Институт изучения войны ISW

Президент России Владимир Путин причиняет невыразимые страдания украинцам и требует ужасных жертв от своего народа в попытке захватить город, который оказался непреодолимой преградой для него.

Анализ событий на фронтах российско-украинской войны, сделанный американским Институтом исследования войны (ISW), в адаптированном переводе ZpTown публикуется ниже.

Российское вторжение в Украину, целью которого было захватить и оккупировать всю страну, превратилось в отчаянное и кровавое наступление с целью захватить единственный город на востоке и защитить важные, но ограниченные завоевания на юге и востоке. Украина дважды заставляла Путина определять свои военные цели. Украина победила Россию в битве за Киев, что вынудило российского президента свести свои последующие военные цели к захвату Донецкой и Луганской областей на востоке Украины. Украина помешала ему достичь и этой цели, вынудив сосредоточиться на завершении захвата только Луганской области. Путин теперь швыряет людей и боеприпасы в последний оставшийся крупный населенный пункт в этом регионе, Северодонецк, как будто его взятие выиграет войну для Кремля. Он не прав. Когда битва за Северодонецк закончится, независимо от того, на чьей стороне будет находиться город, российское наступление на оперативном и стратегическом уровнях, скорее всего, достигнет кульминации, что даст Украине шанс возобновить контрнаступление на оперативном уровне, чтобы отбросить российские войска.

Российские войска штурмуют Севердонецк, хотя еще даже не окружили его. Они добиваются территориальных завоеваний и могут преуспеть в захвате города и районов дальше на запад. Украинские военные столкнулись с самым серьезным вызовом, с которым они столкнулись со времени изоляции завода «Азовсталь» в Мариуполе, и вполне могут потерпеть серьезное тактическое поражение в ближайшие дни в случае падения Северодонецка, хотя такой исход отнюдь не гарантирован, и российские атаки могут снова застопориться.

Россияне платят за свой нынешний тактический успех цену, несоразмерную любой реальной оперативной или стратегической выгоде, на которую они могут рассчитывать. Сам Северодонецк важен на данном этапе войны прежде всего потому, что это последний значительный населенный пункт в Луганской области, который не контролируется путинцами. Его захват позволит Москве заявить, что она полностью захватила Луганскую область, но не даст России никакой другой существенной военной или экономической выгоды. Это особенно верно, потому что российские войска разрушают город, когда они штурмуют его, и будут контролировать его руины, если его захватят. Взятие Северодонецка может открыть российскую наземную линию связи и снабжения для поддержки операций на западе. Но россиянам не удалось получить гораздо более выгодные линии связи и снабжения из Изюма отчасти потому, что они так сильно сосредоточились на Северодонецке.

Тем временем россияне продолжают добиваться крайне ограниченного прогресса в своих усилиях по установлению контроля над неоккупированными районами Донецкой области. Российские войска в течение нескольких недель пытались прорвать линию соприкосновения, существовавшую до 24 февраля, в то время как российские наступательные операции из Изюма на юг по большей части зашли в тупик. Захват Северодонецка может помочь в завоевании остальной части Донецкой области только в том случае, если он даст российскому генштабу импульс для построения последовательных операций, но битва за Северодонецк, скорее всего, предотвратит продолжение крупномасштабных российских наступательных операций.

Продвижение России вокруг Северодонецка во многом связано с тем, что Москва сосредоточила силы, технику и материальную часть, привлекаемые со всех других направлений, для достижения этой единственной цели. Российские войска в течение нескольких недель не могли продвинуться ни на одном другом направлении и, по большей части, даже не пытались это сделать. Несмотря на это, украинские защитники нанесли страшные потери российским атакующим в районе Северодонецка. Москва не сможет отыграть большое количество боеспособной мощи, даже если захватит Севердонецк, потому что легкомысленно тратит эту боевую мощь на взятие города.

Украинские силы также несут серьезные потери в битве за Северодонецк, как и украинское гражданское население и инфраструктура. Однако россияне сосредоточили гораздо большую долю своих наступательных боевых сил для взятия Северодонецка, чем украинцы, формируя градиент истощения в целом в пользу Киева. Украинцы также продолжают получать припасы и технику от своих союзников, каким бы медленным и ограниченным ни был этот поток. Россия, напротив, продолжают проявлять явные признаки того, что они сжигают имеющиеся у них резервы живой силы и техники, и нет причин ожидать облегчения в ближайшие месяцы.

Свидетельств о подрыве военного профессионализма в российском офицерском корпусе становится все больше. Управление военной разведки Украины (ГУР) сообщило, что российское командование пытается сохранить военную технику, запрещая водителям эвакуировать раненых военнослужащих или снабжая продвинувшиеся слишком далеко подразделения. Отказ рисковать оборудованием для эвакуации своих же раненых на поле боя — за исключением чрезвычайных обстоятельств — является серьезным нарушением основных принципов военного поведения.

Такое поведение может иметь серьезные последствия для морального духа и готовности солдат сражаться и рисковать получить ранения за пределами их собственных оборонительных рубежей. ISW не может независимо подтвердить отчет украинского ГУР, но комментарии российских милитарных блогеров косвенно подтверждают его. Российский милблогер Александр Жичковский раскритиковал игнорирование российским военным командованием резервистов на деприоритетном Запорожском направлении. Жичковский сообщил, что российские командиры оставили легковооруженные пехотные части в районах интенсивного огня украинской артиллерии без существенной артиллерийской поддержки и не направляли другие части через эти районы, чтобы помочь им. Жичковский отметил, что ответственность за высокие потери и случаи безумия среди военнослужащих несет российское командование. Другой милблогер, Александр Ходарковский, заявил, что российское командование не своевременно присылает подкрепления, не позволяя российским войскам отдыхать между частыми наземными атаками.

Снижение профессионализма российских офицеров может предоставить украинским силам новые возможности. Боевой дух россиян, и без того низкий, может еще больше упасть, если такое поведение будет широко распространено и продолжится. Если российские войска, застрявшие на второстепенных направлениях, потеряют волю к бою, поскольку битва за Севердонецк поглощает большую часть доступной российской наступательной боевой мощи, у Украины может появиться шанс начать серьезные контрнаступления с хорошими шансами на успех. Эта перспектива неопределенна, и Украина может не иметь шанса воспользоваться возможностью, даже если она представится, но нынешняя модель российских операций создает серьезные уязвимости, которые Киев, вероятно, попытается использовать.

Ключевые выводы

  • Российские войска нанесли наземный удар по Северодонецку и его окрестностям, добившись ограниченных успехов.
  • Российские силы в Харькове продолжают концентрировать усилия на предотвращении выхода украинского контрнаступления на международную границу между Харьковом и Белгородом.
  • Украинские силы начали контрнаступление у границы Херсонско-Николаевской области примерно в 70 км к северо-востоку от города Херсон, возможно, форсировав реку Ингулец.
  • Использование Россией находящихся на хранении танков Т-62 на южном направлении указывает на сохраняющиеся у этой страны проблемы с техникой и формированием сил.
  • Активность украинских партизан продолжает дорого обходиться российским оккупационным силам в Херсонской и Запорожской областях.

  • Карта войны в Украине на вечер 28 мая
    Карта войны в Украине на вечер 28 мая
    Условные обозначения на картах боевых (военных) действий
    Условные обозначения на картах боевых (военных) действий

    ISW не сообщаеn подробно о военных преступлениях России, потому что эта деятельность хорошо освещается в западных СМИ и не влияет напрямую на военные операции, которые ISW оценивает и прогнозирует. Институт будет продолжать оценивать и сообщать о последствиях этой преступной деятельности для украинских военных и населения и, в частности, для боевых действий в городских районах Украины. ISW категорически осуждает эти нарушения Россией законов о вооруженных конфликтах, Женевских конвенций и гуманности, хотя и не описывает их в своих докладах.

    ISW обновил свою оценку четырех основных операций, в которых в настоящее время участвуют российские силы.

    Основное усилие – Восточная Украина (в составе одного подчиненного и трех вспомогательных усилий);

      Подчиненный главный удар – окружение украинских войск в котле между Изюмом и Донецкой и Луганской областями.
        Усилие поддержки 1 — г. Харьков;
        Усилие поддержки 2 – Южная ось;
        Деятельность на оккупированных Россией территориях

    Основное усилие – Восточная Украина

    Подчиненные основные усилия — юг Харьковской, Донецкой, Луганской областей (цель России: окружить украинские силы на востоке Украины и полностью захватить Донецкую и Луганскую области, территорию, на которую претендуют марионетки России на Донбассе)

    Российские войска безуспешно пытались провести наступательную операцию юго-восточнее Изюма, вероятно, пытаясь продвинуться к Славянску или Северску. Украинский генеральный штаб сообщил, что российские войска отступили после попытки продвинуться к Пасеке, примерно в 20 км к юго-востоку от Изюма. Российские Telegram-каналы сообщили, что российские силы успешно захватили Пасеку 28 мая, но ISW не может независимо подтвердить это заявление. Российские войска не пытались продвигаться прямо к югу от Изюма и, вероятно, отдают приоритет продвижению к северу от Лимана. В Генштабе Украины также отметили, что российские войска продолжают наносить авиационные и артиллерийские удары по населенным пунктам в районе Северска, примерно в 30 км к западу от Северодонецка. Российские силы из Изюма могут присоединиться к частям в Лимане, чтобы вести наступление на Северск, или провести отдельное наступление на Славянск. Сообщается также, что российские силы перебрасывают дополнительную артиллерию и военную технику через Купянск, примерно в 40 км к западу от российско-харьковской границы.

    Карта войны в Донецкой и Луганской области на вечер 28 мая
    Карта войны в Донецкой и Луганской области на вечер 28 мая

    Российские войска продолжали наземные штурмы северных районов Северодонецка и не полностью окружили город с запада. Глава Луганской областной администрации Сергей Гайдай сообщил, что 27 мая российские войска захватили гостиницу и продвинулись к автовокзалу Северодонецка, а 28 мая продолжили бои с украинскими защитниками в этом районе. Гайдай подчеркнул, что российские войска не изолировали город, несмотря на повреждение моста на дороге Лисичанск-Северодонецк. Гайдай указал, что украинские силы могут уйти из этого района, чтобы избежать окружения. Пророссийский блоггер Александр Сладков (у которого 850 000 подписчиков) раскритиковал российских военачальников за то, что они начали Северодонецкую битву до того, как полностью окружили украинские войска. Сладков также раскритиковал отсутствие последовательной наступательной тактики у российских командиров, несмотря на их успехи под Лиманом.

    Российские войска нанесли наземные удары к западу и востоку от Попасной, но не получили выхода на шоссе Лисичанск-Бахмут и Лисичанск-Горское. Российские Telegram-каналы сообщали, что бои продолжались над Камышевахой, примерно в 8 км к востоку от Попасной, с целью позволить России начать наступление на Золотое и обезопасить трассу Т1303 на Лисичанск. Гайдай сообщил, что украинские силы заняли позиции в населенном пункте вдоль трассы Т1303, что может помешать наступлению россиян на Северодонецк. Гайдай также отметил, что российские войска до сих пор не захватили трассу Т1302 от Бахмута до Лисичанска, несмотря на неоднократные попытки обезопасить дорогу с позиций к северо-востоку от Попасной. Генштаб Украины сообщил, что российские войска пытались продвинуться к Бахмуту из населенных пунктов примерно в 25 км к юго-западу от Попасной. Российские силы, вероятно, продолжат наступательные операции на Бахмуте, а также на трассах Т1302 и Т1303, чтобы изолировать украинские силы в районе Северодонецк-Лисичанск.

    Российские силы не вели наступательных операций на западе Донецкой области 28 мая. Генштаб Украины сообщил, что российские силы продолжают обстреливать район Авдеевки. “Донецкая Народная Республика” (ДНР) заявила, что продвинулась на 1,5 км в районе Авдеевки, но ISW не может независимо подтвердить это заявление.

    Карта войны у Северодонецка на вечер 28 мая 2022
    Карта войны у Северодонецка на вечер 28 мая 2022

    Усилие поддержки № 1 – город Харьков (цель России: отвести силы на север и защитить наземные пути сообщения до Изюма)

    Российские войска не вели наступательных операций к северу от Харькова, но 28 мая продолжали удерживать свои позиции вдоль украинско-российской границы. Генштаб Украины сообщил, что российские инженерные подразделения улучшили свои позиции в районе Казачьей Лопани, примерно в 36 км к северо-западу от Харькова. Российские войска продолжали обстреливать Харьков и населенные пункты к северу от него. Российские силы, вероятно, сохраняют свои позиции в этом районе, чтобы защитить город Белгород от украинской артиллерии. Российский милблогер и бывший командующий российскими марионетками Игорь Гиркин (также известный как Игорь Стрелков) отметил, что российские силы полагаются на «старомодные методы», такие как артиллерия, для защиты украинско-российской границы, а не на более эффективные беспилотники.

    Карта войны в Харьковской, Донецкой и Луганской областях на вечер 28 мая
    Карта войны в Харьковской, Донецкой и Луганской областях на вечер 28 мая

    Усилие поддержки № 2 — Южная ось (Цель: защитить Херсонскую и Запорожскую области от украинских контратак)

    По сообщениям, украинские силы перешли в контрнаступление на севере Херсонской области 28 мая. Украинский Генштаб распространил расплывчатое сообщение о том, что украинские защитники оттеснили российские войска к «неблагоприятным границам» в трех населенных пунктах вдоль границы Николаевско-Херсонской области, примерно в 70 км к северо-востоку от Херсона. Украинские военные источники не уточнили, освобождали ли украинские силы какие-либо оккупированные населенные пункты. Отчет Генштаба Украины может подтверждать неподтвержденные сообщения в социальных сетях о том, что украинские силы форсировали реку Ингулец 27 мая, поскольку три села расположены на восточном берегу реки.

    Российские силы продолжали укреплять и оборудовать свои позиции на юге Украины, стремясь сохранить постоянный контроль над территорией. Глава Запорожской областной администрации Александр Старух сообщил, что российские войска скопили большое количество старых танков Т-62 в Мелитополе с момента их вывода из хранения 25 мая. Старух отметил, что российские войска будут направлять танки на стационарные огневые точки в Запорожской области, а не задействовать эти устаревшие танки для боевых действий в области. Генштаб Украины заявил, что российские войска восполняют потери техники за счет Т-62 на севере Херсонской области – это несмотря на уязвимость танка в современных боевых действиях. Российские силы продолжали наращивать системы ПВО на юге Украины.

    Карта войны в Херсонской и Николаевской областях на вечер 28 мая
    Карта войны в Херсонской и Николаевской областях на вечер 28 мая

    Деятельность на оккупированных Россией территориях (цель России: укрепить административный контроль над оккупированными территориями, установить условия для потенциальной аннексии Российской Федерации или какого-либо другого политического устройства в будущем по выбору Москвы)

    Запорожское областное военное управление сообщило, что российские войска преобразовали Мелитопольский полицейский участок в отделение «Народной милиции» с 35 сотрудниками, перешедшими на сторону России. Запорожская областная военная администрация также сообщила, что российские военнослужащие в полном вооружении ворвались в два вуза в Мелитополе и потребовали от профессоров повторно претендовать на занимаемые ими должности при оккупационном режиме или уйти в отставку. Российские силы, вероятно, знают об отсутствии у них контроля над оккупированными Херсонской и Запорожской областями и опасаются гражданского сопротивления украинцев. 28 мая российские войска закрыли все границы Херсонской области вблизи территорий, контролируемых Украиной, возможно, в ожидании украинских контратак или действий партизан. Украинский центр сопротивления сообщил, что новый российский коллаборационист и мэр Энергодара Руслан Кирпичев укрепил вход в свою квартиру из-за роста активности партизан. Управление военной разведки Украины (ГУР) сообщило, что российские командиры разместили своих сотрудников в исправительной колонии в Херсонской области.

    Российские силы, вероятно, намерены разграбить занятые промышленные участки в Мариуполе и Запорожской области. 28 мая глава “Донецкой Народной Республик”и (ДНР) Денис Пушилин сообщил, что оккупационные силы не будут ремонтировать меткомбинат «Азовсталь» по экологическим причинам. Российские войска начали вывоз металла из Мариупольского порта в Россию. Пушилин отметил, что машиностроительный завод “Азовмаш” возобновит работу, несмотря на то, что завод уже более десяти лет сталкивается с серьезными финансовыми проблемами и вряд ли будет приносить прибыль. Запорожское областное военное управление сообщило, что российские войска только что начали эксплуатацию завода запасных частей для тракторов в Мелитополе после конфискации его у законного владельца.

    Читайте также:
    Анализ боевых действий в Украине за 27.05.2022: ISW

    Залишити відповідь

    Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

    19 + 3 =