Голосование под дулом автомата

Даже после «референдума» о включении Запорожской области в состав России и ее аннексии, оккупанты в своих «правоустанавливающих» документах продолжали считать оккупированный регион неполным.

Согласно российскому законодательству (Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации»), для признания референдума состоявшимся требуется, чтобы в голосовании приняло участие не менее 50% зарегистрированных избирателей (статья 6). Если явка превышает этот порог, референдум считается действительным, а его результаты — легитимными с точки зрения российского права, при условии, что большинство проголосовавших (50% + 1 голос) поддержали предложенный вопрос.

В случае «референдума» в Запорожской области, проведенного оккупантами в 2022 году, российские власти и подконтрольные им администрации заявляли о высокой явке. Например, по данным председателя оккупационной избирательной комиссии Запорожской области Галины Катющенко, явка составила 462 109 человек (85,4% от списочного числа избирателей), а число участников «референдума», включённых в списки, составило 541 093 человека (93,11% от списочного количества избирателей), который поддержали вхождение Запорожской области в состав России. Эти цифры, по утверждению российских источников, превышают необходимый порог в 50% явки, что формально позволяет считать референдум состоявшимся с точки зрения российских законов. Следует иметь в виду, что число избирателей во всей Запорожской области на начало 2022 года (до полномасштабного вторжения) составляло 1,2 – 1,3 миллиона человек, что автоматически делает результаты «референдума» относительно требования российским диктатором Путиным о включении всей Запорожской области в состав России, не соответствующим российскому закону № 6-ФКЗ, требующими 50%+1 голос (не менее 601 тысячи голосов).

Особенности ситуации в Запорожской области.

Ориентировочно, на начало 2022 года (до полномасштабного вторжения России в Украину), в Запорожской области насчитывалось около 1,2-1,3 миллиона человек избирательного возраста. Распределялись по районам они примерно так (речь идет о пяти районах, образованных в результате административно-территориальной реформы 2020 года):

1. Запорожский район, включая город Запорожье – 600 тыс. человек;
2. Мелитопольский район, включая Мелитополь – 210 тысяч человек;
3. Бердянский район, включая Бердянск – 130 тыс. человек;
4. Васильевский район, включая Васильевку – 145 тыс. человек;
5. Пологовский район, включая Пологи – 135 тыс. человек.

На момент проведения Россией незаконного референдума на территории Запорожской области 23-27 сентября 2022 года, были полностью оккупированы Мелитопольский и Бердянский районы и частично Васильевский и Пологовский с их административными центрами. Известно, что заход российских оккупационных войск в Запорожскую область вызвал массовое бегство жителей тех мест, куда ступила «нога русского солдата» на север области, в другие районы Украины и за рубежи страны. Все эти факты свидетельствуют о том, что на территории оккупированной Запорожской области, где проводился «референдум» не было большинства, предусмотренного упомянутым законом. Впрочем, из приведенного списка примерного числа избирателей по районам, видно, что только Запорожский район вместе с Запорожьем, ни единой части которого никогда не было оккупировано набирает 600 тыс. избирателей против 620-ти в оставшихся. Однако, никогда также не были оккупированы такие крупные населенные пункты Орехов (около 11 тыс. избирателей на начало 2022года), Гуляйполе (около 10 тыс. избирателей на начало 2022 года) (оба Пологовский район), кроме того достаточно большое количество населенных пунктов Васильевского и Пологовского районов насчитывали еще не менее 30 тыс. избирателей.

По информации тогдашнего заместителя председателя Запорожской областной государственной администрации (Украина) Евгения Мироненко, которую он сообщил в эфире Украинского радио 20 апреля 2024 года, на территории Запорожской области на тот момент было зарегистрировано 228,5 тысяч внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), в том числе более 80% (более 182,5 тыс.) ВПЛ, которые переместились с внутренней территории Запорожской области. В 2022 году таких, конечно, было меньше, но всё равно их было много. Среди ВПЛ около 80 процентов (146 тыс.) – лица, обладавшие избирательным правом.

Таким образом, на момент «референдума» на контролируемой тогда Украиной территории было около 797 тыс. лиц, обладающих избирательным правом, а тех, кто якобы участвовал в «референдуме», организованном оккупантами (оставшихся в оккупации) – не более 350-400 тысяч. В соответствии с упомянутым законом, число принявших участие намного меньше требуемых 50%+1 голос. По данным тогдашнего украинского главы Запорожской областной военной администрации Александра Старуха, 65% населения области находилось на подконтрольной Украине территории, а на оккупированных территориях оставалось лишь около 35% жителей. Следует учесть, что «понаехавшие», бравшие участие в этом «шоу», как известно, не считаются, так как не являются представителями данной территории.

Следует отметить, что российское законодательство не делает обязательным проведение референдума для включение территории в состав РФ. Может быть достаточно подписание международного договора первыми лицами РФ и территорий, претендующих на вступление в состав Российской Федерации. Однако, легитимным первым лицом в Запорожской области на тот момент был Александр Старух, который, естественно, не подписывал такой договор с Путиным. Евгений Балицкий, организовавший «референдум» 27-29 сентября 2022 года вошел 12 марта 2022, года в состав военно-гражданской администрации Запорожской области.

Согласно указу Балицкого от 3 марта 2023 года № 20-у (намного позже проведенного «референдума» и аннексии Запорожской области (30 сентября 2022 г.) были созданы 16 муниципальных образований: 3 городских и 13 муниципальных округов в границах соответственно городов областного значения и районов, в которые не вошли не оккупированные территории.

Согласно указу в состав оккупированной Запорожской области вошли: Акимовский р-н с административным центром пгт Акимовка, Бердянский район с админцентром г. Бердянск, Васильевский р-н (г.Васильевка), Весёловский р-н (пгт Весёлое), Каменско-Днепровский р-н (г. Каменка-Днепровская), Куйбышевский р-н (пгт Куйбышево), Мелитопольский р-н (г.Мелитополь), Михайловский р-н (пгт Михайловка), Пологовский р-н (г.Пологи), Приазовский р-н (пгт Приазовское), Приморский р-н (г. Приморск), Токмакский р-н (г.Токмак), Черниговский р-н (пгт Черниговка). Также указ Балицкого обозначил города областного значения: Энергодар, Бердянск и Мелитополь, а административным центром оккупированной Запорожской области назначался Мелитополь (в указ включены названия районов, какими они были до административно-территориальной реформы).

Районы Запорожской области до и после административно-территориальной реформы 2020 года
Районы Запорожской области до и после административно-территориальной реформы 2020 года.

Указана численность населения новых районов (количество лиц, обладающих избирательным правом, примерно 80 процентов от этой численности).

Как видно, упоминания о городе Запорожье, Запорожском и ряде других районов нет речи в указе Балицкого, что косвенно указывает на то, эти территории не были объектами «референдума».

Серьёзные вопросы о легитимности референдума возникают не только с точки зрения Международного права (проведение голосования на насильно захваченных территориях), но даже в рамках российских законов, по следующим причинам:

Неполный контроль территории: Россия контролировала лишь южную и центральную части Запорожской области, но не административный центр — город Запорожье, где проживает значительная часть населения области и находятся временно-перемещенные лица с юга и центра региона. По данным тогдашнего главы Запорожской областной военной администрации Александра Старуха, 65% населения области находилось на подконтрольной Украине территории, а на оккупированных территориях оставалось лишь около 35% жителей. Это означает, что значительная часть потенциальных избирателей не могла участвовать в голосовании, так как находилась вне зоны контроля российских властей. Явки 50%+1 не могло быть и «референдум» должен был считаться не состоявшимся.

Беженцы и перемещённые лица: В 2022 году из-за боевых действий многие жители южных районов Запорожской области (например, Мелитополя, Бердянска, Васильевки, Полог и других оккупированных территорий) покинули свои дома и переехали либо в Запорожье, либо в другие регионы Украины, либо за границу. Российские власти организовали голосование для беженцев из Запорожской области на территории России, а также в «ДНР», «ЛНР» и оккупированной Херсонской области. Например, по данным российских источников, более 12 тысяч человек проголосовали за пределами региона, а в России за вхождение Запорожской области в состав РФ проголосовали 38 762 человека (97,81%) на участках в РФ. Однако точное число беженцев и их идентификация остаются неясными, и нет достоверных данных о том, как составлялись списки избирателей и учитывались ли все жители области, включая тех, кто покинул регион, учитывались ли для увеличения количества голосов гражданские и военные оккупанты – россияне, находившиеся в это время на оккупированной территории.

Составление списков избирателей: Российские власти утверждали, что списки избирателей формировались на основе данных, собранных на оккупированных территориях, но не уточняли, как учитывалось население, находящееся вне их контроля (например, в Запорожье). По украинским данным, Россия не располагала полной информацией о численности населения на оккупированных территориях (все реестры были для них недоступны), что ставит под сомнение точность списков избирателей. Кроме того, есть сообщения о принуждении к голосованию, включая угрозы депортацией или мобилизацией (это противоречит даже российским законам, утверждающим, что голосования должны иметь свободное волеизъявление), а также о фальсификациях, таких как подсчёт голосов выехавших жителей или привлечение людей из других регионов (например, Крыма или Ростовской области) для создания видимости массового участия.

Международные наблюдатели и украинские власти указывали на многочисленные нарушения, включая непрозрачность процесса, отсутствие независимого контроля и принуждение к голосованию. Например, украинская сторона отмечала, что оккупанты считали голоса даже тех, кто покинул регион, а в некоторых случаях одного человека заставляли голосовать за всю семью. По данным закрытых опросов, проведённых по заказу российских властей в июле 2022 года, только 30% жителей оккупированных территорий Запорожской области поддерживали присоединение к России, что контрастирует с официально заявленными 93,11%. Это указывает на возможные административные методы для достижения желаемых результатов.

С точки зрения российских законов, референдум в Запорожской области в 2022 году был признан состоявшимся, так как заявленная явка (85,4%) превысила требуемый порог в 50%+1. Однако ситуация осложняется тем, что Россия не контролировала значительную часть области, включая город Запорожье и Запорожский район, где проживает большинство населения, а многие жители покинули оккупированные территории. Кроме того, указ о составе Запорожской области, подконтрольной оккупационной администрации, изданный через полгода после «референдума» и аннексии Запорожской области Российской Федерации, не включал в себя город Запорожье, Запорожский, Ореховский, Вольнянский, Новониколаевский районы.

Это делает формирование списков избирателей и подсчёт голосов крайне проблематичным. Кроме того, международное сообщество и Украина считают референдум незаконным, указывая на фальсификации, принуждение и нарушение норм международного права. Таким образом, хотя формально референдум записали как соответствующий российским правовым требованиям, его легитимность подрывается отсутствием контроля над всей территорией, неполной репрезентацией населения и сообщениями о нарушениях. Впрочем, даже с точки зрения законодательства Росси, результаты референдума и требования Путина о включении всей Запорожской области в состав России являются незаконными.

Читайте также:
Кто легитимнее, Путин или Зеленский? Вот что говорят об этом китайский и американский искусственные интеллекты