По мере того, как война на Украине приближается к шестому месяцу, многие аналитики прогнозируют продолжение кровавой тупиковой ситуации до зимы. Но в этой жестокой войне на истощение проявилось несколько непредсказуемых военных, политических и дипломатических факторов.
Войны самыми основными переменными, пишет WP: системами вооружения и их возможностями; лидерство и его влияние на национальное единство; союзы, которые могут оказывать экономическую и дипломатическую поддержку комбатантам. Все это играет роль в войне России с Украиной, и в последние недели в каждой из них произошли тонкие, но важные сдвиги, которые могут помочь определить исход.
Одним из новых факторов является успех на поле боя американской ракетной системы, известной как HIMARS, которая в течение последних нескольких недель наносила удары по российским плацдармам и командным пунктам непосредственно на территории Украины. После нескольких недель отступления на Донбассе украинские силы вновь набрались смелости. По словам одного европейского чиновника, украинские генералы жалуются, что HIMARS настолько эффективны, что их следовало поставить еще несколько месяцев назад.
Генерал Валерий Залужный, командующий вооруженными силами Украины, заявил в своем интернет-посте, что «нам удалось стабилизировать ситуацию», отчасти благодаря HIMARS. По его словам, американские ракеты «использовались для точечных ударов по пунктам управления противника, а также по складам с боеприпасами и горючим».
Пентагон, который опасался поставлять HIMARS до тех пор, пока у него не было «доказательства концепции» того, что украинцы могут эффективно их использовать, теперь кажется убежденным. «Я думаю, что то, что происходит на передовой, оказало значительное влияние», — заявил на прошлой неделе представитель Пентагона.
Этим летом и осенью приоритетом НАТО будет поставка большего количества этих ракет в Украину, чтобы закрепить недавний успех. По словам европейского чиновника, официальные лица США и Европы мобилизуют оборонные компании для ускорения производства оружия. И идет гонка за расширением подготовки украинских сил. Великобритания планирует обучать 10 000 солдат каждые 120 дней — число, которое будет умножено другими странами.
По словам официальных лиц, украинские силы могут чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы расширить атаки этим летом на юге, в районе Херсона. Но реальное влияние нового оружия и обучения может проявиться следующей весной, после ожидаемого зимнего затишья в боевых действиях. Европейские чиновники заявили, что у Украины будет больше возможностей для отражения новых российских атак и, возможно, отвоевания некоторых территорий.
Человеческое лидерство является Х-фактором в любом конфликте. В этом случае и Украина, и Россия выигрывают от сильного объединяющего лидерства своих президентов Владимира Зеленского и Владимира Путина. Прогнозы о том, что эти лидеры сдадутся из-за внутреннего инакомыслия, оказались ошибочными.
Голоса обоих президентов намного выше, чем они были до войны. В Украине опрос, опубликованный в мае Международным республиканским институтом, показал, что 94% поддерживают Зеленского. Внутренние опросы Социологической группы «Рейтинги» показывают, что поддержка Зеленского почти утроилась с декабря по февраль, с 31% до 91%. В России июньский опрос Левада-центра, чьи данные считаются в целом точными, показал, что 83% поддерживают Путина, что на 14% больше, чем в январе, до российского вторжения.
Зеленский управляет страной, которая остается раздробленной, где коррумпированные олигархи обладают значительной властью. Он сопротивлялся довоенным призывам американцев сформировать правительство национального единства, но до сих пор ему удавалось избегать каких-либо серьезных внутренних конфликтов или “охоты на ведьм”.
Затем в воскресенье произошло внезапное отстранение от должности генерального прокурора страны и руководителя службы внутренней безопасности Ирины Венедиктовой и Ивана Баканова соответственно. Зеленский сказал, что они недостаточно агрессивны в преследовании сторонников России, и предположил, что нелояльных украинцев было гораздо больше. Эти шаги были резким напоминанием о скрытой напряженности. Но источники, близкие к украинским политикам, говорят, что до сих пор Зеленскому удавалось удерживать за собой широкие массы страны — и тем самым приручать олигархов.
Если Зеленский внесет более импульсивные изменения в свою администрацию, он может поставить под угрозу единство, которое является его самым ценным достоянием. Рик Аткинсон, автор знаменитой трилогии о Второй мировой войне в Европе, предостерегает любого лидера военного времени: «Смена высших национальных руководящих должностей в военное время обычно предполагает стрессовые переломы наверху, возможно, из-за столкновения эго или потребности в козлах отпущения, когда дела идут плохо». Это предостережение в равной степени относится и к Путину.
Что касается альянсов, мечты Путина о переустройстве мирового порядка, похоже, рухнули после провала его плана быстрого обезглавливания режима Зеленского. Вместо того чтобы разрушить НАТО, Путин активизировал альянс, втянув в пакт Швецию и Финляндию и оказав новое давление на северный фланг России. Но вечно коварный Путин на этой неделе попытался укрепить свои дипломатические позиции на южном уровне, отправившись в Иран, чтобы встретиться с аятоллой Али Хаменеи и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Поездка Путина в Тегеран — это творческая попытка получить политическое влияние со стороны лидера, который знает, что грубая сила российского оружия сама по себе может втянуть Россию в конфликт, из которого она может не выбираться в течение десятилетий. Это также напоминание о диких дипломатических и военных козырях, которые могут изменить нынешний мрачный прогноз о том, что обе стороны прорубят себе путь к тупику и что окончательный исход этой ужасной войны остается неопределенным.
Читайте также:
За сутки в Херсонской области уничтожено 48 российских боевиков