Как-то известный русский писатель Ф.И. Тютчев написал: «Русская история до Петра Великого – одна панихида. После Петра – одно уголовное дело». Примерно то же самое можно говорить о подаче украинской истории: были славные времена вольного запорожского казачества, а далее о жизни на запорожских землях говорится как о перманентной трагедии.


Но были ли запорожские казаки героями, как об этом говорят современные украинские историки, пытающиеся политизировать свою науку и воспеть казачество?

Из современных учебников истории Украины нам известно, что запорожские казаки – славное племя – держали в «черном теле» как крымское ханство, так и поляков, защищая тем самым свои и московские земли. Пополнялись ряды казаков из беглых арестантов и крепостных.

Так ли это на самом деле?

Казацкое пиратство.

Для многих может стать откровением тот факт, что одним из самых прибыльных промыслов запорожских казаков было …пиратство.

Первое упоминание о запорожских казаках как о корсарах зафиксировано в источниках 1492 года, где говорилось об их нападении на татарский купеческий корабль.

Легенды народов, населявших в те времена территории Крыма и Молдавии, пестрят рассказами о жестокости и коварстве казаков, о том, что после набегов «славных запорожцев», были опустошены целые селения.

Французский писатель Проспер Мериме называл наш край «республикой отважных пиратов». Более точно охарактеризовал казаков Луи Бретон в «Общей истории турецких войн»: «Это люди, что выросли в труде как скифы, закаленные всякими напастями, как гунны, способные к войне, как готы, загорелые на солнце, как индейцы, жестокие, как сарматы. Львы в преследовании врага, похожие на турков в коварстве, подобны скифам в злости, они христиане по вере». Похоже, казаков Бретон представил наравне со многими известными его современникам дикими племенами. Отличие лишь в том, что большинство дикарей тогда были язычниками, а казаки уже обращены в христианскую веру.

Интересно, что не чурались казаки и набегами на единоверную Московию времен Великой Смуты: когда речь заходила о крупной добыче, каноны вероисповедания отодвигались в сторону. Тем не менее, церковь на Сечи действовала.

А.М. Костомаров описывает случай, иллюстрирующий асоциальное и жесткое поведение запорожских казаков. После официального приема у шведского короля, как тогда было заведено, был назначен банкет. Наши земляки на том банкете напились и начали «тырить» царское столовое серебро. Это заметил кто-то из свиты Мазепы и сделал замечание разгулявшимся казачкам. Возмущенные его дерзостью воры, зарезали несчастного.

Московские купцы боялись казаков и поэтому старались обходить «десятой дорогой» запорожские земли. Самих казаков они ставили в один ряд с кавказскими абреками, и кочевниками – тюрками. В ХVII-XVIII веках наших «славных» земляков там же, в Московии, называли «воровскими черкассами» (черкассами тогда называли правобережных украинцев).

За счет кого пополнялось казачество?

Выделять Запорожское казачество было бы не корректно, не упомянув Уральское и Донское казачества. Хотя некоторые историки пытаются придать романтизм институту казачества, сообщая нам о том, что начало казачеству положила колонизация незаселенных земель. Другие же специалисты утверждают, что колонизация могла иметь место, но основное пополнение казачьих рядов проводилось за счет беглых криминальных элементов, которым «наступала на хвост» царская охранка.

Чтобы окончательно вырваться из «объятий прошлого», беглецы брали себе новые прозвища, которые теперь в виде фамилии носят их потомки: Непыйпыво, Рябоконь, Сивоконь, Пидкалюжный, Пистоляка, Забияка, Бабий…

Кстати, документ польского Сейма от 1590 г. в ультимативной форме требует от запорожцев не принимать в Сечь осужденных за убийство преступников. Летописец украинского казачества Д. Яворницкий признает, что приходили на Сечь преступники разного рода, злодеи, осужденные на смерть, мошенники, дезертиры и прочий сброд. Хотя тот же Яворницкий утверждает, что законы на Сечи были настолько суровы, что преступники просто не могли вносить криминальный характер в отношения между казаками.

Законы на Сечи были действительно суровы. Так, за умышленное убийство полагалось живьем похоронить виновного вместе с телом им убитого. Вот некоторые атрибуты исполнения наказаний того времени: кол, побитие киями, виселица…

Тем не менее, в 1728 году, когда подполковник Глебов с женой и женщинами ее свиты приехал на Сечь, казаки возжелали женщин и хотели было забрать их силой. Но Глебову удалось откупиться водкой. Причина такого поведения казаков кроется в отсутствии наказания за изнасилование в законодательной базе на Сечи.

На Запорожье культивировалось безбрачие, к женщинам было отношение как к субъекту плотской утехи. Тех казаков, которые решались жениться называли «гниздюками», «бабниками», «сиднями» и пр. К ним отношение было презрительное. Самих же женщин до Сечи не допускали. Для них было отдельное место на карте тогдаших запорожских земель (нынешний город Пологи (роды,-укр.).

Духовные наставники казаков так пишут о женщине: «болтливая, нескладная, завистливая, ленивая и малонадежная», «один взгляд на женщину отравляет человека ядом аспида», «женский пол – пепелище».

Народовластие казаков выглядит, как зарождение демократии в те далекие времена. Это действительно так, если бы не одно «но». Часто выборы казацких старшин заканчивались кровавыми побоищами при «продвижении своего кандидата».

Универсальный солдат.

Американская исследовательница Синтия Энлоэ провела исследование, в котором определила группы «этнических солдат», специализирующихся исключительно на войне. Это дикие племена, проживавшие на окраинах империй и на, так называемых, путях вторжения: пуштуны, зулусы, сикхи, черногорцы, мари, курды, берберы, шотландцы, казаки. Эти народы обладали способностью быстрой мобилизации, умением воевать на море и на суше.

«Казаки готовы биться где угодно и против кого угодно, как ремесленники боевого дела», – пишет о них историк П. Кулиш.

Послесловие:

Несомненно, запорожские казаки были мужественны и боеспособны. Много великих дел было сделано казаками для расширения влияния Российской империи. Однако, объективной история будет лишь тогда, когда вся правда станет достоянием общественности.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

nine − 7 =