Игорь Гиркин

Дальнейшие подробности об аресте отставного российского полковника ФСБ и ярого националиста Игоря Гиркина за экстремизм по-прежнему свидетельствуют о смещении баланса сил между кремлевскими группировками (башнями) и заметной фракционности в Федеральной службе безопасности России (ФСБ), в которой служил Гиркин.

Ситуацию проанализировал американский Институт изучения войны (ISW).

ISW постоянно оценивает, что Гиркин, вероятно, пользовался поддержкой неизвестного силовика, возможно, из ФСБ, поскольку он вышел из этой спецслужбы и постоянно использовал паспорта на вымышленные имена, которые он получил в ФСБ. Российские источники, в том числе «Клуб разгневанных патриотов», 22 июля распространили документ адвоката Гиркина Александра Молохова, якобы свидетельствующий о том, что следователи ФСБ возбудили уголовное дело в отношении Гиркина 18 июля и что материалы по делу предоставило Московское управление Службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ (СЗКСБТ). Гиркин ранее предполагал, что начальник отдела СЗКСБТ по защите конституционного строя (УЗКС) генерал-лейтенант Алексей Жало подверг цензуре выступление Гиркина 9 июля в книжном магазине в Санкт-Петербурге. Жало и Гиркин имеют давнюю вражду после того, как Гиркин публично его раскритиковал за арест ультранационалистических деятелей в 2018 году и за неспособность противостоять мерам по вербовке украинского полка «Азов».

Причастность СЗКСБТ к делу Гиркина может свидетельствовать об этой личной борьбе, хотя она также может указывать на определенную фракционность внутри самой ФСБ. В предполагаемом документе также говорится, что 17 июля Центр криминалистики (ЦК) ФСБ официально оценил сообщения Гиркина в Telegram от 25 мая 2022 года, которые, вероятно, ссылались на сделанные им комментарии с критикой отсутствия выплат российским военнослужащим на фронте, представляют собой преступление. ЦК и СЗКСБТ, возможно, одобрили возбуждение уголовного дела в отношении Гиркина, потому что руководство ФСБ решило прекратить защищать Гиркина, поскольку он становился все более враждебным по отношению к Кремлю. Также возможно, что два подразделения ФСБ действовали в соответствии с давним желанием арестовать Гиркина после потенциального изменения баланса сил в Кремле в ущерб ФСБ. Сообщается, что директор ФСБ Александр Бортников обеспечил гарантии безопасности для финансиста группы Вагнера Евгения Пригожина в ходе переговоров о прекращении мятежа Вагнера 24 июня и, возможно, потерял растущую поддержку ФСБ со стороны Кремля. Сам Гиркин недавно заявил, что мятеж Пригожина изменил баланс сил в Кремле в пользу группировок, враждебных ФСБ и другим российским органам безопасности. Недавнее возбуждение российскими властями уголовных дел против других видных администраторов Telegram и ультранационалистических деятелей, имеющих связи с ФСБ и российскими службами безопасности, предполагает, что отдельные российские чиновники могут пытаться подорвать репутацию этих силовых структур в связи с потенциальным изменением влияния кремлевских фракций.

Сторонники Гиркина предприняли публичную попытку представить Гиркина фигурой, противостоящей российскому руководству. Члены «Клуба разгневанных патриотов» собрались у Мешанского суда Москвы 21 июля и осудили выдвинутые судом обвинения против Гиркина и его решение о заключении Гиркина в СИЗО до 18 сентября». Член «Рассерженных патриотов» и координатор партии «Другая Россия» Эдуард Лимонов заявил перед судом, что Клуб «Рассерженных патриотов» начнет публичную кампанию в защиту Гиркина как «политзаключенного». Российские власти задержали Губарева, Лимонова и члена Клуба «Рассерженных патриотов» Яна Сидорова за их демонстрации перед судом, но позже отпустили. Телеграм-канал Гиркина 22 июля опубликовал статью против российских властей за то, что они наказали Гиркина, «патриота… отдавшего всю свою жизнь служению Родине», и позволили избежать наказания тем, кто принимал участие в вагнеровском мятеже. В Telegram Гиркина пост был подписан как «Российское движение в поддержку Игоря Стрелкова», что указывает на то, что сторонники Гиркина намерены активизировать широкую общественную поддержку Гиркина. Неясно, преуспеют ли в этом усилия сторонников Гиркина, в частности члены Клуба разгневанных патриотов, учитывая, что они представляют собой небольшую замкнутую группу в более широком российском ультранационалистическом сообществе.

Арест Гиркина не вызвал широкого возмущения в российском ультранационалистическом сообществе, как некоторые предыдущие дела, что свидетельствует о растущей фрагментации информационного пространства. Примечательно, что российские милблогеры не выразили гнева по поводу ареста Гиркина, как это было в предыдущих случаях, когда российские власти пытались подвергать цензуре ультранационалистических деятелей. Российские блогеры недавно осудили российские власти, обвиняя провоенного российского военного врача Юрия Еввича в дискредитации российских военных за негативную оценку состояния российской боевой медицины. Милблогеры защищали Йевича и критиковали российские власти за то, что они преследовали кого-то, кого они считали русским патриотом. Возмущение по поводу ареста Гиркина и последующая защита его патриотизма были ограничены членами и сторонниками относительно изолированного и небольшого Клуба разгневанных патриотов, который Гиркин создал в апреле. Однако критики Гиркина в российском ультранационалистическом информационном пространстве особо не праздновали его арест. Отсутствие широкого возмущения среди милблогеров предполагает, что арест Гиркина вряд ли вызовет глубокое волнение большинства российского ультранационалистического сообщества и российских военнослужащих, вопреки некоторым западным сообщениям. Прохладная реакция российских блогеров на арест Гиркина и продолжающаяся поддержка Пригожина блогерами, связанными с Вагнером, после восстания этой группы, вероятно, указывает на растущую фрагментацию внутри российского ультранационалистического сообщества из-за фракционной принадлежности и значительных идеологических разногласий в подходе России к войне в Украине.

Арест Гиркина, скорее всего, свидетельствует не о более широких усилиях по цензуре российского ультранационалистического сообщества, а, скорее, о попытке исключить определенный сегмент сообщества, открыто враждебно настроенный по отношению к Кремлю. Российские инсайдерские источники заявили 22 июля, что депутат российской Думы Олег Матвейчев недавно представил в Администрацию президента России доклад, в котором предлагает признать Гиркина иностранным агентом в поддержку общих усилий по поощрению самоцензуры среди ура-патриотов, критикующих российское руководство. ISW не может проверить эти утверждения, хотя предполагает, что Кремль, возможно, вел активные дискуссии о том, как заставить замолчать ту часть ультранационалистического сообщества, которую представляет Гиркин. Путин постоянно стремится поддерживать отношения с избранными блогерами, пытаясь использовать их связи с более широким российским ультранационалистическим сообществом, и арест Гиркина вряд ли предвещает попытку Кремля изменить курс на обхаживание угодного ему ультранационалистического сообщества блоггеров.

Арест Гиркина предполагает, что Кремль рассматривает тех, чья критика выходит за определенные не совсем четкие границы, как угрозу, особенно после мятежа группы Вагнера, направленного на смену российского военного руководства.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

three × 4 =