Поселок Плодородное находится в Мелитопольском, (бывш. Михайловском) районе Запорожской области. Раньше здесь была одна из меннонитских колоний – село Райхенфельд (осн. в 1810 году). Лишь после окончания Второй мировой войны, в 1945, его переименовали в с. Широкое.
Еще сохранились некоторые здания меннонитской постройки – школа, больница и пр. Школа функционировала до конца 1970-х (там размещались младшие классы).
В мае 1810 года под руководством менонита Шульцена Адама Гребера место под новую колонию было выбрано, и с согласия старейшин инспектор Зибер дал ему имя Райхенфельд (Богатое поле) из-за пышной растительности, которая была в округе.
Отрывки из проповеди православного священника, содержащие историю колоний на территории Российской империи опубликовал Герхард Вальтер из Штутгарта, выходец из меннонистской семьи на территории Украины, родившийся в 1929 году.
Вот, что он пишет.
Первоначально 30 протестантских и 1 католическая семьи поселились здесь как землевладельцы. Большинство из них прибыли из Баденских районов Мангейма и Гейдельберга. Во время поездки к ним присоединились жители Вюртемберга из района Штутгарта и несколько эльзасов из епархии Шпайер с поэтичным названием Фюрстенау — в переводе «Княжеский луг».
Поздней осенью 1813 года 10 семей, 6 из которых были протестантскими и 4 католическими, должны были быть приняты властями. Эти пришельцы были выселены из петербургского поселка из-за недовольства местным климатом. Они прибыли из прусской Померании и мигрировали из Пруссии во время Конфедерации в 1807 и 1809 годах в Санкт-Петербург. Они хотели сформировать особое поселение в количестве 37 человек.
Колонисты Райхенфельда получили аванс в размере 200 рублей на семью и строительный лес от российской короны для постройки шириной 4 сажень и длиной 8 сажен. Кроме того, в 1813 году беднейшим из них была оказана чрезвычайная поддержка и, в зависимости от их потребностей, им было предоставлено 3 пары волов и 5 плугов за счет расчетного фонда поддержки переселенцев. Собранные средства состояли максимум из нескольких сотен талеров, а в случае состоятельных людей – из лошади и повозки с соответствующей одеждой.
И все же они были полны надежды и мужества. Большинство из них пережили ужасно холодную зиму с 1812 по 1813 год, известную в истории как «французская зима», в своих земляных хижинах и делили эту подземную квартиру со своими единственными домашними животными, коровами и лошадьми. Иногда их небольшой запас пищи был настолько заснежен, что его нельзя было достать, люди использовали запасы соломы и сена для пропитания. Тем временем, животные обогревали коммунальное жилье своим испарением. Следующим летом был плохой урожай, но все же был произведен первый хлеб и вскоре поселенцы позабыли о страданиях.
Земля в этих краях состоит из чрезвычайно плодородного, черного, полностью лишенного песка, слоя гумуса (в советское время здесь был колхоз-миллионер “50 лет СССР”, который процветал все время, специализируясь на зерновых культурах и небольших количествах КРС, птицы и др., – адм.). Основа, залегающая под черноземами – желтая глина с содержанием песка около 1%. За исключением воды на глубине от 20 до 26 футов, суглинок обесцвечивается и постепенно превращается в известковое вещество. Вода в центре деревни беловатого цвета и почти такая же мягкая, как дождевая вода; в обоих райских уголках деревни она прозрачная, но горькая и соленая, бесполезная для приготовления пищи, но очень полезная для домашних животных, которые те пьют с жадностью.
Начатые в 1847 году лесные посадки на южной стороне села дали обнадеживающие результаты.
Чума крупного рогатого скота здесь вспыхнула всего дважды в результате заражения, с которым не боролись в предыдущие годы из-за предрассудков. Теперь, слава Богу, предубеждение, что чума крупного рогатого скота была божественным предложением, с которым не следует бороться, было преодолено.
Хотя Райхенфельд был в авангарде выращивания зерновых, особенно в первое десятилетие своего существования, до сих пор было построено несколько новых и массивных зданий. Два новых кирпичных завода которые должны были поставлять материал для новостроек. Пока что построено только два дома из обожженного кирпича. Здание школы просторно из обожженного кирпича и имеет колокол. Строится складской магазин из обожженного кирпича. В Райхенфельде наконец-то есть 3 ветряные мельницы, 2 маслобойни, 1 крупяная мельница, 2 кузнеца, 2 повозки, 2 плотника и 4 сапожника, все из которых достаточно заняты и хорошо живут.
В настоящее время в колонии 41 хозяйство и 6 свободных мест, всего 101 семья. Количество душ 550.
Читайте также:
Музей под открытым небом в Плодородном