Глава Госслужбы Роман Чернега анонсировал ночные рейды на предприятия и визиты по жалобам недовольных сотрудников уже с апреля этого года.

В 2106 году Госслужба по вопросам труда проверила почти 18 тыс. украинских предприятий. С этого года в связи со стремление властей легализовать работников и их зарплаты, полномочия ведомства расширили, предоставив ему право выписывать повышенные штрафы за нарушения трудового законодательства. Первые рекордные взыскания в размере 320 тыс. грн. уже начислены. Как будут проверять бизнес и какие новшества готовятся, UBR.ua cпросил у главы Госслужбы Романа Чернеги.

– Роман Тарасович, сколько проверок уже проведено в этом году?

– С начала года мы получили больше 1900 жалоб по вопросам трудового законодательства. Около 600 из них были анонимными. Из оставшихся 1300 почти все уже проверены, а по части проверки еще идут. Во многих случаях информация не подтвердилась. Это были жалобы людей, связанные с их опасениями необоснованного увольнения и они, перестраховываясь, обращались к нам. Общие суммы начисленных с начала года штрафов не назову, итоговые цифры будут по результатам 1 квартала.

– То есть, основной причиной проверок стали жалобы?

– Жалоб много. Но основанием для проверок могут быть также решения судов, правоохранительных органов, Кабмина. Если будет принята норма, позволяющая проведение проверок на основании информации в СМИ и других общедоступных источниках, решение о проверке смогу принимать я или руководитель определенного управления. Например, в прошлом году нас уведомили, что на одном из фермерских хозяйств работали люди, которых держали едва ли не в рабских условиях, забрав у них паспорта. Такие данные могут быть основанием для проверки.

– Данные других госучреждений используются Госслужбой для назначения проверок?

– В конце 2016 года Госслужба труда, Пенсионный фонд и ГФС подписали трехстороннее соглашение о сотрудничестве. Информация, которую мы получаем от ГФС по количеству подаваемых работодателями сообщений об оформленных работниках, также может быть основанием для проведения проверок. Например, два предприятия одной сферы деятельности выпускают одинаковый объем продукции. Но количество работников на них отличается в разы: на одном, условно, 100 сотрудников, а на втором — только 5. Вывод напрашивается сам — проверить, не используется ли во втором случае труд неоформленных людей. Возможно, на втором предприятии полностью автоматизированное производство, поэтому и нет потребности в лишнем персонале.

Возможно. Но это те зоны риска, которые мы будем отрабатывать, чтобы понять, есть ли нарушение трудового законодательства. Еще один пример — мы можем сопоставлять данные по предприятиям за аналогичные периоды, например, за 1 квартал 2016 и 2017 гг. Мы видим по базе ГФС, что в 2016 году на предприятии работало 1000 человек, а в 2017 году — уже в 2 раза меньше. При этом количество выпускаемой продукции не изменилось. Возможно, там всех сократили, а возможно, перевели на «конверты» и даже официальный минимальный уровень не платят.

– Если предприятие в 2016 г. уже проверили, то в 2017 проверок не будет?

– Плановые проверки, согласно законодательству, проводятся один раз в 1-5 лет в зависимости от размера предприятия. Но если говорить о внеплановых рейдах, то они могут быть частыми. Если предприятие в 2016 году проверили, но поступила жалоба, или возбуждено уголовное дело, то мы обязательно будем назначать проверку, вне зависимости от того, была ли она раньше.

– Насколько увеличится количество проверок в 2017 году в связи с усилением полномочий Госслужбы?

– Не говорил бы, что наши полномочия усилены. Плановые и внеплановые проверки проводятся, как и ранее. Увеличены только размеры штрафов за нарушения трудового законодательства. Но мы не спешим выписывать огромные суммы. Если бы было указание штрафовать и наполнять бюджет, то поверьте, штрафов было бы уже много.

– Но прецеденты с рекордными штрафами в 320 тыс. грн. уже есть, и это вызывает опасения у бизнеса.

– С начала года нами наложено только три крупных штрафа на работодателей, и обоснованность одного из этих штрафов будет еще рассматриваться. Максимальный штраф в 320 тыс. грн. может быть выписан только за недопуск инспектора на предприятие для проверки наличия/отсутствия неоформленных работников. В нашумевшем случае со штрафом в 320 тыс. грн. не было никакой реакции работодателя на просьбы предоставить документы, не было коммуникации и не пустили инспектора. Такой штраф должен стать поводом для бизнеса задуматься об ответственности и переходу работать в легальное поле.

– То есть, вы считаете, что количество проверок не вырастет и компаниям бояться нечего?

– Планов по увеличению проверок или начислению штрафов нет. Количество проверок может вырасти, например, в связи с решением Кабмина проверить предприятия одной отрасли при экстренных ситуациях. Рост возможен из-за жалоб сотрудников на необоснованные увольнения и несоблюдение трудового законодательства.

Например, в 2014 году, когда правительство ввело мораторий на проверки, количество жалоб выросло до 50 тыс. в год. В основном люди сообщали о невыплате зарплат и увольнении без предупреждений. С возобновлением инспектирования число жалоб сократилось более чем в 2 раза.

Также, согласно предварительных данных ГФС, с начала 2017 года на 30% выросло количество уведомлений от работодателей о легальном трудоустройстве граждан. Значит бизнес выводит работников в легальное поле. Может быть, конечно, переводят только на минимальную зарплату. До конца мы это еще не проанализировали. Более четкие данные будут по итогам первого квартала.

– Насколько исправно бизнес уплачивает начисленные штрафы?

– За 2016 год, с учетом различных категорий штрафов, всего инспекторами выписано около 60 млн. грн. Из них оплачены только 20-25%. Не платят по многим причинам. Например, могут идти судебные процессы, оспаривание актов и осуществление действия по их приостановке. А там, где наши акты не оспариваются и нет оплаты, мы обращаемся о взыскании в судебном порядке.

– У бизнеса много нареканий на работу инспекторов. Сколько выявлено случаев неправомерных действий самих проверяющих?

– В 2016 году было 5-6 случаев, которые задокументировали правоохранители. Доказанных фактов коррупции или нарушений пока нет, но идет ряд судебных процессов. Госслужба будет совершенствовать работу с персоналом для уменьшения случаев коррупции в работе системы. Но есть много случаев, особенно на рынках, когда, ходят псевдоинспекторы с документами и, якобы, проводят проверки. Мы предупреждали об этом правоохранителей. Расследования идут, но пока никого не поймали.

– Как вы контролируете корректность поведения ваших сотрудников? Недавно в Федерации работодателей рассказывали, к примеру, об их попытках провести проверки ночью.

– Если будут обоснованные жалобы на действия одних и тех же инспекторов, они понесут ответственность. Будем открывать дисциплинарное производство и изучать — на основании чего и с какой целью инспектор пошел на предприятие ночью. В законе о госслужбе предусмотрен ряд дисциплинарных наказаний: предупреждение, выговор без записи или с занесением в трудовую книжку, признание служебного несоответствия и увольнение.

Новый Порядок, который вскоре примут, будет четко прописывать причины и порядок проведения проверок, формы документов с обязательной информацией.

Предложения, содержащиеся в новом Порядке, достаточно неоднозначны. Предусмотрено, к примеру, посещения предприятий в любое время суток, проверки без уведомления, общение с работодателями/работниками без свидетелей.

Инспекторы по труду из Португалии во время визита в Украину рассказывали о том, что они могут посещать любое предприятие днем и ночью. Например, проходя мимо стройплощадки поздно вечером, один из них увидел работников без надлежащих средств защиты. Для инспектора это сигнал об отсутствии инструктажа на предприятии. Он тут же вызвал патрульную службу, чтобы оцепить площадку и упредить возможность скрыться с места, и проверяет на каком основании люди находятся в указанном месте.

Если у нас предприятия работают в ночную смену (или будут переходить на работу ночью в силу экономических стимулов), то почему мы не можем прийти ночью с проверкой. Тем более, если будут причины для посещения, легальные полномочия и четко прописанные данные в направлении на проверку.

– Когда новый Порядок проведения проверок будет принят?

– Рассчитываем, что к концу марта. Максимум — в апреле. Проект документа уже более двух месяцев выставлен на общественное обсуждение. Мы получили много дополнений. Критерии, причины, основания для проверок — все будет четко выписано.

В самом положении указано, что все дополнительные документы по методологии, унифицированный акт для проверок, в котором будут указаны причины посещения, номер приказа на основании которого идет рейд, — все это будем разрабатывать мы.

– То есть, проверки по-новому будут вестись уже с мая?

Планируем, что полноценная нормативная база для проведения проверок инспекторами Госслужбы по вопросам труда будет действовать уже с апреля.

Источник UBR.ua

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

one × 2 =