Великобритания активно подталкивает администрацию Байдена к предоставлению Украине оружия, которое может проникнуть на всю территорию, удерживаемую Россией.
Великобритания, которая гордится тем, что опередила своих западных союзников в поставке Украине новых систем вооружений, теперь, похоже, готова отправить Киеву ракеты большой дальности, в которых администрация Байдена долгое время отказывала ей, пишет The Washington Post.
В объявлении о закупках, опубликованном 2 мая возглавляемым Великобританией Международным фондом для Украины, группой стран Северной Европы, которая создала механизм отправки оружия на поле боя, министерство обороны Соединенного Королевства попросило «выразить заинтересованность» в предоставлении ударных возможностях с дальностью до 300 километров. Уведомление требовало ответа в течение трех дней.
Окончательное решение принято не было, по словам британского чиновника, который отказался подтвердить тип, сроки или количество рассматриваемого оружия. Но уведомление является существенным шагом к тому, чтобы сама Великобритания поставляла такие боеприпасы, а запрошенные характеристики и возможности близко соответствуют ее крылатым ракетам воздушного базирования Storm Shadow.
Украина давно просила западные страны предоставить ракеты большей дальности, утверждая, что такое оружие может изменить ход войны, позволив ее силам нацеливаться на российские командные центры, линии снабжения, склады боеприпасов и горючего в глубине Крыма и удерживаемую Россией территорию на востоке страны. Поскольку Киев готовится начать крупное контрнаступление уже в ближайшие несколько недель, способность нанести удар далеко за линией фронта России поможет расчистить путь для наземного наступления с применением танков и пехоты.
Высокопоставленные украинские чиновники опасаются, что планируемое контрнаступление может не оправдать шумихи.
Storm Shadows можно установить на украинские самолеты советского производства и добраться до территории России. Киев давно искал эту возможность и пытался развеять опасения Запада по поводу эскалации, обещая воздерживаться от использования пожертвованного оружия в таких атаках.
«Если бы мы могли нанести удар на расстоянии до 300 километров, российская армия не смогла бы обеспечить оборону и была бы вынуждена проиграть», — заявил в начале этого года Европейскому союзу министр обороны Украины Алексей Резников. «Украина готова предоставить любые гарантии того, что ваше оружие не будет задействовано в нападениях на территорию России».
Москва обвинила Киев в том, что он адаптировал беспилотники для использования на дальних дистанциях во время спорадических атак в глубине России. Киев не взял на себя ответственность ни за одну из атак, но заявил о своем праве поражать внутренние объекты России из собственного оружия. Украина также опровергла заявление Кремля о покушении на Путина с помощью беспилотника.
Обеспокоенность тем, что Украина запустит ракеты по целям в России, является ключевой причиной, по которой Запад неоднократно отклонял просьбы Украины о поставках американских боеприпасов большой дальности.
Соединенные Штаты предоставили высокоточные реактивные системы залпового огня, в том числе высокомобильную артиллерийскую ракетную систему или HIMARS, но только с боеприпасами, дальность действия которых ограничена примерно 80 километрами. В пакете вооружений, о котором было объявлено ранее в этом году, Пентагон заявил, что отправит Украине бомбы наземного базирования малого диаметра (GLSDB) с удвоенной дальностью полета. Они также могут быть запущены из HIMARS, но поставка ожидается не раньше конца этого года.
HIMARS также имеет возможность запускать армейскую тактическую ракетную систему или ATACMS, боеприпас с дальностью действия, равной 300 километрам, такой же, как Storm Shadow. Но администрация Байдена упорно отвергает призывы Украины к этому оружию, а официальные лица Пентагона, помимо опасений эскалации конфликта, ссылаются на нехватку запасов в арсеналах США.
Премьер-министр Великобритании Риши Сунак отверг разговоры благотворителей Украины об истощении их запасов. «Если в этом конфликте есть момент, который мы можем изменить, почему бы им не воспользоваться? Чего мы ждем?” — спросил он у европейских союзников на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале. «Какова цель этих запасов? Если оружие ослабляет российские вооруженные силы, это повышает нашу безопасность».