В начале февраля Россия начала передислокацию подразделений частных военных компаний (ЧВК) Вагнера и их сирийских марионеток из Африки и Сирии на территорию Украины. Эти силы не оказали заметного влияния на территорию Украины. Их передислокация создала бреши в безопасности в местах, которые они оставили, которые Россия пытается хотя бы частично смягчить.
Ситуацию анализирует Институт изучения войны (ISW) (Вашингтон, США)
Сообщаемое о снижении числа боевых вылетов российской авиации в Сирии может указывать на вывод некоторых российских военных активов, но ISW не может подтвердить какую-либо передислокацию российских вооруженных сил или техники из Сирии.
Российские силы передислоцируются в Сирии. Возможно, эта передислокация свидетельствует о подготовке к будущему частичному выводу войск из некоторых районов Сирии. Однако также возможно, что Россия просто меняет свою позицию, чтобы поддержать вербовку и обучение сирийских боевиков.
Попытка России набрать сирийских новобранцев, по-видимому, сосредоточена на индивидуальной замене российских боевиков, а не на передислокации существующих сирийских ополченцев в виде единых подразделений. Россия отдает приоритет сирийцам с боевым опытом, которые воевали в подразделениях, тесно связанных с российскими силами, включая «Силы тигра», 5-й корпус, Лива аль-Кудс и другие. Однако даже бойцы этих частей вряд ли смогут существенно изменить ситуацию в Украине. Количество боевиков, завербованных и/или уже переброшенных в Украину Россией, в настоящее время неясно из доступных источников.
Любое изменение позиции российских сил или проправительственных ополченцев создает бреши в системе безопасности, которыми могут воспользоваться выступающие против режима субъекты, включая Турцию, ИГИЛ, «Аль-Каиду» и сирийские оппозиционные группы. Это также затрагивает основные интересы Ирана. ISW уже заметила ранние признаки изменений в позиции прокси-сил иранского ополчения в Сирии в ответ на недавние события и опубликует оценку в ближайшие дни.
Россия пытается перебросить сирийские подразделения, имеющие опыт работы под российским командованием, в Украину, чтобы уменьшить большие потери россиян. Ранее ISW подсчитала, что усилия России по призыву на военную службу внутри страны вряд ли обеспечат российским силам вокруг Украины достаточную боевую мощь для восполнения потерь и возобновления крупных наступательных операций в ближайшем будущем. Передислокация сирийцев вряд ли существенно изменит ситуацию в Украине и повлечет за собой риски для основных интересов России в Сирии, усугубив уязвимость режима президента Сирии Башара Асада, которую могут использовать Турция, ИГИЛ и антиасадовские группировки. Любое изменение дислокации или развертывания проправительственных сил в Сирии также имеет серьезные последствия для иранских интересов. ISW заметила ранние признаки изменений в позиции прокси-сил иранского ополчения в ответ на недавние события и опубликует оценку в ближайшие дни.
Сирия представляет собой крупнейший резерв опытных иностранных боевиков, из которого Россия может относительно быстро набрать дополнительную боевую мощь. В этот пул входят сирийцы, которые в настоящее время служат вместе с российскими ЧВК, такими как группа Вагнера, в том числе за границей, или в поддерживаемых Россией сирийских ополченцах. Сюда также входят сирийцы, имевшие предыдущий опыт работы в таких подразделениях, которые могут быть ремобилизованы. Первоначальные сообщения указывают на то, что Россия, вероятно, использует поэтапный подход к мобилизации российских и сирийских подкреплений с Ближнего Востока и Африки, чтобы создать несколько волн подкреплений.
В начале февраля Россия начала передислокацию подразделений Вагнера и их сирийских марионеток из Африки и Сирии в Украину.
Ливийские СМИ начали сообщать о передислокации подразделений ЧВК “Вагнер” вместе с их системами ПВО «Панцирь» и сирийскими марионетками в начале февраля, а в более поздних сообщениях, появившихся в начале марта, подтверждалась эта передислокация.
Ранее сообщалось, что к 8 марта в Украину из Сирии Россия перебросила 500 бойцов ЧВК “Вагнер” вместе с проправительственным ополчением “охотники за ИГИЛ”, которое тесно сотрудничает с российскими силами в Сирии.
Украинские военные впервые сообщили 8 марта об обнаружении жетонов Вагнера с сирийскими телефонными номерами на убитых российских солдатах, а позже, 20 марта, заявили, что сотрудники Вагнера прибывают в Украину.
Вчера, 28 марта, британская военная разведка заявила, что более тысячи боевиков и высокопоставленных руководителей Вагнера отправятся на восток Украины. Россия, вероятно, также вывела силы Вагнера из других мест дислокации, включая Центральноафриканскую Республику. Группа Вагнера также ведет активную вербовку в Сирии. Сирийские источники сообщили еще 9 марта, что российские офицеры предложили сирийцам, воюющим в Ливии, новые контракты для ведения боевых действий в Центральноафриканской Республике, вероятно, для того, чтобы пополнить силы Вагнера.
На момент публикации мало свидетельств того, что Россия начала выводить военные средства из Сирии, хотя такое перемещение могло произойти без раскрытия подробностей. Сообщения источников, выступающих против режима, о наблюдаемом сокращении российских воздушных операций и наземного патрулирования с начала марта могут указывать на то, что Россия сократила свое воздушное присутствие в Сирии. Однако это может также просто отражать изменение приоритетов действий России в Сирии. 28 марта Россия нанесла свои первые авиаудары по Идлибу после того, как российские войска вторглись в Украину, что указывает на то, что Россия, вероятно, стремится поддерживать хотя бы минимальный уровень своих возможностей в Сирии, даже если она высвобождает активы для перемещения в Украину.
Российские силы передислоцируются в Сирии, чтобы набрать и мобилизовать дополнительных сирийских бойцов для второй волны подкреплений.
Кремль объявил 11 марта, что он хочет нанять для войны в Украине 16 000 ближневосточных боевиков, которые будут переброшены в Украину вместе с российскими войсками, и опубликовал кадры сирийских комбатантов, готовящихся к отправке в Украину.
20 марта украинская военная разведка заявила, что российские военные приказали своей базе в сирийском Хмеймиме ежедневно отправлять до 300 боевиков из Сирии в Украину. Сирийские источники подтверждают, что авиабаза Хмеймим является центром усилий России по передислокации сирийцев в Украину. С тех пор многочисленные сирийские новостные агентства и пользователи социальных сетей подтверждают, что российские силы выявляют и вербуют сирийских боевиков, заинтересованных воевать в Украине, в обмен на зарплату и шестимесячный контракт. Эти боевики, по всей видимости, будут индивидуально заменять российских солдат, а не формировать единые сплоченные подразделения.
Российский Центр примирения в Сирии, штаб-квартиры которого расположены в нескольких сирийских провинциях, возглавляет процесс вербовки и, вероятно, временно отвлекся от других миссий. Крупные вербовки происходят, по крайней мере, в Хаме, Алеппо, Дамаске и Дейр-эз-Зоре. Согласно утверждениям украинской разведки и нескольким неподтвержденным сообщениям, на сирийской трассе М5, которая соединяет Алеппо с Дамаском, существует 12–14 вербовочных центров. Россия, вероятно, организует большинство, если не все эти центры при поддержке сирийских элементов (подробнее ниже).
В некоторых сообщениях указывается, что 19 марта Россия отвела свои войска, дислоцированные вблизи линии фронта в Алеппо и в городе Алеппо, как сообщается, для передислокации на авиабазу Хмеймим. Эти силы, предположительно, представляют собой военную полицию и/или спецназ и могут быть передислоцированы на авиабазу Хмеймим или далее в центры вербовки в других местах Сирии для поддержки мобилизации сирийских боевиков. Сообщается, что эти российские силы заменили новобранцы из 5-го корпуса. Подобные российские передислокации, возможно, также имели место в других районах, включая провинции Дераа, Сувайда, Хомс, Дейр-эз-Зор и Хасака, но ISW не собрала доказательств дальнейшего вывода российских войск из ключевых районов или линий фронта.
Читайте также: Технология российского мародерства в Украине
Некоторые российские силы могут готовиться к передислокации в Украину.
Неподтвержденные сообщения о российских подкреплениях на ключевых базах в Сирии могут отражать резкое увеличение численности войск противника, необходимое для уничтожения российских баз, или, наоборот, то, что Россия выделяет ресурсы на продолжение вербовки и, возможно, снижение связанных с этим рисков в Сирии. В некоторых сообщениях указывается, что подкрепления российской военной полиции и группы Вагнера прибыли на авиабазу Камышлы в Хасаке и авиабазу Табка в Ракке 8 и 23 марта соответственно. По сообщениям, силы неустановленного режима и поддерживаемые Россией силы также были переброшены 27 марта для усиления позиций 5-го корпуса возле Кобани на турецкой границе.
Цель этих подкреплений неясна и может включать сдерживание турецкого нападения или поддержку кампании по вербовке в восточной Сирии. Сообщения о сопротивлении российской вербовке на юге Сирии могли заставить Россию изменить приоритеты вербовки с востока.
Однако также возможно, что эти российские силы поддерживают вывод из эксплуатации указанных российских баз, чтобы перебросить освободившихся наемников в Украину. В некоторых неподтвержденных сообщениях говорится, что 29 марта российские солдаты и боевики Вагнера покинули второй по величине военный склад Сирии на юго-востоке Хомса, прежде чем передислоцироваться на военный аэропорт Пальмиры.
Россия использует свои ранее существовавшие отношения с несколькими поддерживающими режим подразделениями для координации вербовки и отбора из этих подразделений лиц с боевым опытом.
Эти подразделения включают «Силы тигра» (также известные как 25-я дивизия), ополчение «Охотники за ИГИЛ», Лива аль-Кудс и примирившиеся силы оппозиции, которые присоединились к 5-му корпусу под командованием России.
Структуры безопасности сирийского режима, включая сирийскую военную разведку и сирийских переводчиков, которые работали с россиянами, также вербуют, вероятно, в координации с российскими силами. В некоторых сообщениях говорится, что Россия отказала кандидатам, не имеющим боевого опыта.
Другие неподтвержденные сообщения указывают на то, что российское командование выразило желание получить сирийских бойцов с опытом ведения боевых действий в городских условиях. Ключевые сирийские подразделения, поддерживаемые Россией, в том числе «Силы тигра» и «Лива аль-Кудс», действительно имеют опыт работы в городских условиях и проводили городские учения с российскими войсками в Алеппо. Однако не следует переоценивать вероятную эффективность этих сирийских сил. Городская оборона, которую украинские вооруженные силы и украинские граждане готовят в Киеве, значительно надежнее, чем то, с чем столкнулись ополченцы проасадовского режима в сирийском, в основном одноэтажном, Алеппо. Более того, ожесточенные бои в Харькове, Херсоне и Мариуполе указывают на то, что сирийские пополнения, скорее всего, окажут в лучшем случае незначительный эффект.
Читайте также: Военнослужащие из Южной Осетии отказались воевать в Украине
Наконец, Россия пытается набрать и обучить более широкий круг сирийских боевиков, поддерживающих режим, у которых нет предыдущего опыта работы с российскими войсками, вероятно, на случай непредвиденных обстоятельств в предстоящие месяцы, чтобы возместить боевые потери и создать условия для более длительной войны.
Сирийские боевики, которые не работали под непосредственным российским командованием, могут стать альтернативным источником новобранцев для неэффективных российских резервов, но, вероятно, им потребуется многомесячный процесс обучения, чтобы Россия могла эффективно интегрировать их на украинское поле боя. Кремль сталкивается с компромиссом между более коротким процессом обучения, который приведет к относительно быстрому подкреплению низкого качества, которое вряд ли создаст дополнительную боевую мощь, и более длительными усилиями по обучению, которые значительно улучшат результаты боя, но отсрочат его. Подразделения ополчения проасадовского режима, отношения которых с российскими войсками менее налажены, также проводят вербовку уже с 15 марта. Российские силы начали привлекать внимание общественности к этим усилиям по вербовке 27 марта, особенно проправительственные ополчения Национальных сил обороны.
Любое изменение степени или направленности российской поддержки военной позиции режима Асада может существенно повлиять на статус-кво в Сирии.
На сегодняшний день российская авиация позволяет России задавать темп боевых действий, лишать соперников аналогичных возможностей и стабилизировать линию фронта. Усилия российских офицеров по снабжению и координации широкого круга сторонников режима и выполнению других стабилизационных функций получают меньше внимания, но вносят большой вклад в сохранение статус-кво. Совокупное воздействие российской авиации и российского физического присутствия в Сирии обеспечивает минимальный уровень безопасности основных российских интересов: военно-воздушных и военно-морских баз на средиземноморском побережье Сирии и сирийских нефтяных и газовых месторождений, на эксплуатацию которых российские компании заключили контракты. Переориентация российских сил в Сирии на вербовку может сама по себе поставить под угрозу эти последствия и вызвать трения внутри провластной коалиции. Потенциальная передислокация российских сил или основных элементов сил, поддерживающих режим, на ключевых участках или линиях фронта может создать серьезные бреши в системе безопасности и указать на то, что Россия готова пойти на значительный риск в Сирии, чтобы поддержать затяжную войну в Украине.
Решение Кремля относительно масштабов передислокации россиян и сирийцев из Сирии в Украину определит пробелы и возможности, которыми могут выборочно воспользоваться как партнеры, поддерживающие режим, так и соперники.
ИГИЛ, скорее всего, будет действовать быстро и уже ведет агрессивную кампанию против сил проасадовского режима в центральной Сирии, которая с 2019 года оказывает постоянное давление на линии снабжения режима, а также на нефтяные и газовые месторождения. Турция уравновешивает свою роль и ищет возможности выступить в качестве посредника в Украине, но все же может пойти на эскалацию в Сирии, если сочтет необходимость или возможность получить дополнительные рычаги воздействия на Кремль.