российская армия

Сейчас идет основная фаза российских наступательных операций в Луганской области, и России, вероятно, не хватает свободных резервов, чтобы резко увеличить масштабы или интенсивность наступления этой зимой.

Американский Институт изучения войны опубликовал сегодня анализ использования российских сил, задействованных в наступлении на востоке Украины.

Российские обычные сухопутные войска, как правило, развертываются и ведут боевые действия в составе обычных доктринальных формирований и частей, а не в составе батальонных тактических групп или других специальных структур. Наблюдаемое отсутствие нескольких критически важных танковых частей свидетельствует о том, что российские военные продолжают бороться за замену техники, особенно танков, утраченной в ходе предыдущих неудачных наступательных операций. Российские силы почти наверняка все еще имеют в резерве несколько переформированных механизированных частей, но ввод этих ограниченных резервов на передовую в Луганской области вряд ли радикально изменит ход продолжающегося наступления.

Нынешняя схема боевых действий в Луганской области указывает на то, что российские силы в этом районе развертываются в виде доктринальных частей и соединений от уровня военного округа до уровня бригады/полка, а также, вероятно, до уровня батальона. Российские силы, действующие на линии фронта в Луганской области и вблизи нее, почти полностью выведены из Западного военного округа (ЗВО) с небольшим подкреплением из других группировок войск. Такая диспозиция свидетельствует о том, что российское военное командование вернулось к традиционной структуре управления войсками военного округа, при которой все подразделения в дискретном географическом районе попадают в зону ответственности единого военного округа. Каждая из двух полных дивизий ЗВО (144-я и 3-я мотострелковые дивизии) развернула свои маневренные полки в линию, что позволило командирам дивизий действовать так, как и полагается согласно предназначению дивизий. Эти полки были переформированы из мобилизованного личного состава.

Российские войска на протяжении всей этой войны развертывались в различных нестандартных и недоктринальных структурах, начиная с батальонной тактической группы, но также включая добровольческие полки, подразделения БАРС (Национальный боевой резерв) и подразделения ополчения, принадлежащие Донецкой и Луганской “Народным Республикам” (ДНР и ЛНР соответственно), не говоря уже о ЧВК Вагнера из осужденных. Возвращение к доктринальным структурам представляет собой изменение структуры российских сил и плана кампании. Как ранее оценивал ISW, Министерство обороны России в настоящее время проводит ряд реформ, направленных на формализацию и профессионализацию Вооруженных сил России и подготовку к ведению затяжной войны в Украине в качестве обычной армии.

Россияне получают меньше пользы от этого возвращения к норме военных действий, чем они могли бы надеяться, из-за сильно ухудшенного состояния их сил. Они не оставили достаточно времени для обучения своих мобилизованных резервистов стандартам, достаточным для поддержки крупномасштабной наступательной механизированной маневренной войны, как неоднократно наблюдал ISW; и им явно не хватает оборудования, необходимого для экипировки воссозданных подразделений. Таким образом, сплоченные 3-я и 144-я мотострелковые дивизии, наступавшие на Луганском областном направлении, с начала наступления добились относительно небольших успехов.

Российские военные направили подавляющее большинство обычных подразделений Западного военного округа (ЗВО) в свои решительные наступательные действия в Луганской области, оставив относительно небольшое количество элементов либо в резерве, либо незамеченными. ISW наблюдал элементы российского ЗВО, а также некоторые дополнительные элементы Центрального военного округа (ЦВО), Донецкой и Луганской “Народной Республики” (ДНР и ЛНР) и воздушно-десантные (ВДВ), расположенные вдоль линии фронта в Луганской области, с определенной концентрацией подразделений вдоль линия Сватово-Кременная. Обе стрелковые дивизии 20-й общевойсковой армии (ОВА) — 144-я мотострелковая дивизия (144-я МСД) и 3-я мотострелковая дивизия (3-я МСД) — полностью переброшены на рубеж Сватово-Кременная в Луганской области. ISW наблюдал как стрелковые полки 144-й МСД (254-й гв мотострелковый полк и 488-й гвардейский мотострелковый полк), так и ее танковый полк (59-й гвардейский танковый полк), дислоцированные на линии Сватово-Кременная, но наблюдал также 752-й и 252-й мотострелковый полки 3-й МСД. ISW также получил сообщения о переброске частей 4-й танковой дивизии 1-й гвардейской танковой армии, 26-го танкового полка 47-й танковой дивизии 1-й гвардейской танковой армии и 27-й отдельной танковой бригады 1-й гвардейской танковой армии по линии от Сватово на север в сторону Купянска. ЦВО дополнительно направило части 6-го танкового полка 90-й танковой дивизии в район Сватово и неустановленных частей на лиманском направлении западнее Кременной. Подразделения и специальные формирования “ДНР”, по-видимому, поддерживают операции ЗВО на линии Сватово-Кременная в ограниченном количестве, а подразделения “ЛНР” (в частности, 4-й мотострелковый полк) действуют в районе Белогоровки южнее Кременной, где действуют ограниченные подразделения ВДВ, в частности 76-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия и 98-я воздушно-десантная дивизия,

Фронт в Харьковской-Луганской области
Фронт в Харьковской-Луганской области

ISW не наблюдает за вводом 2-й мотострелковой дивизии (2-й МСД) 1-й гвардейской танковой армии в боевые действия, хотя сообщалось, что это подразделение было переброшено в Луганскую область. Главное разведывательное управление Украины (ГУР) 25 января отметило, что 2-я МСД частично передислоцирована в Луганскую область с полигонов в Беларуси. ISW пока не зафиксировал признаков появления 2-й МСД или входящих в ее состав частей — 15-го гвардейского мотострелкового полка, 1-го танкового полка или 1-го гвардейского мотострелкового полка — вблизи линии фронта. Таким образом, подразделения 2-й МСД, вероятно, находятся в резерве в тылу Луганской области и, вероятно, в будущем могут быть переброшены на передовую. Вполне возможно, что части 2-й МСД уже были отправлены на линию в каком-то качестве, но ISW просто не наблюдал доказательств их присутствия. Этот сценарий маловероятен из-за шумихи вокруг этого подразделения, когда оно действует, и из-за подробностей, с которыми российские и украинские источники сообщают о российских подразделениях, сражающихся в Луганской области. Отсутствие 2-й МСД в активном бою предполагает, что российские силы держат большую часть дивизии в резерве. Однако, поскольку две мотострелковые дивизии, вероятно, уже полностью введены в бой вместе с другими подкреплениями, добавление в бой двух или, возможно, трех полков 2-й мотострелковой дивизии вряд ли приведет к нелинейному изменению наступательных возможностей россиян.

Отсутствие нескольких элитных и видных элементов ЗВО на линии фронта в Луганской области и в других местах на театре военных действий свидетельствует о том, что российские вооруженные силы продолжают сталкиваться с проблемами при воссоздании боевых частей, особенно танковых частей. ЗВО командует тремя маневренными соединениями армейского уровня — 6-й и 20-й общевойсковыми армиями (ОВА) и 1-й гвардейской танковой армией (ГТА). Как отмечалось выше, 20-я ОВА активно действует на линии Святово-Кременная. Однако ISW наблюдал лишь ограниченные упоминания о 6-й ОВА и частичные упоминания о соединениях 1-й ГТА в Луганской области и не наблюдал эти элементы где-либо еще на театре военных действий, что позволяет предположить, что некоторые из этих частей и формирований, вероятно, еще не были воссозданы. Задержка с воссозданием, в частности, танковых частей могла быть связана с тем, что несколько важнейших (и ранее элитных) танковых и механизированных соединений России потерпели сокрушительные поражения в течение первого года войны. 1-я ГТА, например, понесла огромные потери при наступлении в Черниговской области в начале войны, а затем еще раз осенью 2022 г. во время контрнаступления Украины в Харьковской области. Известно, что 4-я танковая дивизия 1-й ГТА, в частности ее 12-й и 13-й гвардейские танковые полки, в сентябре 2022 года за несколько дней потеряла почти 100 танков (что количественно соответствует полному полку).

Потери российских танков в этой войне были огромны и составили эквивалент примерно 16 танковых полков, что, вероятно, препятствует способности России быстро восстанавливать свои танковые части. Недавние разведывательные оценки, представленные голландской исследовательской организацией Oryx и британским исследовательским институтом Международного института стратегических исследований (IISS), ясно показывают эти потери. Oryx подтвердил 1027 окончательных потерь и 548 захваченных российских танков на 20 февраля, что, вероятно, означает, что Россия потеряла половину своего довоенного танкового парка в первый год войны. IISS аналогичным образом отметил 15 февраля, что Россия потеряла около 50 процентов своего довоенного количества основных боевых танков Т-72Б и Т-72Б3М. Для одного танкового полка требуется чуть меньше 100 танков, поэтому для восстановления двух танковых полков с нуля (как, вероятно, потребуют 12-й и 13-й танковые полки) потребуется 200 танков, которых российские вооруженные силы, по-видимому, не имеют в наличии и не способны быстро производить. Повсеместные потери танков также влияют на способность мотострелковых формирований эффективно действовать, но мотострелковым подразделениям требуется меньше танков, и они могут лучше использовать большое количество относительно неподготовленной живой силы, созданной спешной российской мобилизацией резервов. Отсутствие воссозданных танковых полков и бригад, тем не менее, лишает российские сухопутные силы того удара, который необходим для совершения и использования важных в оперативном отношении прорывов, что может объяснить, почему ЗВО до сих пор не смог их осуществить.

Схема развертывания российских войск в других частях театра убедительно свидетельствует о том, что большинство доступных маневренных элементов других военных округов и Воздушно-десантных войск уже задействованы и, таким образом, не представляют собой большого резерва, который Москва могла бы внезапно бросить в бой в Луганской области или где-то еще. Ранее ISW оценивал, что различные подразделения Южного военного округа (ЮВО) в настоящее время ведут безуспешные наступательные операции по всей Донецкой области и занимают оборонительные позиции на восточном (левом) берегу реки Днепр в Херсонской области. Подразделения Восточного военного округа (ВВО), а также 40-я и 155-я бригады морской пехоты вели боевые действия преимущественно под Угледаром на западе Донецкой области и за последние недели понесли катастрофические потери. Войска “ДНР” активно действуют на окраинах Донецка и в других районах Донецкой области. Центральный военный округ (ЦВО), понесший сокрушительные потери в ходе контрнаступательных операций украинских войск под Лиманом осенью 2022 г., по-видимому, в основном усиливает свои элементы в районе Кременной. Элементы ВДВ разбросаны по всему театру, постепенно дополняя и все больше вытесняя Группу Вагнера в ее наступлениях вокруг Бахмута и сохраняя присутствие на юге Украины, а также ограниченное присутствие в Луганской области. Переброска российских сил по всей территории Украины предполагает, что 2-я МСД является единственным очевидным кандидатом на роль резерва театра военных действий, если только не начнут появляться недостающие танковые полки/бригады. Министерство обороны Соединенного Королевства (МО Великобритании) ранее подтвердило эту оценку, предположив, что абсолютное большинство российских военных уже находится в Украине.

В Луганской области вполне может быть больше российских элементов, чем на данный момент наблюдает ISW. Другие исследовательские организации предположили, что дополнительные подразделения 6-й ОВА действуют вдоль Луганской областной линии. ISW не может проверить источники этих других оценок, но у нее нет причин подвергать их сомнению. Если элементы 6-й ОВА или других формирований действительно были задействованы, то российские резервы театра военных действий, доступные для использования в последующих наступательных или оборонительных операциях, еще меньше. Наступление, скорее всего, продолжится и может ненадолго увеличиться по интенсивности, если будут задействованы резервные элементы, такие как 2-я МСД, но это увеличение интенсивности, вероятно, будет кратковременным и не сможет добиться значительных успехов в оперативном отношении.

Ключевые события в продолжающихся боевых действиях 19 февраля:

  • Член Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Федор Вениславский заявил, что российские войска уже перебросили все свои боеспособные подразделения на передовые позиции в Луганской и Донецкой областях, а также в некоторых частях Запорожской области.
  • Сообщается, что к апрелю украинские силы смогут перебросить в прифронтовые районы только 50 западных танков из обещанных 320 танков.
  • Министерство обороны России подтвердило, что 1-й армейский корпус “Донецкой Народной Республики” (ДНР) и 2-й армейский корпус “Луганской Народной Республики” (ЛНР) являются официальными формированиями Вооруженных Сил России, отвергнув при этом обвинения в увольнении официального представителя военного командования “ДНР” Эдуарда Басурина или любых других командиров “ЛНР/ДНР”. Финансист группы Вагнер Евгений Пригожин ухватился за разногласия по поводу сообщения об увольнении Басурина, предав гласности встречу с Басуриным, на которой Пригожин продолжил несколько информационных направлений атаки на МО России.
  • Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров публично аплодировал Пригожину после того, как, вероятно, отказался присоединиться к возобновившейся кампании Пригожина против Минобороны России. Кадыров также указал, что он может быть заинтересован в создании собственной военизированной компании после увольнения с государственной службы.
  • Минобороны России ложно заявило, что украинские официальные лица готовят радиологическую атаку под ложным флагом, чтобы обвинить Россию в нарушении Конвенции о ядерной безопасности в преддверии 11-й экстренной специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
  • Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин заявил, что завершено расследование взрыва 10 октября 2022 года на мосту через Керченский пролив в Крыму доказывает, что украинские спецслужбы спланировали и осуществили теракт. Однако, атака была законной военной операцией, а не терактом, если ее провела Украина на своей оккупированной Россией территории.
  • Российский блогер утверждал, что российские войска перешли границу России в Харьковскую область и заняли неуказанные приграничные населенные пункты.
  • Российские войска продолжали наступательные действия северо-западнее Сватово и в районе Кременной. Российские источники утверждают, что украинские силы укрепляют передовые позиции к западу и северо-западу от Кременной.
  • Российские войска, вероятно, добились незначительных успехов в северных пригородах Бахмута и на восточных окраинах города. Известный российский блогер утверждал, что деградировавшие формирования группы Вагнера сужают масштабы наступления в районе Бахмута из-за нехватки сил.
  • Сообщается, что российские силы продолжали наступательные операции на западной окраине Донецка и в районе Угледара.
  • Российские миллогеры утверждали, что российские войска провели локальную наземную атаку возле Новоданиловки Запорожской области. Также были обнародованы видео, на которых боевики группы Вагнера прибывают в Мелитополь Запорожской области.
  • Глава крымского оккупационного парламента Владимир Константинов заявил, что крымские оккупационные власти национализировали украинскую собственность на десятки миллиардов рублей (не менее 10 миллионов долларов США) и планируют использовать средства от продажи собственности для поддержки российских сил, воюющих на Украине.
  • Российский милблогер утверждал, что командир 45-й отдельной бригады специального назначения ВДВ России Вадим Панков получил звание генерал-майора.
  • Сообщается, что российский производитель дронов «Ланцет» и дочерняя компания концерна «Калашников» производят дроны в общественной сауне после споров о доступе к их объектам, что побудило других российских производителей дронов призвать к массовой сборке дронов, несмотря на отсутствие надлежащих помещений.
  • Украинские военные сообщили, что российские силы не могут ремонтировать модернизированные зенитно-ракетные комплексы С-300 вблизи линии фронта из-за проблем с логистикой и вынуждены передавать эти системы на заводы-изготовители в России.
  • Залишити відповідь

    Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

    15 + 7 =