Россия обязалась поставить в Украину 5 млрд. кубометров газа, если наша страна заплатит Газпрому $3,1 млрд. до конца года.

Таковы результаты сегодняшних трехсторонних переговоров Украина-ЕС-РФ.

Таким образом, Украина оплатит Газпрому за потребляемый газ по цене $385 за тыс. куб. м. Однако, после прохождения Стокгольмского арбитража, Украина может получит часть денег обратно, если удастся отстоять цену $268. Если же проиграем “Газпрому” в Стокгольме, то доплатим остальное.

Евросоюзв процессе сегодняшних переговоров признал, что реверс газа в Украину со стороны европейских стран возможен только если не будут нарушаться контракты. таким образом, вряд ли удастся сохранить реверс газа из Словакии, ведь реверс или перепродажа газа третьим лицам, вряд ли предусмотрен контрактом.

А ведь словацкое направление – самое перспективное и многообещающее в плане объемов – до 30 млн. кубов в сутки. Без этого реверса велика вероятность, что и 5 млрд. российских кубов нас не спасут, пишет “Деловая столица”.

“Юрий Продан, наш министр энергетики, может конечно говорить, что 3,1 млрд. – это не погашение долга, а предоплата. И что механизм формирования цены в $385 Украину не устраивает (речь идет о снижении цены на $100 за счет отмены пошлины, которую с любой момент можно вернуть одним росчерком пера Путина). Но сути это не меняет: от реверса нас отлучили, “Газпрому” деньги мы заплатим, цену в $385 (а по сути $485 минус пошлина) признали, чем снизили свои шансы на выигрыш в арбитраже. Другими словами, продули в чистую. Если, конечно, информация, которая поступает из Берлина, правдива”, – сообщает издание.

И, вероятнее всего, вина в этом не оправдывающегося министра, и даже не премьера или президента. Просто Европа, на которую мы так рассчитывали, в первую очередь решила защищать свои интересы. О том, что Россия будет шантажировать Евросоюз газом было понятно давно. Нюанс лишь в том, что до недавнего времени ЕС размышлял рационально. То есть, прикидывал, что 70% российского экспорта газа приходится на Европу (на страны дальнего зарубежья – 160 млрд, на страны СНГ и Балтии – около 60 млрд из 220 млрд. кубов общего экспорта “Газпрома”). При этом резкого снижения или увеличения потребления на внутреннем российском рынке не ожидается, так что минимум 200 млрд. кубов надо будет куда-то деть. Ибо консервация скважин – дело хлопотное и невыгодное, порой заканчивающееся невозможностью восстановить работу. А подземных хранилищ газа такого объема в России просто нет. А если добавить к этому еще и прямую зависимость российского бюджета от экспорта энергоносителей, то для европейских чиновников вероятность отказа России от экспорта газа неуклонно стремилась к нулю.

Однако, в последние пару месяцев в Европе потихоньку осознают, что рациональные и экономически обоснованные действия Кремля – дело невероятное. Газпром может отключить газ даже себе в ущерб, даже если ради этого придется выпускать газ в воздух, а трубопроводы будут рваться от перепадов давления. Для внутреннего потребителя, чтобы он не нервничал по поводу народного достояния, уже создали красивую картинку на ТВ. Центральные каналы сначала рассказали про контракт с Пекином стоимостью $400 млрд. c объемом поставок 38 млрд. кубометров газа в год. (Тот факт, что для этого надо построить новый газопровод и закачать туда более 3 млрд куб. метров “технологического” газа за счет России, это мелочь, не заслуживающая внимания. Как и то, что денег на постройку “Силы Сибири” Китай пока не дал).

В общем россиянам уже объяснили, что в отключении Европы от российского газа нет ничего страшного. А если потом не хватит в бюджете денег, то всегда можно попросить россиян потерпеть “ради великой России”. И они согласятся, как обычно, 84 процентами.

Осознание этого факта похоже повергло Европу в шок. Российское эмбарго на импорт европейских товаров уже породило недовольство рядовых европейцев. А тут заявление российского министра энергетики РФ Александра Новака о том, что мы в случае чего отключим газ и ЕС. Потом, конечно Минэнерго официально эти слова опроверг, но осадок остался. А в качестве пряника сразу появилась информации о том, цена на газ для стран Евросоюза будет падать. И ЕС сдался, и нас сдал, лишь бы не мерзнуть.

И еще одно. Эттингер до начала переговоров сегодня намекнул, что компромисс возможен, если стороны будут обсуждать только газовый вопрос. Видимо, имелось в виду требование России внести изменения в соглашение об ассоциации Украины и ЕС. Но при этом совершенно ясно, что разделить эти две вещи невозможно. Газ – это основной козырь России на любых переговорах с Европой. А значит не стоит исключать того факта, что мы еще услышим о том, кроме оплаты российского газа, Украина согласилась и на пересмотр ассоциации с ЕС.

По материалам Эспресо.TV

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

10 − 7 =