Результаты анализа показали целесообразность введения водородной экономики, широкие возможности для этого, а также выгоду от инфраструктуры, соединенной с ЕС.
Во время онлайн-воркшопа, организованного UNECE, Константин Гура, и.о. Председателя Госэнергоэффективности, заявил о значительном потенциале Украины по производству и использования водорода и необходимые шаги для развития этой сферы.
Об этом сообщает пресс-служба ведомства.
Поддержку Украине в этом также предоставляет и непосредственно UNECE – Европейская экономическая комиссия ООН. Ее эксперты при поддержке Минэнерго и Госэнергоэффективности провели исследование потенциала водородных технологий в Украине. Результаты анализа показали целесообразность введения водородной экономики, широкие возможности для этого, а также выгоду от инфраструктуры, соединенной с ЕС.
В соответствии с целями Энергетической стратегии Украины на период до 2035 года по установлению мощностей ВЭС и СЭС, среднегодовое производство «зеленого» водорода может составить 5,5 млрд кубометров.
Как указывает Госэнергоэффективности, среди преимуществ использования «зеленого» водорода:
· Обеспечение гибкости работы энергосистемы;
· Декарбонизация промышленности и транспортного сектора;
· Долгосрочное хранение электроэнергии.
Для подготовки Стратегии развития водородной энергетики в Украине до 2050 года важно разработать следующие вопросы:
· Разработка законодательства и стандартов производства, транспортировки, хранения и использования водорода
· Разработка стимулов;
· Реализация пилотного проекту по производству «зеленого» водорода
· Развитие инфраструктуры транспортировки водорода.
Развитие водородной энергетики будет способствовать активизации инновационной и инвестиционной деятельности, укреплению экономики, повышению конкурентоспособности украинских предприятий, энергетической независимости и улучшению климатической ситуации в Украине.
Как известно, широкое использование водорода в металлургии позволит отказаться от применения кокса, что позволит декарбонизовать процессы производства стали.
Водород, как и кокс, могут быть использованы в качестве восстановителя для удаления примесей из железной руды. При традиционном производстве стали углерод в коксе реагирует с кислородом в железной руде с образованием углекислого газа. Если вместо кокса используется водород, то он также реагирует с кислородом в железной руде, но с образованием водяного пара.
Существуют два основных способа получения водорода:
Паровой риформинг – каталитическая конверсия углеводородов (метана, пропан-бутана, бензина, керосина, дизтоплива, угля) в присутствии водяного пара. Это самый дешевый потому и распространенный способ производства водорода. Недостаток – высокая эмиссия CO2. Применение технологий улавливания и захоронения углекислого газа (CCS) решает проблему эмиссии, но существенно повышает стоимость водорода.
Электролиз – процесс разложения воды под действием постоянного электрического тока на кислород и водород. Химическая реакция идет по схеме: 2Н2O + энергия —> 2H2+O2. Это способ получения “зеленого” водорода, но он в 1,5-3 раза дороже, чем при риформинге, если тот процесс использует технологии утилизации CO2.
Чтобы декарбонизовать металлургию и сделать ее водородной, необходимо не только получение “зеленого” водорода, без выбросов в атмосферу парниковых газов, но и приведение проекта к максимальной экономической эффективности.
Получение водорода путем электролиза – процесс очень энергоемкий, поэтому необходимо не только строительство новых электрогенераций. Они должны быть “зелеными” – солнце, ветер, приливы, течения, волны и прочее.
В этом плане у SKM (Рината Ахметова) есть все ресурсы для перестройки металлургических мощностей своих активов на декарбонизованные технологии: Метинвест – потребляет, а ДТЭК производит “зеленый” водород.
Читайте также:
Тасмания стала первым штатом Австралии и одной из первых юрисдикций на планете, которая может полностью обеспечивать свое население электроэнергией из возобновляемых источников
Почему горелка газовой печи горит красным или оранжевым пламенем и что с этим делать?