путин

Когда Владимир Путин, наконец, заговорил о худшем теракте, поразившем Россию за последние 20 лет, он отмахнулся от вопиющей неспособности его органов безопасности предотвратить нападение, в результате которого погибло по меньшей мере 133 человека, несмотря на четкое предупреждение со стороны Соединенных Штатов от 7 марта в Москве может быть неизбежным.

Он также не упомянул об «Исламском государстве», которое взяло на себя ответственность за нападение на концертный зал «Крокус Сити» в пятницу и которое Путин неоднократно называл врагом на протяжении всей длительной военной интервенции России в Сирии. Семь лет назад, в 2017 году Путин объявил о победе над Исламским государством, также известным как ИГИЛ.

Вместо этого Путин использовал свое пятиминутное телеобращение в субботу, чтобы подчеркнуть, что четверо непосредственных преступников «двигались в сторону Украины», когда их задержали, и что «с украинской стороны для них было подготовлено окно для пересечения государственной границы». Он не обвинил напрямую Украину, которая отрицает свою причастность, но ссылка на «нацистов» — его обычный ярлык для украинского правительства — ясно дала понять, что он обвиняет Киев. В то же время, Путин подставил под медийный удар главу ФСБ Бортникова, ведь российские пограничники, которые подчиняются Федеральной службе безопасности, являются частью этого окна с российской стороны.

Но ужасные видео, на которых нападавшие из автоматического оружия хладнокровно убивают невинных посетителей концерта и поджигают одно из самых популярных развлекательных заведений российской столицы, разрушили усилия Путина представить Россию как сильную, единую и устойчивую.

Удар произошел всего через пять дней после его триумфального заявления о новом шестилетнем сроке на так называемых “выборах”, которые жестко контролировались Кремлем и широко осуждались за рубежом как не соответствующие демократическим стандартам. Путин используя нарисованные результаты фиктивных выборов, чтобы представить их как огромную общественную поддержку своей политики.

Несмотря на риторику Путина, стремящегося обвинить Украину, аналитики, бывшие сотрудники службы безопасности США и члены российской элиты заявили, что это нападение подчеркнуло уязвимость путинского режима военного времени, что также было очевидно, когда Евгений Пригожин возглавил своих наемников Вагнера в коротком мятеже с целью свергнуть верховную власть. И теракт в «Крокус Сити» и марш Пригожина показали, что российская столица не защищена и уязвима для атак.

«В таких критических ситуациях режим показывает свою слабость, как это было во время мятежа Пригожина», — сказал Андрей Колесников, старший научный сотрудник Российского Евразийского центра Карнеги.

Хотя Пригожин отказался от восстания, ущерб был очевиден. Затем, как и во время событий в эти выходные, Путин не появлялся несколько часов, собираясь с духом, прежде чем, наконец, обратился к нации.

«В трудные моменты Путин всегда исчезает», — сказал Колесников.

Всего за три дня до нападения на «Крокус Сити» Путин назвал предупреждение США о потенциальной неизбежной террористической атаке «открытым шантажом» и «попыткой запугать и дестабилизировать наше общество».

Но, учитывая его авторитарный контроль над властью и практическое отсутствие желающих бросить ему вызов, российский лидер вряд ли столкнется с какой-либо критикой или последствиями за неспособность отнестись к предупреждению более серьезно.

Когда в прошлом Россия подвергалась террористическим атакам, Путин часто обвинял Запад в их разжигании, особенно после захвата школы в Беслане в 2004 году, в результате которого погибло более 330 заложников. Затем он заявил, что нападение было спланировано теми, кто хотел ослабить Россию и было направлено на ее «распад».

Аналитики полагают, что российский лидер почти наверняка попытается сделать то же самое и на этот раз. Ведущий кремлевский пропагандист Маргарита Симоньян, глава государственной телекомпании RT, уже заявила в субботу, что предупреждение американцев перед нападением указывает на то, что они были участниками его подготовки.

Бывшие официальные лица и аналитики США заявили, что риторика, обвиняющая Украину и коллективный Запад, скорее всего, продолжится и может привести к дальнейшим репрессиям, поскольку Путин стремится мобилизовать свою страну на затяжную войну.

Другие заявили, что кровопролитие вызвало жуткие отголоски эпохи, которая, по мнению Путина, давно позади — во время его первых двух президентских сроков в 2000-х годах, когда Россия была потрясена смертоносными террористическими атаками, которые он позже использовал для оправдания жесткой реакции со стороны военных и служб безопасности и укрепил свое правление.

Они указали на очевидное отсутствие должной безопасности в «Крокус Сити», огромном развлекательном и торговом центре на окраине Москвы, несмотря на предупреждение правительства США.

«Крокус Сити» — гигантское место со множеством концертных залов», — сказал один из московских бизнесменов, отметив, что здание правительства Московской области находится неподалеку. «Должна была быть серьезная охрана и должно было быть много полиции».

«На крупных публичных мероприятиях отсутствует ответственность за безопасность», — заявил бизнесмен на условиях анонимности, опасаясь возмездия. «Почти то же самое произошло 20 лет назад во время захвата театра «Норд-Ост», и с тех пор ничего не изменилось», — сказал он, имея в виду кризис с заложниками в 2002 году, в результате которого погибло более 115 человек после того, как чеченские террористы захватили театр в центре Москвы.

Российский ученый, имеющий тесные связи с высокопоставленными московскими дипломатами, предложил аналогичную оценку неспособности России предотвратить нападение в пятницу вечером. “Очевидно, что мы будем искать отпечатки пальцев украинцев и, возможно, западных спецслужб”, – сказал ученый на условиях анонимности, поскольку режим Путина часто мстит критикам. «Но, вероятно, любое расследование обнаружит провалы наших служб безопасности».

Службы безопасности России вложили огромные ресурсы в отслеживание перемещений противников режима Путина, используя технологию распознавания лиц для отслеживания и допроса тех, кто участвовал в недавнем протесте против выборов Путина или кто возложил цветы в честь Алексея Навального, лидера оппозиции, который умер в тюрьме в прошлом месяце.

Но обеспечение адекватной безопасности граждан от угроз, исходящих от известных террористических групп, по-видимому, выпало из списка приоритетов, говорят аналитики, несмотря на то, что страна постоянно сталкивалась с террористическими атаками на протяжении многих лет, в том числе с двумя, заявленными или приписываемыми Исламскому государству в 2019 году.

Ранее в этом месяце Федеральная служба безопасности России (ФСБ) заявила, что предотвратила готовившееся Исламским государством нападение на синагогу в на юго-западе Москвы и «нейтрализовала» неизвестное количество боевиков группировки во время рейда в Калужской области. Позже Казахстан подтвердил, что в ходе рейда были убиты двое его граждан.

В прошлом году агентство ТАСС сообщило, что ФСБ ликвидировала еще двух боевиков «Исламского государства», планировавших нападение на химический объект в Калуге.

«Везде есть ощущение, что мы живем в полицейском государстве, которое внимательно следит за каждым гражданином», — сказал Колесников. «Людей сейчас часто останавливают и проверяют на входе в метро. В аэропортах безопасность стала намного жестче. Действительно, возникает вопрос, как такое вообще могло произойти».

Другие заявили, что провалы российской системы безопасности не являются исключением, а являются нормой.

«Если только это не действительно громкое публичное мероприятие, такое как Олимпийские игры, или в котором участвует Путин… российская защита в отношении серьезной безопасности всегда ослаблена», — сказал один бывший высокопоставленный сотрудник американской разведки, пожелавший остаться анонимным для обсуждения деликатных вопросов. «Вам действительно нужна сложная система, ориентированная на такого рода угрозы, и они были сосредоточены в других местах».

Во время своего телеобращения в субботу Путин не ответил на оценку американских чиновников, которые заявили, что «нет оснований сомневаться» в заявлении об ответственности отделения Исламского государства, базирующегося в Афганистане.

Однако российские государственные СМИ опубликовали кадры допроса как минимум двух предполагаемых нападавших, в том числе один, на котором подозреваемый говорил на таджикском языке, языке Таджикистана, страны Центральной Азии, граничащей с Афганистаном.

Бывшие официальные лица США заявили, что потенциальная террористическая угроза, исходящая из Центральной Азии, стала слепым пятном для путинского режима, в то время как он сосредоточился на преследовании политических врагов в России и на угрозах, возникающих в результате вторжения Путина в Украину, включая удары беспилотников и трансграничные нападения.

«Они не уделяют приоритетного внимания угрозе со стороны ИГИЛ, которая включает в себя многих выходцев из Центральной Азии», — сказал Дуглас Лондон, бывший старший офицер ЦРУ, специализирующийся на борьбе с терроризмом и Центральной Азии и работающий адъюнкт-профессором в Школе дипломатической службы Джорджтаунского университета. «Тысячи жителей Центральной Азии присоединились к Исламскому государству, и многие вернулись из Сирии и Ирака после потери халифата. Многие из них дослужились до очень высоких должностей и пришли из армии, полиции или спецслужб ряда государств Центральной Азии».

«Центральноазиатский элемент ИГИЛ всегда был нацелен на Россию», — добавил Лондон. «Я не думаю, что российская разведка испытала шок или удивление по поводу этой проблемы. Это просто не было достаточно важным вопросом в их повестке дня».

  • По материалам The Washington Post
  • Залишити відповідь

    Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

    three × 3 =