Совет Безопасности ООН в среду, 29 июля, не смог принять проект резолюции по созданию Международного трибунала по делу сбитого в небе над Донбассом в прошлом году 17 июля малайзийского Боинга 777. “За” высказались 11 стран, Китай, Венесуэла и Ангола воздержались, Россия проголосовала “против”. В связи с тем, что она является постоянным членом Совбеза, на документ наложили вето.
- Россия надругалась над семьями погибших, среди которых было и 10 наших граждан, – заявил представитель Великобритании. – Мы должны были сегодня создать трибунал, дав четкий сигнал тем, кто угрожает миру и безопасности. Но несмотря на вето России, следствие продолжится. Пусть виновные потеряют покой. Действия России не спасут их от наказания за это преступление. Мы не остановимся.
Малайзийский Боинг- 777 летел рейсом МН17 Амстердам – Куала-Лумпур. Ракету запустили с территории, контролируемой пророссийскими боевиками. Все 298 человек, которые находились на борту самолета, погиблио. Они были гражданами 18 стран. Больше всего – 194 – Нидерландов, 38 – австралийцев.
- Это было зверство, в любом случае не случайность, – заявил австралийский премьер-министр Тони Эбботт в день годовщин катастрофы, 17 июля 2015 го. – Этот самолет пророссийские боевики сбили сознательно. По нашему мнению, – с использованием предоставленных Россией ракет.
Украина, Малайзия, Нидерланды, Австралия и Бельгия выступили с инициативой создать международный трибунал, чтобы привлечь к ответственности виновных в катастрофе. Его вердикт был бы обязателен к выполнению всеми странами. Россия формально одобряет расследование катастрофы. Однако категорически против создания международного трибунала. Хозяин Кремля Владимир Путин дважды звонил премьер-министру Нидерландов Марку Рютте. Настаивал, что создание трибунала для расследования аварии Боинга- 777 “нецелесообразно”. Мол, дело слишком политизировано.
- Будем надеяться, что расследование разберется в этом. И безнаказанность наступит и по отношению к тем, кто сбивал самолет, и тем, кто его направлял в зону военных действий, – оговорился Виталий Чуркин, представитель России в Организации Объединенных Наций.
- Мы шокированы решением России, – заявил после голосования в Совбезе ООН представитель Франции.
– Сегодня был послан сигнал о безнаказанности за мерзкое преступление, – говорит представитель Малайзии, которая подготовила и подала на рассмотрение Совбеза запрещенный Россией проект резолюции. – Но сегодняшние печальные события не сдержат Малайзию. Мы сделаем все, чтобы наказать виновных. Мы не остановимся и не сдадимся.
- Я не могу понять, чтобы член Совета Безопасности препятствовал правосудию относительно трагедии, в которой пострадало так много людей, – заявил министр иностранных дел Нидерландов Берт Кундерс. – Моя страна не успокоится, пока все факты не будут установлены и правосудие не восторжествует.
- Мы желаем, чтобы правда об этом преступлении была открыта, – добавил Павел Климкин, министр иностранных дел Украины. – Мы хотим, чтобы виновные предстали перед международным судом. Ни у кого не будет ни одной причины противостоять этому, кроме тех, кто совершил это преступление.
“Справедливости удастся достичь завтра”
“У России, вероятно, не все дома. Российское вето – не чудо, однако мы глубоко им разочарованы”, – заявил нидерландский премьер-министр Марк Рютте изданию “Де телеграф”. Оно также пишет, что Нидерланды и Малайзия пообещали искать другие механизмы наказать виновных.
“Вето только усиливает злодеяние, – цитирует американская “Нью-Йорк пост” министра международных отношений Австралии Джули Бишоп. – Этот шаг России вызвал шквал международного возмущения и осуждения. Если справедливости не удалось достичь сегодня, это удастся завтра”.
Впечатление от голосования посла США в ООН Саманты Пауэр подает издание “Войс оф Америка”: “Это поднимает не только серьезные вопросы участия России в этом преступлении и ее страх перед созданием независимого трибунала, но и не менее серьезные вопросы относительно Совета Безопасности. Недопустимо ни для одного члена ООН прикрывать вооруженных людей, которые могли сбить гражданский авиалайнер в небе. Вето не станет на пути объективного расследования”.