Арбузы

Несколько месяцев назад Европейский Союз, стремясь поддержать Украину, открыл для ее сельскохозяйственной продукции свой рынок.

Это мероприятие планировалось как временное и, скорее всего, могло напоминать определенное тестирование: насколько Европа готова воспринять наши продукты и готовы ли отечественные аграрии к острой конкуренции по «высшему разряду».

К сожалению, налаживание партнерских отношений было усложнено особой ситуацией, связанной с агрессией относительно Украины, и международными санкциями, введенными, в том числе, и по отношению к сельскохозяйственной продукции. Что удалось сделать за это время отечественным производителям плодоовощной продукции, чтоб обустроить место на европейском рынке? Это стало темой разговора с руководителем направления «Развитие рыночной инфраструктуры» Проекта USAID «АгроИнвест» Николаем ГРИЦЕНКО.

М. Гриценко

– Какие перспективы на урожай плодоовощной продукции есть на сегодня?

– Перспективы достаточно оптимистичны. Говорю так, опираясь на непосредственное общение с украинскими фермерами. Особенно это касается овощной продукции в южном регионе. Хорошо уродили и бахчевые культуры. Теперь главное – все вовремя собрать и найти пути сбыта.

 

– Что создало проблемы сбыта плодоовощной продукции?

– Приведу пример Херсонской области: это основной производитель овощной продукции в южном регионе нашей страны. Он исторически был сориентирован на сбыт продукции в Крым и в Российскую Федерацию. Россия нынче приостановила закупку украинской сельхозпродукции, в том числе, и плодоовощной. Крым тоже обратился к подобным действиям, сейчас поставки частично восстановили, но все делается по достаточно сложным процедурам и не все фермеры хотят туда ехать. Ведь даже есть информация, что те, кто повез продукцию на полуостров, не всегда могут привезти назад заработанные деньги. Или вообще вернуть свой автотранспорт. Поэтому фермеры достаточно осторожно работают с Крымом.

 

– Предусматривалось, что потери от осложнения отношений с Россией и Крымом будут компенсироваться за счет рынка, который открывает нам Европа. Получилось ли, как планировалось?

– Вопрос достаточно сложный. Европа действительно открыла нам рынок, дала экономические возможности сбыта продукции. И частично Украина пользуется ими. В первую очередь, это поставка зерновых. Практически уже выбрана квота по меду. Но для нас наибольшая проблема – это сбыт плодоовощной продукции.

Проблемы почувствовали и польские фермеры, ведь они также сориентированы на российский рынок, а он нынче закрыт для них, поэтому они ищут рынки сбыта в рамках Европейского Союза. Вместе с тем, мы имеем хорошие примеры выхода наших фермеров с овощной продукцией на рынки стран ЕС и Польши, в частности, благодаря хорошему качеству продукции и активизации в поисках новых каналов и рынков сбыта.

Но самая главная проблема, с которой сталкиваются отечественные аграрии, – это документальное подтверждение безопасности нашей плодоовощной продукции, то есть, сертификация ее производства по международным системам. Чтобы внедрить систему сертификации, нужно время на введение соответственных стандартов производства и необходимо вложить немалые деньги, которых остро не хватает.

 

– Вы упомянули ситуацию, в которой оказались польские фермеры. В одинаковой степени российские санкции коснулись и французских, испанских и других европейских фермеров.

– Да, в ответ на санкции ЕС Россия ввела собственные. В частности, отказалась от закупки европейской плодоовощной продукции. Это в целом задело интересы тамошних аграриев, рынки перенасыщены плодоовощной продукцией, цены снизились. Например, фермеры Нидерландов, которые традиционно являются наибольшими экспортерами плодоовощной продукции, вынуждены бесплатно передавать выращенную продукцию в так называемый «Пищевой банк» или просто утилизировать. Особенно отрицательно это сказалось на польских фермерах, садоводах, ведь они активно заполняли этот сегмент российского рынка. Теперь Польша даже формирует гуманитарный «яблочный» груз, чтобы отправить в Калининград и показать свою добрую волю.

 

– Получается, что европейские рынки снова отдалились от нас?

– Я бы не говорил так категорично. Качественная украинская плодоовощная продукция пользуется спросом в Европе, она обогащает тамошний ассортимент, добавляет вкусов. Хотя, конечно, европейские фермеры не заинтересованы уступать свою рыночную нишу. Так же сложно нам конкурировать этой продукцией и на азиатских рынках, где больше солнечного тепла и где выращивают собственные неплохие урожаи.

Сегодня мы поставляем свою продукцию в Беларусь, работаем со странами Прибалтики. Конечно, эти рынки более узкие, но их возможностями тоже нужно пользоваться. В конце концов, борьба за рынки сбыта – вполне нормальное явление, и я надеюсь, что украинские производители плодоовощной продукции сумеют уже в ближайшее время заявить о себе.

 

– Мы замечаем, что и внутренний рынок плодоовощной продукции выглядит не так, как в прошлые года. Нет большого ассортимента. Не связано ли это с тем, что соответствующая продукция не поступает в этом году из Крыма?

– Если вспоминать крымскую плодоовощную продукцию, которую мы не получаем, то речь идет, прежде всего, о винограде. Все остальное не имело заметного влияния на наш рынок.

 

– Но также были и персики, и дыни, и красный ялтинский лук. Их сейчас стало значительно меньше.

– Сегодня можно наблюдать тенденцию, что украинские супермаркеты начали активнее брать фермерскую продукцию, заключать договора на ее системные поставки. Они тоже требуют от фермеров сертифицировать их продукцию. И случается, даже сами помогают в этом, ведь заинтересованы в этой продукции.

В связи со стагнацией рынков сбыта, их сменой встал вопрос диверсификации производства. Иным становится ассортимент продукции, он расширяется. Например, в тех же сетевых магазинах уже чаще можно увидеть отечественную «зеленую продукцию» – разнообразные салаты, приправы и пр. Покупатели проявляют к ним интерес, соответственно, увеличилось и предложение.

Природные условия позволяют Украине выращивать ту плодоовощную продукцию, которая пользуется спросом, но раньше завозилась из других регионов, которые теперь остановили эти поставки.

 

– Как помочь тем сельхозпроизводителям, которые по объективным причинам потеряли рынки сбыта своей продукции?

– К сожалению, пока этим профессионально мало кто занимается. Областным, районным департаментам агропромышленного развития не до этого, ныне они озабочены другими проблемами.

Правда, в отдельных регионах есть консультационные службы. Также активизировали работу региональные институты агропромышленного производства. Сегодня они проводят семинары, учебу с фермерами, предлагают им альтернативные направления деятельности, в первую очередь, ориентируют их на производство ягодной продукции. Она более трудоемкая, но тут можно получить большую выгоду с единицы площади по сравнению с овощными культурами. Это, кстати, один из элементов диверсификации производства, прежде всего, малоземельных фермеров.

 

– Но востребована ли сегодня на рынках ягодная продукция?

– Понимаете, сегодня происходят действительно сложные процессы, связанные с политическими решениями, с политическим давлением. Скажем, сегодня рынок консервированных продуктов тоже находится в стагнации. В прежние годы много консервированных овощей и фруктов шло в Россию. Теперь закупка перекрыта. Но ведь нашими производителями были инвестированы немалые деньги в цеха для консервации, заморозки продуктов. Нужно думать, куда сориентировать еще и эту продукцию, не только свежую.

Фермеры, с которыми пришлось общаться, в первую очередь, ориентируются на страны Прибалтики. Они заключают предварительные договора, эти страны нуждаются в нашей продукции. И, поддерживая Украину, они даже лоббируют нашу продукцию на других рынках.

Мы не должны зацикливаться на трудностях сегодняшнего дня. В любом случае, должны заботиться о будущем, развиваться, искать новых партнеров.

 

– Долгое время Проект «АгроИнвест» прилагал немало усилий для налаживания организации сбыта сельхозпродукции. Речь идет о создании торговых площадок для оптовых рынков. Насколько этот вопрос является актуальным с учетом сложившейся ситуации?

– Наработки, сделанные «АгроИнвестом», сейчас дают положительные результаты. Мы активно работали в регионах. Скажем, на юге содействовали созданию фермерских рынков, они теперь являются активными площадками. В этом году мы пошли дальше: начали оказывать помощь фермерам в установлении связей с оптовыми рынками. В частности, достаточно активно привлекаем фермеров к сотрудничеству с оптовым рынком сельскохозяйственной продукции «Шувар» во Львове, у которого есть инструменты, есть специалисты, есть опыт экспорта плодоовощной продукции, представительства на европейских оптовых рынках и широкая сеть сбыта в Украине.

Мы организовали несколько учебных поездок групп фермеров из Херсонской, Запорожской областей, сейчас готовятся группы из Днепропетровской, Одесской и Черниговской областей на этот рынок для изучения опыта и установления прямых контактов. И даже во время учебных поездок ими были заключены предварительные договора с рынком на дистанционную торговлю. Это сегодня для наших фермеров новая форма сбыта продукции, когда фермер отправляет машину с продукцией и может дистанционно отслеживать и корригировать ее сбыт торговыми агентами рынка «Шувар», которые имеют опыт как продвигать ее на Запад, так и содействовать в сбыте в западных регионах Украины.

Мы видели свою задачу в том, чтобы научить фермеров готовить партии продукции, фасовать ее, упаковывать и двигать дальше, за пределы Украины. Сегодня при помощи специалистов такая работа активно осуществляется.

 

– Известно, что отдельным фермерам или крестьянам выйти со своей продукцией на организованный рынок сложно. Как можно решить эту проблему?

– Сегодня мелкие производители – личные крестьянские хозяйства самостоятельно не могут выйти на рынки сбыта, в том числе, и на внутренние, ведь не могут сертифицировать свою продукцию. Но могут это сделать через механизм объединения в сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы, выработку общих правил выращивания продукции, ее упаковку, фасовку.

Имеем пример, когда при поддержке Проекта «АгроИнвест» в одном из сел Херсонской области более сотни личных крестьянских хозяйств, специализирующихся на выращивании бахчевых культур, объединились в сельскохозяйственный обслуживающий кооператив, внедрили одинаковую технологию выращивания, создали небольшой логистический пункт охлаждения и предпродажной подготовки продукции. И в результате сумели выйти на экспорт своей продукции в страны ЕС. Таким образом, уже в этом сезоне поставили около 800 тонн дынь. Несмотря на то, что дыни поставляют Италия, Франция, другие страны, наша продукция оказалась востребованной. Такой опыт нужно обязательно учитывать и распространять.

В этом году мы тоже провели серию семинаров для мелких производителей по внедрению основ системы НАССР по управлению безопасностью пищевой продукции. Европейские, мировые производители сельскохозяйственной продукции ее неукоснительно соблюдают. И если мы хотим присоединиться к ним, тоже должны исповедовать эти принципы.

 

– Какие организационные, структурные, правовые мероприятия нужно использовать, чтобы попасть на внешние рынки и укрепиться на внутренних?

– Надо учесть, что львиную долю плодоовощной продукции в Украине выращивают мелкие производители – личные крестьянские хозяйства, которые фактически не имеют никакого юридического статуса. Поэтому основное задание – организационно содействовать их сплочению в объединения производителей продукции по типу европейских для совместной работы, прогнозирования и планирования производства, ассортимента продукции, ее объемов, а также в поиске рынков.

В рамках таких объединении можно заботиться об учебе производителей, их консультировании, о диверсификации их производства. И самое главное – о сертификации продукции. Речь идет о внедрении международной системы сертификации и производства сельскохозяйственной продукции Global GAP, которая базируется на требованиях НАССР. Без этого мы ни на какие рынки системно не выйдем.

Если мы заботимся о развитии отрасли плодоовощеводства, то должны укреплять и позиции на внутреннем рынке. В последнее время в Украине приостановлено развитие системы инфраструктуры аграрного рынка, системы оптовых рынков – региональных, местных, фермерских. Строятся только те рынки, которые создавались и сопровождаются Проектом «АгроИнвест», да и то есть проблемы с привлечением инвестиций в эти проекты.

Мы считаем, что комплексное решение вопроса развития системы инфраструктуры аграрного рынка является залогом развития аграрного сектора в Украине. Более активной должна быть и поддержка со стороны государства, правительство должно серьезно заботиться о развитии этой инфраструктуры, содействовать привлечению инвестиций.

При содействии «АгроИнвеста» разработано технико-экономическое обоснование проекта «Зеленые рынки – создание сети региональных оптовых продовольственных рынков». Его реализация позволит комплексно решить проблему сбыта сельскохозяйственной продукции по всей стране.

Сегодня подготовлен проект закона о системном подходе к развитию структуры аграрного рынка. Его принятие посодействует внедрению европейских принципов работы украинской отрасли плодоовощеводства и всего сельского хозяйства. Надеюсь, что принятие этого закона не затянется, ведь это даст толчок для развития одной из ключевых отраслей экономики Украины.

 

Тарас ТЕРНОВСКОЙ,

Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

five × four =