Институт изучения войны ISW

Украинские силы успешно сдерживают российские операции по окружению украинских позиций в Луганской области, а также лобовые атаки российских войск в Северодонецке за счет осторожных и эффективных локальных контратак в Северодонецке и обороны западного берега реки Северский Донец.

Анализ событий за 4 июня на фронтах в Украине сделал американский Институт изучения войны (ISW).

3 июня украинские официальные лица сообщили, что украинские защитники Украины отражали наступление россиян в Северодонецке и активно препятствуют наступлению путинцев на Лисичанск с юго-запада. Глава Луганской областной администрации Сергей Гайдай не согласился с прогнозом Минобороны Великобритании от 3 июня о том, что российские силы захватят оставшиеся 10% территории области в течение следующих двух недель, заявив, что у украинских сил достаточно подкреплений и техники для проведения дальнейших контратак и защиты своих позиций на указанной территории. Гайдай отметил, что российские войска ошибочно верят в собственные успехи, что позволяет украинским защитникам наносить большие потери ничего не подозревающим чеченским подразделениям, воюющим там. Пророссийский милблогер Военкор Котенок Z заявил, что российские силы вряд ли прорвут оборону Украины в Лисичанске из Северодонецка (за счет продолжающихся лобовых атак и противодействия форсированию реки Северский Донецк) и, вероятно, им придется завершить наступление из Попасной, если они надеются захватить Лисичанск. Военкор Котёнок Z заявил, что украинские силы могут помешать российским форсировать реки из Северодонецка, и подчеркнул, что российские силы еще не обеспечили доступ к двум ключевым автомагистралям, ведущим в Лисичанск.

Кроме того, украинское правительство и военные все более уверенно обсуждают битву за Северодонецк и, вероятно, успешно препятствуют выделению российскими военными резервов в упорной битве за город. Хотя российские силы все еще могут захватить Северодонецк и Лисичанск, а украинские силы, вероятно, более деградированы, чем следует из заявлений Гайдая, украинская оборона остается сильной на этом ключевом театре военных действий. Российские военные сосредоточили все имеющиеся у них ресурсы на этом единственном сражении, чтобы добиться лишь скромных успехов. Украинские военные, напротив, сохраняют гибкость и уверенность, чтобы не только проводить локальные контратаки в других местах боев в Украине (например, к северу от Херсона), но и проводить эффективные контратаки в Северодонецке, отвоевав, как сообщается, 20% города за последние 24 часа. Уверенность украинского правительства в заявлении, что силы обороны могут удерживать Северодонецк более двух недель, и готовность проводить локальные контратаки, а не строго оставаться в обороне, является заметным отходом от заявлений Украины, сделанных 28 мая, о том, что украинские силы могут уйти из Северодонецка, чтобы избежать окружения (это согласуется со словами, сделанными ранее советником главы ОП Алексеем Арестовичем, что Украина заманила россиян в Северодонецк как в капкан, надеясь “перемолотить” здесь как можно больше российских сил, – ZpTown).

Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков повторил 3 июня, что Россия будет продолжать свою «специальную военную операцию» в Украине до тех пор, пока Россия не достигнет всех поставленных целей (которые несколько раз менялись на протяжении этой “спецоперации”, – ZpTown). Песков отметил, что с начала операции Россия уже «освободила» многие населенные пункты. Кремлевские чиновники начали неуклонно возвращаться к своим первоначальным заявлениям об успехах российского вторжения в Украину, в отличие от предыдущих заявлений в конце мая, объясняющих медленный темп войны. Министр обороны России Сергей Шойгу также заявил 3 июня, что российские войска принимают новые неуказанные задачи, чтобы ускорить ход войны. Кремль, вероятно, создает условия, чтобы объявить о какой-то победе на востоке Украины, готовясь к затяжной войне. Кремль не отказался от своих максималистских политических целей в отношении Украины, даже несмотря на то, что он был вынужден пересмотреть свои непосредственные военные цели в сторону понижения.

Ключевые выводы

  • Украинские силы провели успешные локальные контратаки в Северодонецке, а прогресс российских войск в прямых штурмах города и более широких операциях по его окружению остается медленным. Украинская оборона на востоке Украины остается эффективной.
  • Российские войска предприняли серию безуспешных наступательных операций юго-западнее Изюма и в районе Лимана.
  • Российские силы продолжали оборонять ранее занятые позиции вокруг Харькова и наносили ракетно-артиллерийские удары по украинским защитникам.
  • Российские силы не пытались штурмовать населенные пункты Херсонской и Запорожской областей, но продолжали обстреливать украинские позиции на юге Украины.
  • Кремль сталкивается с растущей активностью партизан на юге Украины, несмотря на попытки России ограничить передвижение и доступ к телекоммуникациям.
  • Украинские официальные лица продолжают переговоры об обмене пленными защитников Мариуполя.
  • Карта войны в Украине на вечер 4 июня
    Условные обозначения на картах боевых (военных) действий
    Карта войны в Украине на вечер 4 июня

    ISW обновил свою оценку четырех основных операций, в которых в настоящее время участвуют российские силы:

    Основное усилие – Восточная Украина (в составе одного подчиненного и трех вспомогательных усилий);

      Подчиненное главное усилие- Окружение украинских войск в котле между Изюмом и Донецкой и Луганской областями.
        Вспомогательное усилие 1 — г. Харьков;
        Поддерживающее усилие 2 — южная ось;
        Деятельность на оккупированных Россией территориях

    Основное усилие – Восточная Украина

    Подчиненные основные усилия — юг Харьковской, Донецкая, Луганская области (цель России: окружить украинские силы на востоке Украины и полностью захватить Донецкую и Луганскую области, территорию, на которую претендуют марионетки России на Донбассе)

    Российские войска провели ограниченные штурмовые операции к юго-востоку от Изюма и в районе Барвеноково (к юго-западу от Изюма), но 4 июня не добились никаких территориальных завоеваний. Глава Харьковской областной администрации Олег Синегубов сообщил, что российские войска безуспешно пытались захватить Вернополье, примерно в 20 км к юго-западу от Изюма. Российские войска продолжали безуспешно атаковать Богородичное, вероятно, пытаясь соединиться с частями, пытавшимися захватить Святогорск с востока — два населенных пункта примерно в 25 км к юго-востоку от Изюма. Украинский

    Горит Святогорская лавра
    Горит Святогорская лавра

    Генштаб сообщил, что российские войска продолжали обстрел Святогорска и его окрестностей. Украинские официальные лица сообщили, что российская артиллерия начала пожар, который уничтожил Святогорскую Лавру (монастырь) Московского Патриархата, но ISW не может независимо проверить это заявление. Министерство обороны России возложило ответственность за обстрел на украинские силы и заявило, что российские войска не наносили удары по Святогорску. Российские Telegram-каналы утверждали, что российские войска захватили Сосновое к северу от Святогорска и Брусовки, примерно в 9 км к юго-западу от Лимана. Украинский генеральный штаб сообщил, что российские силы все еще пытаются обезопасить восточный берег реки Северский Донец в Старом Караване, примерно в 1 км к северо-востоку от Брусовки.

    Карта боев Изюм Лисичанск Бахмут 4 июня
    Карта боев за Изюм, Лисичанск, Северодонецк, Бахмут 4 июня

    Украинские и российские источники подтвердили, что 3 июня украинские силы провели успешную контратаку в Северодонецке. Глава Луганской областной администрации Сергей Гайдай сообщил, что украинские силы отбили 20% Северодонецка у российских войск и нанесли значительные потери чеченским подразделениям. Некоторые российские блогеры сообщали, что чеченские подразделения, вероятно, думали, что они успешно захватили Северодонецк (об этом ранее во всех российских СМИ и пабликах цитировали Рамзана Кадырова), и не были готовы к контратаке. Минобороны России не прокомментировало контратаку и ложно заявило, что украинские части отступают к Лисичанску из-за больших потерь до 90% личного состава. Генштаб Украины сообщил, что российские войска продолжили уличные бои в Северодонецке и усилили свои части за счет резервов, мобилизованных из 2-го армейского корпуса “Луганской Народной Республики” (ЛНР) 4 июня. Гайдай сообщил, что российские силы продолжали обстреливать оставшиеся мосты в Северодонецке, чтобы отрезать пути украинской логистики в Северодонецк. Сообщается также, что российские войска начали безуспешную наступательную операцию на Устиновку, примерно в 16 км к юго-востоку от Северодонецка, вероятно, в попытке закрепить позиции на западном берегу Северского Донца.

    Украинские силы продолжали отражать наступательные операции России в районе Попасной и обороняли украинские сухопутные коммуникации между Бахмутом и Лисичанском. Генштаб Украины сообщил, что российские войска нанесли ракетные и авиационные удары по населенным пунктам в окрестностях Бахмута. Сообщается также, что российские силы проводили демонстративные действия, чтобы отвлечь внимание украинских защитников в районе Авдеевки, но не предпринимали штурмов в западной части Донецкой области. Министерство обороны Великобритании сообщило, что российские войска улучшили свое комбинированное применение авиационных и артиллерийских ударов на Донбассе по сравнению с первыми двумя месяцами войны. Российский милблогер и военнослужащий “Донецкой Народной Республики” (ДНР) Максим Фомин (Владелен Татарский) заявил, что российская пехота до сих пор не может успешно маневрировать, потому что российские войска не полностью подавили украинскую артиллерию. Фомин добавил, что российским силам трудно определить местонахождение украинской артиллерии из-за отсутствия необходимого оборудования (например, радаров и беспилотников) и плохой связи между российской артиллерией и разведывательными подразделениями.

    Карта обороны Северодонецка 4 июня
    Карта обороны Северодонецка 4 июня

    Усилие поддержки № 1 – город Харьков (цель России: отвести силы на север и защитить наземные пути сообщения до Изюма)

    Российские войска не вели наступательных действий на Харьковском направлении и 4 июня продолжали оборонять ранее занимаемые позиции. Как сообщили в Генштабе Украины, российские войска продолжали обстреливать украинские позиции к северо-востоку от Харькова и нанесли ракетный удар по транспортной инфраструктуре, объектам вблизи г. Мохнач, примерно в 36 км к юго-востоку от города. Пророссийский Telegram-канал «Рыбарь» заявил, что украинские инженерные подразделения достигли Хотомли, примерно в 46 км к востоку от Харькова, восточного берега Печенежского водохранилища, и действуют в этом районе, но не восстановили полный контроль над территорией. Украинские официальные лица и источники в СМИ не представили никаких доказательств того, что украинские защитники пересекли Печенежское водохранилище, но такое наступление может поставить под угрозу российские наземные коммуникации на севере Харьковской области. Украинский Генштаб сообщил, что 4 июня российские силы продолжали доставлять боеприпасы в передовые части и вывозили до 100 неустановленных единиц поврежденной военной техники на севере Харьковской области по своим линиям снабжения и связи.

    Карта обороны Харькова и Луганской области 4 июня
    Карта обороны Харькова и Луганской области 4 июня

    Усилие поддержки № 2 — Южная ось (Цель: защитить Херсонскую и Запорожскую области от украинских контратак)

    Российские войска продолжали оборонительные мероприятия и 4 июня нанесли ракетные, авиационные и артиллерийские удары по югу Украины. Запорожское областное военное управление сообщило, что на линии соприкосновения продолжались небольшие бои, но российские войска не вели наступательных действий. Россияне продолжали стягивать силы в Васильевке, примерно в 45 км к югу от Запорожья. Генштаб Украины сообщил, что российские войска обстреляли украинские позиции в центре Запорожской области и нанесли авиаудар по Каменскому к северу от Васильковки. Российские войска нанесли ракетные удары по Одесской и Николаевской областям и продолжали обстреливать Николаев и Херсонскую область.

    Карта боев в Херсонской и Николаевской области 4 июня
    Карта боев в Херсонской и Николаевской области 4 июня

    Деятельность на оккупированных Россией территориях (цель России: укрепить административный контроль над оккупированными территориями, установить условия для потенциальной аннексии Российской Федерации или какого-либо другого политического устройства в будущем по выбору Москвы)

    Президент России Владимир Путин ложно отрицал, что 3 июня Россия блокирует украинские морские порты и препятствует экспорту зерна, несмотря на сообщения о том, что российские силы продолжают грабить украинский агробизнес. Посол Украины в Турции Василий Боднар сообщил, что российские силы вывозят украденное зерно из Херсонской области в Турцию и другие неуказанные страны.

    Служба безопасности Украины (СБУ) сообщила, что украинские власти работают с неустановленной международной коалицией, чтобы договориться об обмене пленными защитников Мариуполя. В СБУ отметили, что неназванная международная коалиция гарантировала возвращение защитников Мариуполя, возможно, подразумевая, что российские и украинские силы достигли условного соглашения о сдаче Украиной металлургического завода «Азовсталь» в Мариуполе. В СБУ добавили, что Красный Крест несет ответственность за всех сдавшихся защитников Мариуполя. В СБУ отметили, что Кремль стремится устроить показательный суд над защитниками Мариуполя, но не уточнили, как российский приговор может повлиять на обмен пленными. Российские источники утверждали, что 4 июня украинские и российские военные равномерно обменялись телами погибших военнослужащих.

    Российские оккупационные власти не в состоянии полностью подавить активность украинских партизан, несмотря на продолжающиеся усилия по ограничению передвижения и связи на оккупированных территориях. Советник мэра Мариуполя Петр Андрюшенко заявил, что руководство “Донецкой Народной Республики” (ДНР) усилило фильтрационные процессы и ограничило передвижение гражданского населения между районами Мариуполя из-за растущего недовольства оставшихся жителей и постоянных утечек информации украинским властям. Украинский Генштаб сообщил, что российские оккупационные власти в Херсонской области усилили меры безопасности и начали носить бронежилеты и ездить на бронетранспортерах из-за сопротивления украинцев. Сообщается, что некоторые украинские партизаны начали предлагать платежи в криптовалюте за уничтожение российской военной техники.

    Читайте также:
    Анализ боевых действий в Украине за 03.06.2022: ISW

    Залишити відповідь

    Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

    8 − four =