Владимир Путин будет продолжать нападения на другие государства, пока его режим остается у власти.
Режим Путина — деспотичный внутри страны и империалистический за ее пределами. Вся власть сосредоточена в руках российского лидера-диктатора, который постоянно нарушает права человека и гражданина, подавляет любую оппозицию и придает легитимность собственной власти, апеллируя к мечтам русских о былой славе и великодержавности России, и систематически занимаясь военными авантюрами под предлогом защиты русских в «ближнем зарубежье».
Культ личности Путина основан на его гипермужественном образе крутого лидера, который готов и способен противостоять реальным и мнимым внутренним и внешним врагам. Он будет и дальше душить права россиян и их демократические устремления, будет продолжать нападения на другие государства, делая это до тех пор, пока его режим остается у власти.
Поэтому надежды Запада на прекращение российско-украинской войны на востоке Украины посредством переговоров несбыточны. На что бы ни согласился Путин — пусть даже Украина возьмет на себя обязательство никогда не пытаться вступить в НАТО — это будет в лучшем случае временное отступление от его экспансионистской внешней политики. А выбор стран для оказания давления у Путина велик: от Прибалтики и Беларуси до Молдавии и Украины, от Армении, Азербайджана и Грузии до пяти государств Центральной Азии. Во всех этих странах есть русское и русскоязычное население, и Москва может воспользоваться этим для оправдания своих жестких действий.
Единственное эффективное решение этой проблемы в ближайшей и среднесрочной перспективе — дать соседям России возможность противостоять империализму Путина. Конечно, ключевым государством в создании такого санитарного кордона является Украина. Но сразу за ней следуют Беларусь и Казахстан, где также проживает многочисленное русскоязычное население. Если лишить Путина всех трех стран, его империалистические наклонности удастся весьма результативно сдержать.
Но единственное эффективное решение проблемы путинского экспансионизма в долгосрочном плане – это смена режима. Путин и его фашиствующий режим всегда будут предрасположены к подавлению русских и притеснению нерусских. Таким образом, устранение путинского режима является предпосылкой для создания более свободной и более дружелюбной России.
Естественно, ни одно западное государство не будет заниматься сменой режима в России. Вопреки российским утверждениям об обратном, западные политические руководители ничего не делали, не делают и вряд ли будут делать для того, чтобы Путин и его режим ушли.
Но им и не нужно ничего делать, потому что этот режим быстро распадается и легко может рухнуть в предстоящие месяцы или годы. Чрезмерно централизованные государства с культом личности своих лидеров исключительно коррумпированы, а форма правления там крайне неэффективна. И Россия здесь не исключение.
Благодаря высоким ценам на энергоносители в прошлом путинский режим мог заниматься кражами в огромных масштабах, оставляя при этом достаточно средств для удовлетворения социальных нужд и потребностей армии. Но те дни ушли навсегда, и теперь режим может красть только в ущерб населению.
Россия отчаянно нуждается в реформах, но будучи высокоцентрализованным государством, замыкающимся на своего лидера, она в лучшем случае может вести себя, как обычно: призывая население работать упорнее и напряженнее. Лидеры таких государств также склонны допускать колоссальные стратегические ошибки. Будучи уверенными в собственной непогрешимости и не имея никаких противовесов, они могут настаивать на своих сумасбродных идеях и концепциях в ущерб собственной стране, а в конечном итоге – и самим себе. Аннексия Путиным Крыма, например, ухудшила экономическое, военное и дипломатическое положение России, и сделала российского лидера отверженным на международной арене.
И наконец, легитимность путинского режима напрямую зависит от его способности создавать впечатление чрезвычайно мужественного, полного энергии и жизненных сил руководителя. Но он очень быстро лишается этой способности, заметно старея и становясь похожим на самого себя — пожилого, но молодящегося человека.
Продолжающийся российский авантюризм в других государствах – это самое худшее, что может случиться с таким окостеневшим, коррумпированным и близким к банкротству государством. Обязательства России превосходят ее возможности, что станет ясно очень скоро, а поэтому ее экономика и система государственного устройства подвергаются постоянно возрастающему давлению. В какой-то момент незначительное потрясение (беспорядки, убийство, смерть) легко может привести к восстанию, путчу или даже к гражданской войне.
Как это ни парадоксально, но Западу, скорее всего, придется столкнуться с перспективой смены режима в России, пусть даже он изо всех сил старается не думать о таком развитии событий. Западные государства никак не смогут остановить неизбежный упадок путинского режима. Но они способны существенно ограничить ущерб от такой смены режима, активно поддерживая Украину и прочие нерусские государства, и тем самым сдерживая дестабилизацию в России.
Александр Мотыль — профессор политологии университета Ратгерса в Ньюарке, специализирующийся на Украине, России и бывшем СССР.