Энергохолдинг ДТЭК запустил в эксплуатацию первую в Украине промышленную систему накопления энергии (СНЭ) мощностью 1 МВт и емкостью 2,25 МВт-ч, размещенную на площадке электростанции «ДТЭК Запорожская ТЭС» в Энергодаре.
Об этом сообщает Интерфакс-Украина.
Как отметил генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко в ходе круглого стола First Energy Storage Day в Киеве, посвященного этому событию, открытие СНЭ является действительно историческим событием в электроэнергетике и станет импульсом для построения надежной и гибкой энергосистемы Украины.
«Этим примером, знаниями и опытом, приобретенными в процессе построения и запуска СНЭ, мы откроем дверь для будущих игроков», – сказал он.
«Это первый пилотный проект, и я надеюсь, что его результаты можно будет масштабировать в дальнейшем, поскольку такие проекты очень необходимы нашей системе», – отметил замминистра энергетики Максим Немчинов.
Он также выразил надежду, что в ближайшее время будет законодательно урегулирован вопрос деятельности таких СНЭ, исходя из наличия нескольких соответствующих законопроектов.
Как сообщалось, в июле 2020 года ДТЭК подписал контракт с американской компанией Honeywell на поставку литий-ионной системы накопления энергии мощностью 1 МВт и емкостью 1,5 МВт-ч, позже увеличив ее до 2,25 МВт-ч.
В «ДТЭК» отмечали, что это будет первая в Украине СНЭ промышленного масштаба, которая станет пилотным проектом «ДТЭК» по наработке оптимальных моделей работы на различных сегментах энергетического рынка страны.
Также отмечалось, что система накопления будет предоставлять вспомогательные услуги системному оператору НЭК «Укрэнерго», гарантируя надежную работу энергосистемы страны.
В начале апреля ДТЭК завершил монтаж и начал пусконаладочные работы на СНЭ.
Ранее бывший и.о. министра энергетики, ныне глава НАК «Нафтогаз Украины», Юрий Витренко заявил, что выступает за скорейший отказ от производства энергии на основе угля, но считает это возможным при условии развития СНЭ.
СНЭ должна протестировать около десяти бизнес-моделей ее возможной работы в энергосистеме Украины, сообщил исполнительный директор ДТЭК Дмитрий Сахарук.
“Задача батареи (СНЭ) – протестировать десяток разработанных нашими аналитиками моделей, в частности по резерву поддержки частоты, резерву возобновления частоты, балансированию собственных нужд. Основными интересующими нас сегментами рынка является рынок вспомогательных услуг и балансирующий рынок”, – разъяснил Сахарук, отметив, что коммерческая тайна пока не позволяет раскрыть все подробности этих моделей.
В то же время он прогнозирует, что в процессе работы СНЭ может возникнуть еще ряд подмоделей, интересных для изучения.
Вместе с тем он выразил надежду на внесение Нацкомиссией, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), изменений в Кодекс системы передачи, необходимых для того, чтобы “впустить СНЭ в рынок”.
По его словам, это можно сделать на основании уже работающего законодательства, не дожидаясь приятия комплексного закона о СНЭ.
Он также отметил необходимость сертификации системы, призвав НЭК “Укрэнерго” способствовать этому.
Замминистра энергетики Максим Немчинов отметил, что министерство с нетерпением ожидает первых результатов деятельности СНЭ, чтобы оценить возможность масштабирования таких проектов в Украине.
Как сообщалось ранее, СНЭ – система литий-ионных аккумуляторов, аппаратуры управления и инверторов, накапливающая электроэнергию в часы минимумов нагрузок в энергосистеме и возвращающая ее в сеть при перегрузках. Мощности, введенной ДТЭК явно недостаточно. Если законодательство сделает выгодным развитие таких систем, ими наводнят страну, что сделает возможным решать вопросы с кратковременными (и с развитием таких систем, с длительными) перегрузками.
Еще один пунктик – нерешенность проблемы утилизации литий-ионных аккумуляторов, срок службы которых – до 25 лет. Уже в этом году существенно выросло количество батарей, которые заменяют на первых электромобилях. Если начнется массовое строительство СНЭ, потребуется икать возможности утилизации после выхода их из строя.
Читайте также: В Энергодаре предприниматели не смогли получить прибыль со школьной теплицы — теперь понесут убытки