Поскольку война на Украине превратилась в артиллерийскую битву, обе стороны пытаются компенсировать нехватку гаубичных снарядов.
Об этом говорится в докладе Королевского объединённого института оборонных стратегий (RUSI), пишет военный обозреватель Майкл Пек.
И России, и Украине пришлось нормировать артиллерийские боеприпасы. Украина также приняла на вооружение гаубицы западного производства, чтобы иметь возможность использовать поставляемые Западом снаряды. У России больше пушек, но ее ограниченный запас боеприпасов ускорил переход от бомбардировки с насыщением к более точным ударам с целью экономии снарядов.
С одной стороны, это обнадеживающий признак того, что Россия не может производить достаточное количество снарядов для продолжения массированных артиллерийских обстрелов. Однако это также означает, что украинским войскам придется столкнуться с более точным и эффективным российским огнем.
Российские войска по-прежнему используют множество гаубиц, минометов и ракет, и Москва ищет больше боеприпасов, чтобы продолжать вести их огонь, но «похоже, что тенденция направлена к максимизации точности и сокращению количества выстрелов, необходимых для достижения желаемого результата, а не к увеличению количества выстрелов, необходимых для достижения желаемого результата, прибегая к огню насыщения», — говорится в новом докладе британского аналитического центра Royal United Services Institute (RUSI).
«Это тревожная тенденция, поскольку со временем она, вероятно, значительно улучшит российскую артиллерию», — пишут авторы доклада Джек Уотлинг и Ник Рейнольдс.
Использование артиллерии в качестве рапиры, а не кувалды — это изменение для армии, которая традиционно полагалась на огромное количество пушек для компенсации недостатков в обучении и тактике — как, как говорят, пошутил Сталин, «количество всегда переходит в качество».
Например, советскому наступлению в июне 1944 года, в результате которого была уничтожена целая группа немецких армий, операции «Багратион», предшествовал двухчасовой обстрел из 7000 гаубиц, минометов и ракетных установок, которые разрушили немецкую оборону. Битва на Зееловских высотах, открывшая Красной Армии путь на Берлин, началась с того, что советская артиллерия выпустила 500 тысяч снарядов за 30 минут.
Российская артиллерийская доктрина по-прежнему во многом основана на обширном анализе данных Второй мировой войны с целью определить, сколько снарядов необходимо для достижения конкретного эффекта. “Например, для подавления боевой позиции взвода, по оценкам, необходимо было произвести 720 артиллерийских выстрелов”, – отмечается в отчете. «Это основа, на которой действовали обстрелы на первых этапах вторжения в Украину».
Но даже при наличии крупного оборонно-промышленного компленкса (ОПК), производящего боеприпасы, российские артиллеристы в Украине не могут поддерживать интенсивность, достигающую 30 000 снарядов в день (900 000 снарядов в месяц). При весе одного стандартного артиллерийского снаряда калибром 152-мм 43,56кг – более 1300 тонн в день (пости 22 железнодорожных вагона или 65 грузовиков грузоподъемностью 20 тонн). Такая интенсивность изнашивает артиллерию, требует обширной логистической поддержки и становится менее жизнеспособной, поскольку Россия теряет радары, необходимые ей для обнаружения и подавления украинской артиллерии.
«Во-первых, российским силам не хватает боеприпасов, чтобы выдержать такой объем огня», — говорится в отчете RUSI. «Во-вторых, логистика, обеспечивающая такой объем огня, слишком уязвима для обнаружения и высокоточного удара на большом расстоянии. В-третьих, потеря контрбатарейного радара и износ ствола означают, что такой массовый подход к противодействию украинскому огню снижает эффективность».
Вместо этого Россия переходит на «комплекс разведывательного огня» — концепцию, которая использует информацию датчиков в реальном времени — в основном от дронов — для быстрого вызова высокоточного артиллерийского огня по назначенным целям. Эта система уже давно используется западными армиями и все чаще используется Украиной, поскольку она получает западную артиллерию и интеллектуальные снаряды, такие как Экскалибур, 155-мм снаряд с GPS-наведением американского производства.
В настоящее время Россия отдает приоритет производству 152-мм боеприпасов с лазерным наведением «Краснополь», «при этом новые снаряды широко доступны по всему фронту», говорится в отчете RUSI. Небольшие дроны — многие из которых являются коммерческими моделями таких компаний, как китайская DJI — постоянно летают, чтобы определить местонахождение украинских позиций и передвижения войск.
Читайте также:
Когда у путина закончится артиллерия
Украинские силы пострадали от многочисленных атак дронов-камикадзе, в том числе барражирующих боеприпасов военного уровня «Ланцет», иранских «Шахед-136» и любительских квадрокоптеров, несущих взрывчатку, ВОГи. Россия также постоянно модернизирует свои беспилотники, например, делая «Шахид-136» менее шумными и повышая их устойчивость к помехам.
«Рост сложности, разнообразия и плотности российских БПЛА вызывает беспокойство», — отмечается в отчете RUSI.
Это не означает, что Россия отказывается от обстрелов методом насыщения. Большая часть ее артиллерии времен холодной войны предназначена для ведения огня именно таким методом, так как не точна.
Согласно отчету RUSI, Россия продолжает «сильно полагаться» на реактивные системы залпового огня, 120-мм минометы и «другие неточные системы», и «срезание углов в производстве боеприпасов становится очевидным».
Как могут подтвердить немцы, которые воевали во Второй мировой войне, пережившие залпы «Катюш», насыщенный огонь может быть весьма разрушительным, но его эффективность варьируется. На Зееловских высотах в 1945 году немцы отошли из передовых окопов незадолго до советской бомбардировки, что сделало большую часть заранее запланированного обстрела неэффективной. Это расточительный способ ведения войны, который Россия больше не может себе позволить.