Три года назад впервые появились первые отчеты об оффшорах, написанные на основе утечки данных конфиденциальных докуменов. Некоторые клиенты Mossack Fonseca, юридической фирмы в Панаме, разволновались из-за этой истории и поинтересовались у компании, находится ли в безопасности их секретная информация.
В Mossack Fonseca ответили, что волноваться не стоит, поскольку их data-центр защищен алгоритмом шифрования “мирового класса”. Но случилось совсем наоборот. На этой неделе Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) опубликовал первые данные о клиентах Mossack Fonseca, полученные в результате утечки информации.
Личность человека, передавшего ICIJ информацию об оффшорах неизвестна. “Панамские бумаги” охватывают период в 40 лет и раскрывают информацию про оффшорные холдинги 140 политиков и должностных лиц, в том числе 12 действующих и бывших президентов, монархов и премьер-министров. Они показывают движения средств, произведенные с участием, по меньшей мере, 33 людей и компаний, находящихся в черном списке США за торговлю с государствами-изгоями, террористами или наркобаронами. Суммы, фигурирующие в документах, огромны, в прочем, как и некоторые имена.
Друзья Владимира Путина, переправившие $2 млрд через сеть оффшорных банков и компаний, зять президента Китая, дети премьер-министра Пакистана и кузены диктатора Сирии, отец Дэвида Кэмерона – все имели отношение к Mossack Fonseca.
Юридическая фирма отрицает свою вину так же, как и многие ее клиенты. Оффшоры действительно могут использовать вполне законно. В ситуации, когда две фирмы создают совместное трансграничное предприятие, они могут зарегистрировать его на нейтральной территории. Кроме того, многие граждане нестабильных стран часто ищут безопасные места для хранения своих сбережений. Однако оффшорные компании также используются для того, чтобы скрыть незаконное богатство.
В доклад ICIJ многое бросается в глаза. Например то, какое богатство получили близкие друзья и родственники некоторых влиятельныз политиков. Выяснилось, что дочери президента Азербайджана владеют золотыми приисками. Племянник президента ЮАР Джейкоба Зумы преуспел на нефтяных контрактах в Демократической республике Конго, куда Южная Африка направила более 1000 миротворцев. Этот факт возмутил обычных граждан. Господин Зума столкнулся с угрозой импичмента из-за незаконного присвоения государственных денег на строительство дворца. Яростные протесты вынудили уйти в отставку и премьер-министра Исландии, после того, как стало известно о том, что его жене принадлежат тайные оффшорные инвестиции.
Коррупция делает мир беднее и лишает равенства. Когда политики воруют, остается меньше средств на строительство школ и дорог. Когда они заключают выгодные для себя и своего окружения контракты, страдают налогоплательщики и честные фирмы. Все это ослабляет рост.
Очистка оффшоров не решит проблему. Основная ответственность за ситуацию лежит на правительствах стран, многие из которых должны действовать активнее, чтобы сделать финансы прозрачными и избежать кумовства. Глобальные усилия должны быть направлены на то, чтобы бороться с анонимностью посредников, помогающих отмывать деньги.
Эти проблемы можно решить путем создания центральных реестров бенефициарной собственности, открытых для налоговых, правоохранительных органов и общественности. Наказание за ложь при регистрации фирмы должно быть жестким. Великобритания и несколько малых стран уже движутся в это направлении. Другие должны брать пример.
Кроме того, необходимо регулировать работу юридических фирм и других компаний, которые руководят оффшорными компаниями или трастами. Они должны знать своих клиентов и отсеивать мошеннические схемы. Однако на сегодняшний день большие деньги платятся за буферные операции и дополнительный уровень защиты. Правительства прилагают усилия для того, чтобы мировые банки соблюдали правила борьбы с отмыванием денег. Еще одним возможным шагом, который поможет исправить ситуацию, может стать введение уголовной ответственности за неуплату налогов. Действовать нужно решительно.
Источник: The Economist.