Золотовалютные резервы (ЗВР) Центробанка могут быть арестованы в рамках решения Гаагского суда по делу ЮКОСа.

Об этом сообщают российские СМИ, напоминая, что российские ЗВР хранятся за границей.

Год назад международный арбитраж присудил акционерам ЮКОСа компенсацию от России в фантастическую сумму – $50 миллиардов. 17 июня стало известно, что в Европе начали арестовывать имущество РФ.

«Международные резервы РФ не должны быть затронуты арестами за рубежом. Центробанк, который ими управляет, самостоятелен, не зависит от правительства, значит, наши авуары арестовать не могут», — уверен глава Минфина Российской Федерации Антон Силуанов.

Однако, в Европе думают, а значит – действуют по-другому, считая, что Центробанк является государственной структурой, а значит – реализации части ЗВР России хватит для оплаты по счетам.

«Существует недопонимание со стороны первых лиц российского государства, которые, к сожалению, склонны все оценивать с позиции именно одностороннего подхода и по российскому законодательству. Дело в том, что приставы работают исключительно по национальному законодательству, и они руководствуются, прежде всего, бельгийским и французским правом. В случае усугубления ситуации и в случае, если другие страны поддержат подобные акции, будет использоваться применимое право государства, в котором активы РФ могут находиться. Если говорить о том, насколько Банк России независим и не представляет из себя государственный орган или имеет или управляет личными фондами, то здесь нужно исходить из того, что золотовалютные резервы имеют статус, практически аналогичный статусу казны, который был передан для управления. Именно поэтому, наверное, иностранные органы компетентные принимают решение о возможности ареста таких активов», – говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров в интервью журналистам BFM.

Согласно данным Центробанка на июнь, золотовалютные резервы страны — 361 миллиард 600 миллионов долларов, из них – более 60% ЗВР хранится в европейских банках. В том числе, 32% — во Франции. В США же хранится меньше трети золотовалютного резерва. В мае адвокаты акционеров ЮКОСа предупреждали, что могут изъять российское имущество и в Штатах, и в Великобритании, и в Голландии. К каким последствиям может привести арест российских резервов?

«Ситуация достаточно тревожная, мы понимаем, что есть два сценария. Первый — будут проведены какие-то точечные аресты, скандальные во многом, однако дело не дойдет до ареста счетов ЦБ и государственных банков. То есть все ограничится какими-то локальными порками. Но есть и второй сценарий, этот сценарий означает, что начнется охота за всеми государственными активами, будут накладывать арест на имущество, на счета, но это уже объявление экономической войны. Я абсолютно убежден, что тут же наша Госдума примет закон о национализации всей зарубежной собственности на российской территории. Мы перейдем даже не к «холодной войне», а к ситуации едва ли не 1917 года. И это весьма прискорбно. Проблема заключается в том, что в Россию тыкают палкой, прекрасно понимая, что в ответ на это медведь со всем ревом начинает хватать все, что вокруг», – говорит политолог Константин Симонов.

Накануне судебные органы Бельгии и Франции арестовали счета ряда российских компаний и организаций. В частности, во Франции арестован счет МИА «Россия сегодня» и здание ФГУП «Госзагрансобственность» управления делами президента. Во Франции и Бельгии предписания от судебных приставов получили госхолдинги ВГТРК, ТАСС и МИА «Россия сегодня». Предписание предлагает предоставить информацию об имуществе. А президент «ВТБ 24» Михаил Задорнов сообщил, что в дочернем банке ВТБ во Франции арестованы счета российской дипмиссии и нескольких российских компаний.

Пресса писала, что имущество арестовано даже у архиепископства Брюссельского и Бельгийского РПЦ. Секретарь Брюссельской и Бельгийской епархии Андрей Елисеев говорит, что писем от приставов не получали, хотя те даже обещали прийти лично.

«Никто не пришел, но владыка сказал, что пока не будет какого-то письменного предписания, пока мы не получим бумаги, никого вообще пускать не будем. Если все-таки кто-то придет, мы вместе с адвокатом напишем ответ, в котором укажем, что у нас вообще никакого имущества, принадлежащего Российской Федерации, не имеется. Я сейчас вообще уже не уверен, что это касается только Российской Федерации. По-моему, такое впечатление, что они хотят накладывать арест просто на страну, причем тут архиепископия? Кто дал такое разрешение, кто дал такую идею ставить общественные организации в такие списки? Это уже само по себе беззаконие», – говорит Андрей Елисеев, протоиерей Брюссельской и Бельгийской епархии.

Сегодня действия «Менатеп» прокомментировал Михаил Ходорковский в своем Фейсбуке, отметив, что личной выгоды он не получит, поскольку перестал быть акционером ЮКОСа еще 11 лет назад. Он назвал происходящее «выгодным для всех граждан страны», потому что это укрепляет право собственности, а также является сигналом того, что «грабеж не останется безнаказанным».

По материалам: BFM

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

twelve − ten =