Ядерный удар по РФ или Китаю

Сегодня, 6 ноября, ISW публикует сокращенный отчет о предвыборной кампании. В этом отчете обсуждается недавнее снижение ядерной угрозы ключевыми фигурами Кремля, а также вероятная роль российского военного руководства и международного сообщества в продвижении этих изменений, а также риски дальнейшего применения российской ядерной “дубинки”.

Ключевые кремлевские чиновники начали коллективно деэскалировать свою риторику в отношении применения ядерного оружия в начале ноября. МИД России 2 ноября опубликовал заявление о «предотвращении ядерной войны», в котором говорится, что Россия «строго и последовательно руководствуется постулатом о недопустимости ядерной войны, в которой не может быть победителей, и которая никогда не должна быть развязана». МИД России также заявил о своей приверженности сокращению и ограничению ядерных вооружений. Президент России Владимир Путин 27 октября заявил, что России нет нужды применять ядерное оружие против Украины, и заявил, что Россия никогда не обсуждала возможность применения ядерного оружия, лишь «намекая на заявления лидеров западных стран». Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев также все больше преуменьшает пламенную ядерную риторику, которую он использовал в течение октября, и теперь сосредоточился на продвижении единства России в войне на Украине.

Путин и ключевые кремлевские чиновники стали чаще упоминать об использовании ядерного оружия после речи Путина об аннексии 30 сентября и в течение всего октября, что может оказать давление на Украину в переговорах и уменьшить поддержку Киева Западом. Путин сделал несколько общих ссылок на ядерное оружие в своем выступлении 30 сентября, но избегал прямых угроз его применения. Риторика Путина во время этой речи и в течение всего октября соответствовала его предыдущим ядерным угрозам и не смогла вызвать в украинском правительстве той степени страха, на которую, вероятно, рассчитывал Кремль. Начальник Главного управления военной разведки (ГУР) Украины Кирилл Буданов заявил 24 октября, что российская ядерная угроза оставалась на том же уровне еще до начала войны. Кремль также усилил свою ядерную риторику после военных неудач России в Харьковской области и во время украинских контрнаступлений в Лимане и на севере Херсонской области в начале октября. Кремль, вероятно, продолжал свои плохо завуалированные ядерные угрозы, чтобы отвлечься от своих военных и мобилизационных проблем и запугать западных партнеров Украины. [В Украине знают, что после нападения России в 2014 году, было прекращено обслуживание заводом-изготовителем МБР РС-36М “Днепр” (Сатана) “Южмаш”, срок службы последних образцов которых истек еще в 2009 году, а дальнейшая эксплуатация требовала обслуживания заводом-изготовителем и продления им срока службы. Окислитель, которым постоянно заполнены топливные баки ракеты, медленно разъедает их стенки. При обслуживании требовалось проверять отсутствие попадания воздуха в капсулу, в которой эти баки находятся, для предотвращения наружной коррозии. С уменьшением толщины стенки топливного бака в результате коррозии, при выбросе ракеты из шахты во время пуска, он может разрушиться так как потерял жесткость, в результате чего агрессивное вещество окислителя вызовет самовоспламенение и взрыв на месте пуска. Взамен в России была разработана ракета “Сармат”. Для постановки ее на вооружение, нужно выполнить с десяток успешных испытаний. Но пока выполнено только одно, в апреле текущего года. Вероятно, с вторжением РФ в Украину, чертежи ракет “Днепр” были переданы союзникам Украины, Соединенным Штатам, с указанием описанной выше проблемы. Вероятно, американцы поняли, что в случае начала ядерной войны, российские ракеты с континента просто не взлетят, подводный флот стратегических ракетоносителей РФ сильно уступает американскому по количеству, стратегические бомбардировщики, которые Россия использовала в войне с Украиной, хорошо видны на радарах издалека и могут быть легко сбиты. После этого, это можно было наблюдать в СМИ, США сильно изменили риторику по отношению к России, сделав ее намного жестче, – ZpTown].

Риторический сдвиг Кремля указывает на то, что высокопоставленные российские военачальники и кремлевские элементы, вероятно, в какой-то степени осознают огромные издержки из-за незначительной оперативной выгоды, которые Россия понесет в случае применения ядерного оружия против Украины или НАТО. Газета New York Times со ссылкой на высокопоставленных американских чиновников сообщила, что в середине октября высокопоставленные представители российского министерства обороны обсуждали условия применения ядерного оружия на фоне растущих ядерных нарративов. Сообщается, что в этой встрече Путин не участвовал. Незаконная аннексия Путиным 30 сентября четырех украинских областей, большая часть которых не оккупирована российскими войсками, вероятно, чрезмерно усложнила существующую российскую военную доктрину. Российская ядерная доктрина явно допускает применение ядерного оружия в ответ на «агрессию против Российской Федерации с применением обычных вооружений, когда само существование государства находится под угрозой», что Кремль предположительно может применить к украинским авансам в заявленной «российской» территории в Украине. Все нынешние линии фронта проходят в пределах территории, на которую претендует Россия, и Путин публично не определил, что теперь представляет собой нападение на российскую территорию. Возможно, что высокопоставленные российские военные чиновники в равной степени озадачены применением путинского приказа об аннексии к существующей военной доктрине. ISW ранее сообщал, что приказ Путина об аннексии, вероятно, был поляризующим вопросом, который вызвал раскол в Кремле, создав фракции сторонников войны и переговоров. Официальные лица США также отметили, что они не наблюдают никаких признаков того, что Россия переместила свое ядерное оружие или предприняла какие-либо подготовительные шаги для подготовки к удару.

Кремлевские телешоу до сих пор время от времени показывают ядерную угрозу, что является обычным явлением в российском ура-патриотическом внутреннем информационном пространстве. Например, председатель комитета Государственной думы России по обороне Андрей Картаполов кратко обсудил ядерные угрозы по российскому государственному телевидению 5 ноября, несмотря на общее смягчение нарратива Кремля. Российское государственное телевидение (вместе с некоторыми популистскими деятелями) ранее усиливало ядерные угрозы еще до осенних военных неудач России, и их риторические расцветы не следует ошибочно истолковывать как индикатор официальной позиции Кремля. Такие фигуры, как покойный российский ультранационалист, а затем лидер Либерально-демократической партии Владимир Жириновский, годами регулярно и нелепо угрожали ядерным оружием в российском государственном вещании, даже угрожая сбросить «маленькую» ядерную бомбу на резиденцию тогдашнего президента Украины Петра Порошенко в 2018 году. Российское милблогерское сообщество в основном не взаимодействовало с этими ядерными нарративами и продолжало критиковать это российское военное командование за его неудачи в обычных боях. Российские пропагандисты будут продолжать выдвигать эти угрозы, чтобы напомнить внутренней аудитории о мощи России на фоне явных военных неудач на передовой.

Кремль, вероятно, в частном порядке прояснил свою ядерную политику по деэскалации с Соединенными Штатами и их союзниками. Официальные лица США и их союзников сообщили, что советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан контактировал с советником Путина по внешней политике Юрием Ушаковым и секретарем Совета безопасности Николаем Патрушевым, пытаясь снизить риск применения ядерного оружия. Посол России в Великобритании Андрей Келин также отметил 26 октября, что министр обороны России Сергей Шойгу несколько раз звонил своим коллегам, как сообщается, заверяя их, что Россия не заинтересована в использовании ядерного оружия в войне. Китай мог также сыграть свою роль в оказании давления на Кремль, чтобы тот уменьшил свои ядерные угрозы. Председатель КНР Си Цзиньпин заявил 4 ноября, что «международное сообщество должно… совместно противостоять применению или угрозе применения ядерного оружия, выступать за неприменение ядерного оружия и ведение ядерных войн, чтобы предотвратить ядерный кризис в Евразия». Министр обороны Китая Вэй Фэнхэ, вероятно, выразил то же самое мнение Шойгу во время телефонного разговора 26 октября.

Кремль может в будущем использовать риторические методы балансирования на грани ядерной войны, чтобы побудить Соединенные Штаты и их союзников оказать давление на Украину для ведения переговоров; Кремль не сможет напрямую заставить Киев вести переговоры посредством ядерных угроз. ISW продолжает считать, что использование Россией ядерного оружия в Украине остается маловероятным и что Кремль в настоящее время предпринимает шаги по деэскалации своей ядерной риторики. Ядерные угрозы Кремля не смогли подорвать политическую и общественную волю Украины продолжать противостоять российскому вторжению. Как писал ISW 30 сентября, «Украина и ее международные покровители ясно дали понять, что не примут переговоров под дулом пистолета и не откажутся от суверенного права Украины на ее территории» и привержены возвращению всей оккупированной Россией территории и прекращению геноцидного вторжения России.

Ключевые моменты в продолжающихся боевых действиях 6 ноября:

  • Финансист группы «Вагнер» Евгений Пригожин 6 ноября подтвердил, что группа «Вагнер» создает в Курской и Белгородской областях учебные и управленческие центры для местных «народных ополченцев».
  • Российские блогеры распространили сообщения о том, что российская 155-я бригада морской пехоты понесла серьезные потери во время недавнего наступления на Павловку Донецкой области.
  • Российские источники утверждали, что украинские войска продолжали контрнаступательные операции в направлении Сватово и Кременная.
  • Источники в российской оппозиции сообщали, что в результате артиллерийских обстрелов со стороны Украины возле Макеевки Луганской области за один день могло быть убито до 500 российских мобилизованных военнослужащих.
  • Российские войска продолжали занимать оборонительные позиции на западном (правом) берегу Днепра в Херсонской области. Украинские силы продолжили кампанию по блокированию российской логистики в Херсонской области.
  • Российские войска провели наземные атаки в районе Бахмута, Авдеевки и Угледара. Российские источники утверждали, что российские войска прорвали украинскую оборону возле Бахмута, добились незначительных успехов к югу от Авдеевки и остались на колах возле Павловки в западной части Донецкой области.
  • Украинские специалисты отремонтировали две внешние линии электропередач к Запорожской атомной электростанции (ЗАЭС) 5 ноября, возобновив подачу электроэнергии на ЗАЭС после того, как 3 ноября обстрел обесточил объект.
  • Российские оккупационные власти продолжали ссылаться на угрозу украинского удара по Каховской ГЭС, чтобы оправдать продолжающееся насильственное переселение мирных жителей в Херсонской области.
  • Российские оккупационные власти продолжали насильно вывозить украинских детей из оккупированной Украины в Россию под видом «отпускных» схем.
  • Российские силы продолжали бороться с внутренним сопротивлением и плохим обеспечением текущих усилий по мобилизации.
  • Институт изучения войны (ISW), США

    Ранее:
    Анализ боевых действий в Украине, контрнаступления ВСУ и усилий по мобилизации в России за минувшие сутки 05.11.2022: ISW

    Залишити відповідь

    Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

    two × one =