Наша страна нарабатывает ценный опыт миротворческой деятельности. Большую помощь в этом призван оказать Проект Евросоюза «Женщины продвигают изменения, восстановление мира и предотвращение конфликтов на региональном уровне в Украине». С недавних пор он разворачивает свою работу в Винницкой, Днепропетровской, Запорожской, Луганской и Хмельницкой областях.

Украинский опыт женского миротворчества может заинтересовать страны Евросоюза

К реализации Проекта привлечена интернациональная команда. Она состоит из отечественных специалистов, представляющих Украинский женский фонд, Информационно-консультационный женский центр, а также из экспертов литовского Центра содействия равенству. Партнеры из Вильнюса убеждены, что этот опыт будет полезен не только для Украины, но и для стран Евросоюза.

О его важности и о том, как гендерные вопросы решаются в Литве и в объединенной Европе, говорим с представителями Центра содействия равенству – его директором Виргинией АЛЕКСЕЮНЕ и эксперткой Маргаритой ЯНКАУСКАЙТЕ.

– В Литве работает Европейский институт гендерного равенства. Как его деятельность сказывается на формировании гендерной политики в вашей стране?

Маргарита: – Она сказывается так же, как и на формировании гендерной политики в любой стране Европейского Союза. А все потому, что этот Институт является институцией Европейской Комиссии и его работа связана со сбором разного рода гендерной статистики во всех странах-членах союза.

В 1995 году на Пекинской конференции ООН по положению женщин были приняты основные направления гендерной политики. И специалисты Европейского института гендерного равенства внимательно следят за тем, с какими проблемами в этой сфере сталкиваются те или иные страны.

Каждые полгода меняется государство, которое президентствует в Евросоюзе. Обычно они предлагают свою проблематику, связанную с гендерным равноправием. Например, изменения климата и гендерный аспект, бедность и гендерный аспект, или, скажем, работа государственного механизма и гендерный аспект. С учетом специфики предложенной тематики специалисты Института собирают соответствующую информацию, и она внимательно изучается в различных государствах-членах ЕС.

Институт не ограничивается просто сбором статистики. Он также выводит индекс гендерного равенства, который показывает разрыв в общественном положении между мужчинами и женщинами. Этот индекс рассматривает исключительно те вопросы, которые актуальны для европейской зоны.

Материалы, разрабатываемые Европейским институтом гендерного равенства, являются эффективным инструментом для политиков и активистов, занимающихся гендерными вопросами. Они активно используют предлагаемую им статистику для лоббирования нужных законов, которые формируют эффективную гендерную политику.

Виргиния: – Всякий раз, когда специалисты Института проводят новые исследования, в которых хоть каким-то образом представлена Литва, эксперты активно знакомят с результатами неправительственные организации (НПО) и тем самым всячески способствуют нашей работе по решению насущных гендерных вопросов. Когда к нам приезжают зарубежные коллеги, например, из Украины, специалисты Института принимают их и делают все возможное для налаживания сотрудничества.

– Много ли в Литве общественных организаций, которые занимаются гендерными вопросами? Каково их влияние на институты власти?

Виргиния: – Их точно меньше, чем в Украине. Официально у нас зарегистрировано около 100 общественных организаций, но реально работает порядка 40. Организаций, которые своей деятельностью покрывают всю Литву и имеют зарубежные контакты, не более 10.

Я думаю, что эти НПО делают достаточно существенный взнос в формирование и наполнение гендерной политики в Литве. Потому что они работают не поодиночке. У нас есть литовское женское лобби, в котором представлены наиболее активные женские организации. Еще есть Коалиция организаций по правам человека. Наша и другие организации инициируют различные петиции, мы представлены в рабочих группах, занимающихся подготовкой законов. А еще мы пишем письма чиновникам, на которые они обязаны реагировать, часто общаемся с журналистами, выступаем на телевидении.

– В Украине сформировалось общественное мнение, в соответствии с которым гендерные вопросы преимущественно касаются женщин, поэтому именно они должны ими особенно активно заниматься. Как с этим обстоят дела в Литве? И в чем состоит опасность такого однобокого подхода?

Маргарита: – Исторически так сложилось, что вопросы гендерного равенства были связаны с женским вопросом. А все потому, что долгое время нормативным субъектом общества воспринимался мужчина. И через его опыт выстраивалась вся политика общества и понятие культуры. Во второй половине ХХ столетия стало очевидным, что нужно говорить и о женском опыте, который отличается от мужского, а также брать его во внимание при формировании нового жизненного уклада. То есть, важно, чтобы и мужчины и женщины были одинаково представлены во всех сферах жизни, имели одинаковые возможности. Ведь мы живем в обществе, где все друг с другом взаимосвязаны. Поэтому участие мужчин в гендерной политике очень важно. Особенно с учетом полученных результатов исследований, которые были проведены в Западной Европе. Они показывают, что укрепление гендерного равенства очень позитивно отражается на мужском опыте.

К примеру, проводились исследования в 50 американских штатах и 38 европейских странах с целью ответить на вопрос, как уровень гендерного равенства в обществе отражается на качестве жизни мужчин. При этом учитывались такие факторы, как их удовлетворенность жизнью, депрессивность, уровень самоубийств и агрессии и как все это отражается на уровне рождаемости, на инновациях и пр. Полученные результаты показали, что там, где наблюдается больше гендерного равенства, мужчины высказывают большую удовлетворенность качеством своей жизни, они имеют меньше риска быть убитыми, в таких странах выше уровень инноваций и больше благосостояния. И что очень важно – такие общества легче выходят из экономических и политических кризисов. Так что мужчины от гендерного равенства получают много положительного, хотя часто сами этого и не осознают.

Обычно наши оппоненты утверждают, что из-за гендерного равенства семьи чаще разрушаются, падает уровень рождаемости и получается полный катаклизм. Но нынешние исследования свидетельствуют, что все складывается с точностью до наоборот. В обществах, где больше гендерного равенства, меньше разводов по сравнению с теми, где наблюдается гендерная дискриминация.

Если брать во внимание европейский опыт, то видна очень сильная корреляция между гендерным равенством и рождаемостью. Там, где такого равенства больше, и детей рождается больше.

Принято считать, что люди не заводят детей, потому что сталкиваются с экономическими сложностями. Но это не всегда так. Исследования показывают, что в экономически развитых обществах для увеличения рождаемости нужны три условия и все они связанны с политикой гендерного равенства. Во-первых, планируя семью, женщины должны быть уверенны, что они не потеряют работу из-за беременности и декрета. Во-вторых, нужна развитая сеть общественных услуг, в том числе, и доступные места в детских садах и яслях. В-третьих, для того, чтобы женщина могла успешно совмещать свои профессиональные и домашние обязанности, нужно активное участие мужчины-партнера (то есть, он должен не только деньги зарабатывать, но и фактически ухаживать за ребенком). Чем легче женщине растить первого ребенка, тем охотнее она заведет второго и более детей. И наоборот: если с первым ребенком ей будет трудно, если она будет сталкиваться с гендерной дискриминацией, то вряд ли захочет рожать следующих детей.

Выведена еще одна закономерность: там, где мужчины больше занимаются бытом, что по нашим стандартным понятиям очень даже «не по-мужски», там больше гендерного равенства. Так что благодаря последовательному воплощению политики гендерного равенства можно достигнуть, чтобы всем нам в обществе жилось лучше – и женщинам, и мужчинам.

– Впервые ли вы совместно работаете с украинскими общественными организациями?

Виргиния: – Нет, это не первый наш опыт. Мы уже давно сотрудничаем с Украинским женским фондом. Среди наших партнеров также есть женская организация из Львова – Центр «Женские перспективы». Маргарита 3 года работала здесь в Проекте ПРООН. Она проводила тренинги по гендерному равенству.

В Литве мы приняли несколько украинских делегаций, представители которых занимаются гендерными вопросами. Организовали для них встречи со специалистами Европейского института гендерного равенства, с нашими парламентариями. Мы очень рады, когда можем поделиться с вами своими наработками и знаниями.

Маргарита: – Принято считать, что если ты сюда приезжаешь, то непременно для того, чтобы чему-то научить. Но всякий раз, когда мы сотрудничаем с украинскими партнерами, речь идет о взаимном обмене опытом. Нам действительно есть чему поучиться у вас.

– Проект «Женщины продвигают изменения, восстановление мира и предотвращение конфликтов на региональном уровне в Украине» разворачивает свою работу в пяти областях. Есть ли перспектива его расширения на всю нашу страну, для которой вопросы миротворчества сейчас особенно актуальны?

Виргиния: – Мы всегда нацелены на получение хороших результатов. Но, как показывает практика, даже после этого доноры на расширение проектов обычно не идут. Они настроены на поддержку новых инициатив и новых идей.

Но в этом Проекте я вижу большой потенциал. Он состоит в том, что в дальнейшем его работу может продолжить государство. Потому что необходимость в миротворчестве в Украине большая. К этому подталкивает ситуация, в которой ваша страна находится. Проект концентрирует в себе ресурсы, формирует команду экспертов, делает первые наработки. А государство в дальнейшем может воспользоваться всеми этими ресурсами.

– На протяжении четырех лет на востоке Украины продолжаются военные действия. Они породили множество сложных проблем для всей страны, но особенно остро ощущаются в регионах, соседствующих с очагом конфликта. Как Проект может реально посодействовать их решению?

Маргарита: – Этот Проект новативен тем, что нет таких экспертов, которые скажут, что вы должны сделать в сложившихся условиях. Инициатива должна исходить снизу. Людям нужно понимать, что им самим придется принимать решения в конкретных ситуациях. Идея Проекта состоит в том, чтобы мобилизовать весь существующий потенциал и вовлечь в эту работу не только органы власти, но и общественные организации, местный актив, обычных людей.

Наши специалисты знают техники и методы достижения целей. Мы имеем представление о том, на какой результат должны выйти и как его достичь. Но, повторюсь, украинцы сами должны определиться в том, какого именно результата они хотят добиться.

– Что могут сделать украинские женщины для того, чтобы вернуть в нашу жизнь толерантность и уважительное отношение друг к другу?

Маргарита: – Конфликт – это не лучшая среда, в которой может развиваться толерантность, уважение друг к другу. Чтобы нормализовать жизнь, недостаточно провести какую-то отдельную акцию. Мы должны понимать, что в наших интересах – создать среду, в которой бы люди чувствовали себя безопасно, чтобы у них появилась возможность обсуждать разные вопросы, дискутировать о них. И чем больше будет такой безопасности, тем больше будет возможности коммуницировать и помогать друг другу.

Такой работой должны заниматься не только женщины, но и мужчины. Поэтому не надо все взваливать исключительно на женские плечи. Хотя в данном случае инициативу проявляют именно они. Это объясняется тем, что женщины очень чувствительно относятся к вопросам мира.

– Насколько опыт миротворческой деятельности украинских женщин важен для Литвы и других государств Евросоюза?

Виргиния: – Он всем нам очень полезен. Потому что у вас идет война. Появилась необходимость применять на практике механизмы миротворчества и привлекать к этому женщин. Мы будем активно заимствовать ваш опыт, включать ваши наработки в свои национальные планы действий.

Владимир ДОБРОТА,

Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

13 − twelve =