армия дронов

Успехи дронов на войне в Украине ускорили долгожданную технологическую тенденцию, которая вскоре может вывести на поле боя первых в мире полностью автономных боевых роботов, открыв новую эру войн, ранее представленную в фантастических фильмах.

По словам военных аналитиков, комбатантов и исследователей искусственного интеллекта, пишет Associated Press, чем дольше длится война, тем больше вероятность того, что дроны будут использоваться для полностью автономной работы: идентификации, выбора и атаки целей в автоматическом режиме.

Это означало бы революцию в военных технологиях, столь же глубокую, как появление пулемета. Украина уже имеет полуавтономные ударные беспилотники и средства борьбы с беспилотниками, оснащенные искусственным интеллектом. Россия также утверждает, что обладает оружием с искусственным интеллектом, хотя эти утверждения бездоказательны. Но нет подтвержденных случаев, когда та или иная нация вводила в боевые действия роботов, которые убивали полностью сами по себе. Эксперты говорят, что это может быть лишь вопросом времени, когда Россия или Украина или обе страны развернут их в этой войне.

«Многие штаты разрабатывают эту технологию», — сказал американец Закари Калленборн, аналитик по инновациям в области вооружений из Университета Джорджа Мейсона. «Очевидно, что это не так уж и сложно».

Чувство неизбежности распространяется и на активистов, которые годами пытались запретить дроны-убийцы, но теперь считают, что должны довольствоваться попыткой ограничить использование оружия в наступательных целях.

Министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров согласен с тем, что полностью автономные дроны-убийцы являются «логичным и неизбежным следующим шагом» в разработке вооружений. Он сказал, что Украина проводит «много исследований и разработок в этом направлении».

«Я думаю, что потенциал для этого велик в ближайшие шесть месяцев», — сказал Федоров в недавнем интервью Associated Press.

Украинский подполковник Ярослав Гончар, соучредитель некоммерческой организации «Аэророзвидка», занимающейся инновационными боевыми беспилотниками, сказал в недавнем интервью недалеко от фронта, что люди-бойцы просто не могут обрабатывать информацию и принимать решения так же быстро, как машины.

По его словам, украинское военное руководство в настоящее время запрещает использование полностью автономного смертоносного оружия, хотя это может измениться.

«Мы еще не пересекли эту черту — и я говорю «пока», потому что не знаю, что произойдет в будущем». — сказал Гончар, чья группа возглавила разработку беспилотных летательных аппаратов в Украине, превратив дешевые коммерческие беспилотники в смертоносное оружие.

Россия может получить автономный ИИ в Иране или где-либо еще. Взрывные беспилотники дальнего радиуса действия Shahed-136, поставленные Ираном, вывели из строя украинские электростанции и терроризировали гражданское население, но они не особенно умны. В арсенале Ирана есть и другие беспилотники, которые, по его словам, оснащены ИИ.

По словам их западных производителей, Украина без особых проблем может сделать свои полуавтономные вооруженные беспилотники полностью независимыми, чтобы лучше выдерживать помехи на поле боя.

Эти дроны включают в себя произведенный в США Switchblade 600 и польский Warmate, которые в настоящее время требуют, чтобы человек выбирал цели по прямой видеотрансляции. ИИ заканчивает работу. Беспилотники, технически известные как «барражирующие боеприпасы», могут в течение нескольких минут зависать над целью, ожидая возможности точного удара.

«Технология для достижения полностью автономной миссии с помощью Switchblade уже существует сегодня», — сказал Вахид Наваби, генеральный директор AeroVironment, его создателя. Для этого потребуется изменение политики — исключение человека из процесса принятия решений — что, по его оценкам, произойдет через три года.

Дроны уже могут распознавать цели, такие как бронетехника, с помощью каталогизированных изображений. Но существуют разногласия по поводу того, достаточно ли надежна технология, чтобы машины не ошибались и не уносили жизни мирных жителей. Например, как ИИ сможет отличить трофейную технику от вражеской, имеющие одинаковый вид?

AP спросило у министерства обороны Украины и России, применяли ли они автономное оружие в наступательных целях — и согласятся ли они не использовать его, если другая сторона согласится на это. Никто не ответил.

Если бы какая-либо из сторон пошла в атаку с полным ИИ, она могла бы даже не быть первой.

В неубедительном отчете ООН предполагалось, что роботы-убийцы дебютировали в междоусобном конфликте в Ливии в 2020 году, когда беспилотники Kargu-2 турецкого производства в полностью автоматическом режиме уничтожили неустановленное количество комбатантов.

Представитель производителя STM заявил, что отчет основан на «спекулятивной, непроверенной» информации и «не должен восприниматься всерьез». Он сказал АР, что «Каргу-2» не может атаковать цель, пока ему не скажет об этом оператор.

Полностью автономный ИИ уже помогает защищать Украину. Компания Fortem Technologies из Юты поставила украинским военным системы для охоты на дронов, которые сочетают в себе небольшие радары и беспилотные летательные аппараты с искусственным интеллектом (ИИ). Радары предназначены для идентификации вражеских дронов, которые БПЛА затем выводят из строя, стреляя по ним сетями — и все это без помощи человека.

Количество дронов с искусственным интеллектом продолжает расти. Израиль экспортирует их на протяжении десятилетий. Его уничтожающая радар Гарпия может зависать над радаром ПВО до девяти часов, ожидая, пока он включится.

Другие примеры включают в себя пекинский беспилотный боевой вертолет Blowfish-3 . Россия работает над созданием подводного беспилотника с ядерной боеголовкой под названием «Посейдон». Голландцы в настоящее время испытывают наземного робота с пулеметом 50-го калибра.

Гончар считает, что Россия, чьи нападения на украинское гражданское население мало учитывают международное право, уже использовала бы смертоносные автономные беспилотники, если бы они были у Кремля.

«Я не думаю, что у них возникнут какие-либо сомнения», — согласился Адам Бартосевич, вице-президент WB Group, производящей Warmate.

ИИ является приоритетом для России. Президент Владимир Путин заявил в 2017 году, что тот, кто доминирует в этой технологии, будет править миром. В своем выступлении 21 декабря он выразил уверенность в способности российской военной промышленности внедрить ИИ в боевые машины, подчеркнув, что «самые эффективные системы вооружения — это те, которые работают быстро и практически в автоматическом режиме».

Российские официальные лица уже заявляют, что их беспилотник Lancet может работать с полной автономией.

«Нелегко будет узнать, пересечет ли Россия эту черту и когда, — сказал Грегори К. Аллен, бывший директор по стратегии и политике Объединенного центра искусственного интеллекта Пентагона.

Переключение беспилотника с дистанционного управления на полную автономию может быть незаметным. По словам Аллена, на сегодняшний день дроны, способные работать в обоих режимах, работают лучше, когда их пилотирует человек.

Технология не особенно сложна, сказал профессор Калифорнийского университета в Беркли Стюарт Рассел, ведущий исследователь ИИ. В середине 2010-х годов опрошенные им коллеги согласились с тем, что аспиранты могут за один семестр создать автономный дрон, «способный найти и убить человека, скажем, внутри здания», — сказал он.

Попытки установить международные основные правила для военных беспилотников до сих пор не увенчались успехом. Девять лет неофициальных переговоров Организации Объединенных Наций в Женеве не увенчались успехом, и крупные державы, включая США и Россию, выступили против запрета. Последняя сессия в декабре закончилась без запланированного нового раунда.

Политики из Вашингтона заявляют, что не согласятся на запрет, потому что конкуренты, разрабатывающие дроны, не могут быть уверены в этичности их использования.

Тоби Уолш, австралийский ученый, который, как и Рассел, ведет кампанию против роботов-убийц, надеется достичь консенсуса по некоторым ограничениям, включая запрет на системы, использующие распознавание лиц и другие данные для идентификации или нападения на отдельных лиц или категории людей.

«Если мы не будем осторожны, они будут распространяться гораздо легче, чем ядерное оружие», — сказал Уолш, автор книги «Машины ведут себя плохо». «Если вы можете заставить робота убить одного человека, вы можете заставить его убить тысячу людей».

Ученые также обеспокоены тем, что террористы используют оружие ИИ . В одном из пугающих сценариев американские военные тратят сотни миллионов долларов на написание кода для беспилотных летательных аппаратов-убийц. Затем его крадут и копируют, фактически давая террористам такое же оружие.

На сегодняшний день Пентагон не дал четкого определения «автономного оружия с искусственным интеллектом» и не разрешил ни одного такого оружия для использования американскими войсками, сказал Аллен, бывший сотрудник министерства обороны. Любая предлагаемая система должна быть одобрена председателем Объединенного комитета начальников штабов и двумя заместителями.

Это не мешает разработке оружия в США. Проекты осуществляются в Агентстве перспективных исследовательских проектов Министерства обороны, в военных лабораториях, академических учреждениях и в частном секторе.

Пентагон сделал упор на использование ИИ для усиления человеческих воинов. ВВС изучают способы объединения пилотов с ведомыми беспилотниками. Сторонник этой идеи, бывший заместитель министра обороны Роберт О. Уорк, заявил в отчете в прошлом месяце, что «было бы безумием не перейти к автономной системе» после того, как системы с поддержкой ИИ превзойдут людей — порог, который, по его словам, был преодолен в 2015 году, когда компьютерное зрение превзошло человеческое.

Людей уже вытеснили в некоторые защитные системы. Израильскому противоракетному щиту «Железный купол» разрешено открывать огонь автоматически, хотя, как говорят, за ним следит человек, который может вмешаться, если система нацелится на неправильную цель.

По словам Калленборна, исследователя Джорджа Мейсона, несколько стран и каждое подразделение вооруженных сил США разрабатывают беспилотники, которые могут атаковать смертоносными синхронизированными роями.

Так станут ли будущие войны борьбой до последнего дрона?

Это то, что Путин предсказывал в 2017 году в телевизионной беседе со студентами-инженерами: «Когда дроны одной стороны будут уничтожены дронами другой, у нее не будет другого выбора, кроме как сдаться».

Источник

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

17 − 12 =