Затопленный Херсон

Разрушение Каховской плотины было быстроразвивающимся бедствием, которое быстро перерастает в долгосрочную экологическую катастрофу, затрагивающую питьевую воду, запасы продовольствия и экосистемы, достигающие Черного моря.

Об этом пишет Associated Press.

Краткосрочные опасности можно увидеть из космоса — затоплены десятки тысяч участков земли, и это еще не все. Эксперты говорят, что долгосрочные последствия будут для поколений.

На каждый затопленный дом и ферму приходится несколько полей недавно посаженных зерновых, фруктов и овощей, оросительные каналы, которые пересыхают. Тысячи рыб остались задыхаться на илистых отмелях. Птенцы водоплавающих птиц потеряли свои гнезда и источники пищи. Бесчисленные деревья и растения были утоплены.

Если вода — это жизнь, то осушение Каховского водохранилища создает неопределенное будущее для региона юга Украины, который до перекрытия Днепра 70 лет назад был засушливой равниной. Каховская плотина была последней в системе из шести плотин советской эпохи на реке, которая течет из Беларуси в Черное море.

Затем Днепр стал частью линии фронта после вторжения России в прошлом году.

«Вся эта территория сформировала свою особую экосистему, в том числе и водохранилище, — говорит Екатерина Филюта, эксперт по охраняемым местообитаниям Группы охраны природы Украины.

Шесть плотин вдоль Днепра были спроектированы так, чтобы работать в тандеме, приспосабливаясь друг к другу по мере повышения и понижения уровня воды от одного сезона к другому. Когда российские войска захватили Каховскую плотину, вся система пришла в запустение.

Сознательно или просто по неосторожности российские войска допустили неконтролируемые колебания уровня воды. Зимой они падали опасно низко, а затем поднимались до исторических пиков, когда таяние снегов и весенние дожди скапливались в водохранилище.

После обрушения плотины во вторник бурлящие воды вырвали с корнем мины, разорвали тайники с оружием и боеприпасами и унесли в Черное море 150 тонн машинного масла. Целые города были затоплены до крыш, а тысячи животных погибли в большом национальном парке, находящемся под российской оккупацией.

Затопленные дома в Херсоне. Видны радужные пятна от разлитых нефтепродуктов. Это всё уносит в Черное море. Часть осядет на грунте, отравляя его.
Затопленные дома в Херсоне. Видны радужные пятна от разлитых нефтепродуктов. Это всё уносит в Черное море. Часть осядет на грунте, отравляя его.

Радужные пятна уже покрывают мутные спокойные воды вокруг затопленного Херсона. Заброшенные дома воняют гнилью, поскольку автомобили, комнаты на первом этаже и подвалы остаются затопленными. Огромные пятна, замеченные на аэрофотосъемке, тянутся через реку от городского порта и промышленных объектов, демонстрируя масштабы новой проблемы загрязнения Днепра.

По оценкам Министерства сельского хозяйства Украины, 10 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий оказались под водой на территории Херсонской области, контролируемой Украиной, и «во много раз больше» на территории, оккупированной Россией.

Фермеры уже чувствуют боль исчезающего водохранилища. Дмитрий Невеселый, мэр села Марьинское, сказал, что в ближайшие дни пострадают все жители 18-тысячной общины.

«Сегодня-завтра мы сможем обеспечить население питьевой водой», – сказал он. После этого, кто знает. «Канал, который снабжал наше водохранилище, также перестал течь».

Водохранилище емкостью 18 кубических километров было последней остановкой Днепра на протяжении сотен километров реки, протекавшей через промышленные и сельскохозяйственные центры Украины. Десятилетиями его поток нес сток химикатов и ядохимикатов, осевших в иле на дне.

Украинские власти проверяют уровень токсинов в иле, который с приходом лета может превратиться в ядовитую пыль, заявил Евгений Симонов, ученый-эколог из Рабочей группы по экологическим последствиям войны в Украине, некоммерческой организации активистов и исследователей.

Вода с розливами нефтепродуктов на Херсонщине
Вода с розливами нефтепродуктов на затопленной Херсонщине

Степень долгосрочного ущерба зависит от движения линии фронта в непредсказуемой войне. Можно ли восстановить плотину и водохранилище, если там продолжатся боевые действия? Должен ли регион снова стать засушливой равниной?

Заместитель министра иностранных дел Украины Андрей Мельник назвал разрушение плотины «самой страшной экологической катастрофой в Европе со времен Чернобыльской». Об этом писал и ZpTown.

По словам Симонова, рыбы и водоплавающие птицы, которые попали в зависимость от водохранилища, «потеряют большую часть своих нерестилищ и нагульных угодий».

Ниже по течению от плотины находится около 50 охраняемых территорий, в том числе три национальных парка, сказал Симонов, который в октябре выступил в соавторстве с предупреждением о потенциально катастрофических последствиях как вверх, так и вниз по течению, если Каховская плотина будет повреждена.

По словам Филиуты, потребуется десятилетие, чтобы популяции флоры и фауны вернулись и приспособились к своей новой реальности. И, возможно, дольше для миллионов живших там украинцев.

В Марьинском, фермерском сообществе, они прочесывают архивы в поисках записей о старых колодцах, которые они выкапывают, очищают и анализируют, чтобы убедиться, что вода там есть, останется после стабилизации уровня воды в Днепре и останется пригодной для питья.

«Потому что территория без воды станет пустыней», — сказал мэр.

Дальше всей Украине придется решить, восстанавливать ли водохранилище или иначе думать о будущем региона, его водоснабжении и большой части территории, которая внезапно становится уязвимой для инвазивных видов — так же, как она была уязвима для вторжения, что вызвало катастрофу с самого начала.

«Наихудшие последствия, вероятно, коснутся не нас напрямую, не меня, не вас, а, скорее, наших будущих поколений, потому что эта техногенная катастрофа непрозрачна», — сказал Филюта. «Последствия грядущие будут для наших детей или внуков, точно так же, как сейчас мы переживаем последствия чернобыльской катастрофы, а не наши предки».

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

ten + 13 =