Согласно плану, разминированием прибрежных вод в районе Одессы займется Турция. Она же будет конвоировать суда, выходящие из украинского порта в нейтральные воды Черного моря до определенной точки, где их будут встречать российские военные корабли.
Об этом пишет российское пропагандистское издание “Известия”.
Российские корабли будут сопровождать торговые суда до Босфора. Далее они выйти не могут из-за действия здесь Меморандума Монтрё, который не позволит российским военным кораблям вернуться обратно в Черное море до окончания войны.
Пока речь идет о разблокировке порта в Одессе, сейчас прорабатывается точный маршрут кораблей.
Ожидается, что дорожную карту утвердят 8—9 июня на переговорах в Турции при участии ООН.
Подтверждений от украинской стороны этой схемы транспортировки зерна пока нет.
Турция уже заявила устами пресс-секретаря президента Турции Ибрагима Калина, что в ближайшие дни ожидает решения по вопросу экспорта зерна из Украины морским путем, но даже после договоренности понадобится около 5 недель, чтобы начать операцию.
Он подчеркнул, что сейчас экономически и физически наиболее целесообразно транспортировать украинское зерно на международный рынок через порты Черного и Азовского морей.
“Могу сказать, что пока в целом положительная атмосфера”, — рассказал о переговорах Калин и добавил, что “есть законные ожидания безопасности” относительно того, что российские корабли не будут заходить в разблокированные порты.
По его мнению, украинская сторона считает, что создание такого механизма и поставка собственной зерновой продукции на международный рынок будут в интересах страны, а российская сторона не смотрит на это отрицательно.
“Международное сообщество уже двигается в этом направлении. В ближайшие дни ожидаем некоторые конкретные решения по этому вопросу. Наши усилия в этом направлении продолжаются”, — заявил Калин, проинформировав, что ожидается встреча власти и экспертов по логистике, транспорту и сельскому хозяйству, чтобы обсудить этот вопрос в ближайшее время.
“Даже если мы договоримся об основных вопросах, то наверняка понадобится еще 3-5 недель, чтобы начать операцию. Ибо время работает против нас, когда мы рассматриваем разминирование, подготовку коридора, выезд кораблей. Поэтому говорим всем нашим коллегам и собеседникам — чем быстрее мы начнем, тем лучше”, – подчеркнул спикер Эрдогана.