Отставной британский генерал, экс-замкомандующего войсками НАТО в Европе Ричард Ширрефф рассказал DW о возможной реакции на отравление бывшего двойного агента Скрипаля и угрозе войны.

Ричард Ширрефф – британский генерал с 2011 по 2014 годы занимал должность заместителя командующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе.

В интервью DW Ширрефф рассказал, почему реакция Лондона на отравление боевым веществом Скрипаля будет серьезной, как это касается НАТО:

– Мы должны очень беспокоиться, потому что это демонстрирует беспощадность России. Но если взглянуть на потенциальные мотивы, на тот факт, что, как сказала премьер-министр Тереза Мэй, это было боевое нервно-паралитическое вещество, произведенное в России, то, боюсь, след четко указывает на Россию.

Если это так, то это абсолютное презрение к международному праву. Это демонстрирует беспощадность, которая, как мне представляется, симптоматична для российского руководства, в частности, Путина, в его отношении к Западу. Поэтому нам, Западу, НАТО, нужно обратить на это внимание. Если наш ответ будет сильным, то беспокоиться не нужно.

Доставка боевого нервно-паралитического вещества при нападении на суверенного члена НАТО подпадает под статью 5 договора НАТО – вооруженное нападение на одного из членов альянса. Поэтому, конечно, здесь нужно привлечь НАТО.

И я не сомневаюсь, что в Брюсселе послы при НАТО будут четко обдумывать, как проявить солидарность с Великобританией. В единстве мы можем обрести силу. НАТО за почти 70 лет продемонстрировала, что это самый успешный альянс в мире. Не сомневаюсь, что он справится с вызовами и в этом конкретном случае.

Если это доставка оружия на британскую землю потенциальным агрессором, то это очень четко подпадает под действие 5-й статьи.

Главное – достичь желаемого эффекта. Для меня желаемый эффект – позиция сдерживания со стороны НАТО, которая поднимает планку рисков достаточно высоко, чтобы никто, принимающий решения в Кремле или где бы то ни было, не подумал, что может просто так действовать на территории НАТО. Мы видели, как Россия угрожает балтийским странам на примере беспрецедентного уровня военной активности последних лет.

Я считаю, что требуемый эффект – это не только способность сдерживать ассиметричные гибридные атаки, такие, как мы видели в Солсбери, кибератаки, деятельность, которой, как мы знаем, Россия занималась во время американских выборов президента. Это не обязательно означает увеличение контингента.

Это требует, чтобы войска, которые у НАТО там уже есть, четыре батальона, включая один под командованием Германии, были больше, чем политическая превентивная линия.

Они должны быть частью боеспособной, хорошо обученной военной силы с четким планом действий на море, в небе и на суше, способной быстро организовать подкрепление, и быть полностью интегрированы в войска принимающих стран Балтии.

Если за нападением на Скрипаля и его дочь действительно стоит Россия, тогда (после истории с Литвиненко) на фоне реакции Британии Россия могла подумать, что, мол, раз это сошло с рук, можно повторить. Поэтому важно поднять планку риска достаточно высоко, чтобы предотвратить такие нападения в будущем.

Без эффективного сдерживания это вполне может стать частью череды катастрофических событий, недоразумений и ошибочных расчетов. Отсюда важность сдерживания, а для европейских стран – важность эффективного расходования средств на оборону.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

seven + twenty =