HIMARS - обстреливает ночью

Рисунок воронок на Антоновском мосту в Херсоне иллюстрирует возможности точных ударов. Мост, один из двух основных путей в город или из города через реку Днепр, был сделан непроходимым 27 июля украинскими военными, которые борются за освобождение Херсона от российских войск.

Они использовали несколько ракет, выпущенных из американской пусковой установки Himars, которая использует сигналы глобальной системы позиционирования (GPS) для поиска цели, пишет The Economist. GPS — мощный инструмент войны, но противник часто может сделать его бесполезным. Что могла сделать Россия, чтобы предотвратить новые удары такого рода?

Система глобального позиционирования NavStar была разработана ВВС США в 1970-х годах. Это была первая система, обеспечивающая портативную точную навигацию в любой точке Земли. Приемник улавливает сигналы точного времени от нескольких спутников и вычисляет свое положение путем триангуляции (метод заключается в геодезическом построении на местности системы пунктов, образующих треугольники, у которых измеряются все углы и длины некоторых базовых сторон). Боеприпасы с GPS-наведением почти полностью заменили в американском арсенале неуправляемые бомбы. Многие другие виды оружия, от ракет до артиллерийских снарядов, также поддерживают работу с помощью GPS. Большая часть старого украинского вооружения российского производства не настолько продвинута. Но Америка и другие украинские союзники предоставляют ракеты с GPS-наведением и артиллерийские снаряды. Технология дорогая, но почти гарантирует попадание, если цель неподвижна и ее местоположение известно.

Но система GPS может быть уязвимой. Спутники, которые поддерживают ее, находятся примерно в 20 000 км от Земли, но их передатчики не мощнее автомобильных фар. Их слабые сигналы могут быть заглушены радиопередатчиками, работающими на тех же длинах волн. Некоторые труднее заглушить, чем другие. Военные приемники GPS могут использовать «M-код», сигнал только для военных. Некоторые приемники оборудованы цифровыми фильтрами для отделения сигналов от шума и направленные антенны для приема только спутниковых сигналов. Американское оружие, такое как ракеты Himars, также имеет резервное инерциальное наведение, которое измеряет ускорение и использует его для экстраполяции расстояния и направления движения. Это срабатывает, если GPS не может направить ракету.

Тем не менее Дана Говард, президент правозащитной организации Resilient Navigation and Timing Foundation и член правительственного консультативного совета США по GPS, считает, что Россия могла бы сделать больше для предотвращения точечных ударов по Украине. По его словам, возможно, она воздерживается от глушения, чтобы сохранить некоторые возможности в резерве на случай возможного конфликта с НАТО. Мощный глушитель является радиоэквивалентом маяка, что делает его очень заметной целью. Некоторые российские силы могут даже использовать GPS вместо ГЛОНАСС, собственной эквивалентной (но менее надежной) технологии. Министр обороны Великобритании Бен Уоллес заявил, что некоторые российские пилоты прикрепляют коммерческие GPS-приемники к своим приборным панелям. Кремль, возможно, решил ограничить глушение, чтобы не мешать своим силам.

Россия также способна сделать GPS-спутники полностью бесполезными, используя кибер- или физическую атаку. Но маловероятно, что на такой радикальный шаг просто помешают украинским ударам. Атака на GPS будет атакой на Америку и, таким образом, рискует втянуть НАТО в конфликт. Тем не менее, чтобы противостоять такой угрозе, США уже давно разрабатывают альтернативы спутниковой навигации. В июне на бомбардировщике B-2 испытали систему под названием «крысы». Большинство систем такого типа используют радар самолета, чтобы точно определить его местоположение, сравнивая землю под ним с картой, формой «сопоставления контуров местности» или TERCOM, используемого крылатыми ракетами на протяжении десятилетий.

Читайте также:
Российские войска пока не могут захватить Пески: британская разведка

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

one × three =