут иметь решающее значение для сплочения остального общества в этих усилиях, и взаимодействие Путина с этими блогерами может свидетельствовать о том, что Кремль будет все больше полагаться на более широкое ультранационалистическое сообщество для сохранения поддержки военных действий.